Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ.
Advertisements

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ 7 декабря 2012 ВЕБИНАР.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философского знания Функции и.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Проблема бытия в философии Нового времени Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
ФИЛОСОФИЯ Предмет и функции философии. Гете – немецкий поэт и естествоиспытатель ( ) «Тот, кто духом не проникнет, В толщу трех тысячелетий, К.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Философия Доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Культурология - это область гуманитарного знания, охваты - вающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М., 2008, С. 4-27, Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Транксрипт:

Философия и ее роль в жизни общества Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей

План лекции Философия и ее роль в жизни общества 2 Плюралистический характер философского знания Интерпретации философии Предметное поле философии Онтология Гносеология Социальная философия Философская антропология Функции философии Философия и мировоззрение Уровни мировоззрения «Картины мира».

Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 Знания особенности предметного поля философии основные функции философии специфика философского знания (плюралистический характер) Структура философского знания Умения и навыки раскрывать взаимосвязь философии и мировоззрения уметь ориентироваться в разных уровнях мировоззрения давать краткую характеристику «картин мира».

Содержание Философия и ее роль в жизни общества 4 1.Ключевые понятия 2.Учебный материал 3.Вопросы для самопроверки 4.Рекомендуемая литература

Ключевые понятия Что есть философия 5 Антропология Бытие Гносеология Диалектика Закон Идеализм Концепция Логика Методология Мировоззрение Натурфилософия Онтология

Учебный материал Плюралистический характер философского знания 6 Интерпретации философии. Философию можно определять через интерпретации (философия как): любовь к мудрости (phileo – любовь, sofia – мудрость); поиск истины (Пифагор, Гераклит…) научение мудрости (софистика) («мудрствовать лукаво») познание первых начал и причин бытия (Аристотель); размышление (внимание к смыслам, значениям слов) Aletheia – «снимающая покровы» («размысливание» вещи); теория (умозрение), опирающаяся на закон и слово (Логос). искусство (обращение к идеалам) «духовная работа» (М.Мамардашвили) (работа с сознанием);

Гносеология и философская антропология: Анализ наиболее общих вопросов познания (гносеология: gnozis – знание, logos – учение): познаваем ли мир; каковы методы и цели познания; каков субъект и объект познания (или их вовсе нет?) Исследование наиболее общих вопросов человека (философская антропология) Онтология и социальная философия Исследование наиболее общих вопросов бытия (онтология: ontos– сущее и logos – учение (учение о бытии)): бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие общества, природы и человека. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества (социальная философия). Учебный материал Предметное поле философии 7

Специфика философской теории Законы, категории и принципы философской теории носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Учебный материал Специфика и функции философии 8 Функции философии Мировоззренческая Методологическая Прогностическая Критическая (антидогматическая роль) Социальная (объяснение социального бытия и способствование его материальному и духовному изменению).

Учебный материал Мировоззрение 9 Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» (первое включает второе). Виды мировоззрения: мифологическое, художественное, религиозное, научное. Мировоззрение и философия – результат отражения мира, существуют разные уровни глубины этого отражения.

Учебный материал Уровни мировоззрения 10 Мироощущение и миросозерцание (отражение на уровне ощущений): фиксация отдельных внешних проявлений бытия, мира явлений, а не сущностей. Мировосприятие и миропредставление: создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, но мировоззрение ограничено больше чувственным опытом. Миропонимание: отражение посредством понятий, это мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, именно этот уровень и представляет философия.

Рисунок М. Хайдеггер: человек изображает мир как картину; человек понимает мир как картину; мир превращается в картину; человек покоряет мир как картину картина мира – это изображение «сущего», а мировоззрение – это отношение человека к «сущему». Учебный материал «Картина мира» 11

Рисунок Научная картина мира – это способ моделирования реальности, который существует помимо отдельных научных дисциплин (на их основе) и характеризуется универсальностью, вся совокупность научных знаний о мире, выработанная всеми частными науками на данном этапе развития человеческого общества. Наивная картина мира опирается на работы фольклористов, этнографов, культурологов, лингвистов. Наивная картина мира - система представлений, используемых человеком независимо от его знаний.. Учебный материал Научная и наивная картины мира 12

Учебный материал Философская, художественная и культурная картины мира 13 Мироощущение и миросозерцание (отражение на уровне ощущений): фиксация отдельных внешних проявлений бытия, мира явлений, а не сущностей. Мировосприятие и миропредставление: создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, но мировоззрение ограничено больше чувственным опытом. Миропонимание: отражение посредством понятий, это мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, именно этот уровень и представляет философия.

Приобретенные знания 14 Знание предмета философии и ее социокультурной ценности Знание философских понятий и категорий. Знание специфики философского знания и его функций в обществе. Знание структуры философского знания и методов философских исследований.

Вопросы для самопроверки 15 Что такое философия и каким образом проходил процесс становления философского знания? Каковы цель и предназначение философии? Что является предметом философского исследования? Как соотносятся философия и наука? Что входит в структуру философии? Каков круг вопросов онтологии? Какая главная проблема гносеологии? Обоснуйте построение современной картины мира, опираясь на функции философии.

Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста 16 Предметом философии является: Человек и его место в мире; Природа и ее законы; Универсальные законы и принципы. Онтология – это философское учение О бытии; О ценностях мира О доказательствах. Метафизика – это: Физика Философия Религия Математика

Рекомендуемая литература 17 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., Философия: Учеб.пособие для вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., Ильин В. История философии: Учеб.для вузов. – СПб., Каратини Р. Введение в философию. – М., Современный философский словарь. – М., Планк М. Смысл и границы точной науки. Вопросы философии 5, 1996,с.44.