Экономическая теория, модуль 1 Лекция 11. 15/ 11/ 13 Рынок несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция, олигополия. Жилина Лилия Николаевна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая теория, модуль 1 Тема 12. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры МБФ.
Advertisements

Рынки факторов производства область экономических факторов производства, таких как: земля, природные ископаемые и сырьевые ресурсы, ресурсы труда различных.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1 ТЕМА 9. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИИ Вопреки тому что твердят экономисты, альтернативой монополии на крупном рынке является не свободная конкуренция, а.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
ЛЕКЦИЯ 14 ТЕМА 10 ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Экономическая теория, модуль 1 Лекции / 11/ 11 Рынок несовершенной конкуренции. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики и экономической.
«М ОДЕЛЬ Б ЕРТРАНА » Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета, группы э 122 б.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Экономическая теория, модуль 1 Лекция / 11/ 11 Рынок факторов производства: спрос и предложение Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
Транксрипт:

Экономическая теория, модуль 1 Лекция / 11/ 13 Рынок несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция, олигополия. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории. Ауд.1506, тел

План лекции Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде. Олигополия и ее характерные черты. Взаимодействия фирм в условиях олигополии. Модели ценового поведения олигополистов. Монопсония. Равновесие монопсонии. Двустороння монополия.

Характеристика основных моделей рынка Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирмМножествоМногоНесколькоОдна фирма Число покупателей Множество Тип продукта Однородная, стандартизиро- ванная Мнимая или действительная дифференциация Однородная или дифференцированная Уникальная продукция Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован Неценовая конкуренция Отсутствует Используются реклама, торговые марки и товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы Доступность рыночной информации Полная Может быть и полной, и неполной Может быть полной, но возможны сговоры Полная Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автопром, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.

Монополистическая конкуренция Чемберлин (Chamberlin, 1933) Множество мелких независимых фирм и много покупателей. Дифференцированная и разнородная продукция. Размыты границы отрасли. Возможность влиять на цены. Высокая степень информированности участников рынка. Неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта…

Монополистическая конкуренция Относительно свободный вход на рынок и выход с рынка. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Ограничения для вступления в отрасль: патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции МС = MR Дополнительные расходы покупателей P > AСmin Отрасль недоиспользует ресурсы Р > МС

Длительное равновесие монополистической конкуренции При условии MR = LRМС фирма извлекает нормальную прибыль. LRAC LRMC В долгосрочном периоде экономической прибыли нет

Экономические последствия монополистической конкуренции Экономическая и социальная эффективность не максимальна. Недоиспользование ресурсов, избыточные производственные мощности. Цены завышаются, выпуск продукции ниже желаемого. Расширение диапазона потребительского выбора (дифференциация). Совершенствование и приспособление продукта (рост качества). Совершенствование рекламы.

Олигополия Малое число фирм (2 -10), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Большое число покупателей. Дифференцированная или стандартизированная продукция. Высокие барьеры входа на рынок. Фирмы взаимозависимы, поэтому контроль над ценами ограничен. Впервые термин употреблен Томасом Мором, Утопия, 1516.

Барьеры вхождения в отрасль экономия от масштаба; правовые ограничения (патенты, тарифы, квоты); высокие издержки входа; реклама и дифференциация продуктов; высокие транспортные расходы.

Почему при изучении олигополии применяется теория игр? Теория игр предлагает правила рационального выбора. Менеджмент фирмы не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое свое действие. По многим тактическим вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются самостоятельно. При выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации отношений с соперниками. Каждый "игрок" пытается максимизировать свою выгоду и ограничить свободу, выбора у конкурента. В поисках наиболее "простого" пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д.

Игра: правила заранее установлены, экономические субъекты должны принимать ответственные решения. Игра с нулевой суммой – выигрыш одних возникает из проигрыша других игроков. Игра с ненулевой суммой – группа игроков либо увеличивает, либо уменьшает свое благосостояние. Кооперативная игра – заключение соглашения между участниками (картель). Некооперативная игра – участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным вопросам (ценовая война).

Равновесие Курно при дуополии пример некооперативной игры Каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Пример игры с ненулевой суммой "дилемма заключенного".

Ценовая война при олигополии Цикл последовательных уменьшений цены конкурентами. Война продолжается до равновесия Р = АС = МС и нулевой экономической прибыли. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. В равновесии фирмы выравнивают цены и никто больше не может извлекать выгоды от понижения цен.

Основные модели олигополии Ломаная кривая спроса (нет сговора). Модель, основанная на тайном сговоре – фиксированные цены, объемы выпуска, раздел рынка, совместное ведение бизнеса (картели, тресты). Модель ценового лидерства (частичная монополия, скрытый сговор) - фирмы следуют за ценовым лидером. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Ломаная кривая спроса

Максимизация прибыли при тайном сговоре (MR=MC) Рыночные квоты, неценовая конкуренция. Барьеры: Различия в спросе и издержках (трудно договориться). Много фирм. Ценовые скидки. Антитрестовское законодательство.

Следование за лидером Движение цен происходит ступенчато. Лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Лидер стремится сделать свое решение общеприемлемым. Норма прибыли выше средней, но не максимальна.

Ценообразование по принципу "издержки плюс" Р = AVC(1+ k) = AVC + k х AVC = AVC + AFC + π k - принятый процент надбавки. Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.

Степень концентрации рынка Индекс концентрации (CR) Продажи четырех крупнейших фирм Общий отраслевой объем выпуска Индекс Херфиндаля-Хиршмана IHH = S S S S N 2 где S 1 - доля рынка у крупнейшей фирмы, S 2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д., в %

IHH примеры На долю одного гиганта приходится 90,1 % объема продаж, а доля каждой из остальных 99 фирм составляет лишь 0,1 % общего объема: IHH = 90, *0,1 2 = 8119,1 Рыночные доли всех 100 фирм равны и каждая составляет 1 % общего объема IHH = 100 * 1 2 = 100

Другие модели олигополии Модели дуополии (два производителя): модель Курно, модель Бертрана, модель Штакельберга, модель Чемберлина, модель Эджуорта

Равновесие Курно (Cournot equilibrium) – в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм. Равновесие Бертрана (Bertrand equilibrium) – в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска. Стабильность равновесия достигается, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается конкурентное равновесие. Равновесие Штакельберга (Stackelberg equilibrium) – описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и другому одновременно), в то время как другая осуществляет стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора, сделанного первой фирмой.

В модели Чемберлина каждый дуополист исходит из предположения о том, что выпуск соперника будет меняться некоторым согласующимся с его собственными, интересами образом. Модель Эджуорта с ограничением производственной мощности каждого дуополиста 1/2 рыночного спроса при P 1 = P 2 = МС. Дуополисты втягиваются в нескончаемую ценовую войну («ценовая ловушка»).

Монопсония, олигопсония Монопсония - «один покупатель», монополия покупателя. Одна фирма-покупатель товара, услуги или ресурса сама устанавливает цены. Примеры: на рынке рабочей силы – одна фирма- наниматель; правительство как единственный покупатель ядерного оружия. Олигопсония - несколько фирм-покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Эти фирмы могут влиять на цену (например, ресурса; профессиональные спортивные лиги, которым спортсмены могут продавать свои услуги).