Тема 5: Стратегическое планирование как важнейшая функция управления Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна Григорьевна Дисциплина: Менеджмент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5: Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия сферы сервиса и туризма ВГУЭС Кафедра менеджмента Преподаватель А.Г. Бодункова Дисциплина:
Advertisements

Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
ТЕМА 6. Разработка и внедрение стратегии. План лекции Уровни разработки стратегий в организации Типы стратегий бизнеса Выбор стратегии развития фирмы.
Стратегия и её виды
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
1 Стратегические альтернативы.. 2 Назначение Позволяет определить (выбрать) стратегию развития предприятия на период времени, в рамках которого все сотрудники.
Стратегическое планирование. Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Презентацию выполнила студентка II курса ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Самикаева О.М.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Технология корпоративного бизнес-планирования. Зачем нужен бизнес-план? ä Создание стратегии развития компании ä Определение тенденций развития предприятия.
Менеджмент и менеджер
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Стратегический менеджмент. разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем.
ТЕМА 6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. План лекции Сущность и функции планирования Миссия, цели и ценности организации Диагностика внешней и внутренней.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Транксрипт:

Тема 5: Стратегическое планирование как важнейшая функция управления Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна Григорьевна Дисциплина: Менеджмент

Стратегическое планирование как важнейшая функция управления 1.Сущность, функции и выгоды стратегического планирования. 2.Миссия, цели и ценности организации. 3.Анализ и оценка внешней среды. 4.Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. 5.Стратегические альтернативы. 6.Выбор и оценка стратегии. 7.Тактика, политика, процедуры и правила. 8.Управление по целям.

Планирование деятельности предприятия – систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия План – это сложная социально- экономическая модель будущего состояния организации

Уровни планирования в организации Оперативное планирование – определение повседневной краткосрочной тактики Тактическое планирование – определение промежуточных целей Стратегическое планирование – определение долгосрочных перспектив

Принципы составления планов полнота учет всех событий и ситуаций точность использование методов, средств, тактики и процедур, обеспечивающих точность прогнозов ясность простота и легкость формулировки планов непрерывность планирование - непрерывный процесс экономичность соизмеримость расходов на планирование с выигрышем от него

Стратегическое планирование определяет главные цели деятельности фирмы и намечает конечные результаты охватывает период в лет и имеет отдаленные последствия обеспечивает основу для всех управленческих решений

Функции стратегического планирования 1.распределение ресурсов 2.адаптация к внешней среде 3.внутренняя координация 4.организационное стратегическое предвидение = осознание организационных стратегий

Три «кита» стратегического планирования 1.уметь управлять делами компании как портфелем инвестиций 2.тщательно оценить потенциальную прибыль каждого подразделения бизнеса 3.разработать план достижения долгосрочных целей компании

Процесс стратегического планирования Цели организации Анализ внешней среды Анализ внутренней среды Оценка стратегии Реализация стратегии Выбор стратегии Анализ стратегических альтернатив Миссия организации

Формулирование миссии и целей организации Выбор миссии Формулирование целей Долгосрочные СреднесрочныеКраткосрочные Разработка обеспечивающих планов (указания по принятию решений и действий) ПолитикаСтратегииПроцедурыПравилаБюджеты

Миссия организации констатация философии и предназначения, смысла существования организации (широкое значение) - философия – ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намерена осуществлять свою деятельность (меняется редко) - предназначение – определение действий и роли организации в жизни общества (меняется в зависимости от условий) утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных (узкое значение)

Миссия организации должна отражать цели и интересы различных групп, связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс её функционирования, с акцентом на интересы собственников, сотрудников и покупателей МИССИЯ Собственники организации Сотрудники организации Покупатели Деловые партнеры Местное сообщество Общество в целом

Миссия организации отражает следующие характеристики организации: целевые ориентиры (задачи и устремления в долгосрочной перспективе) сфера деятельности (продукт и рынок) философия (принятые ценности и верования) возможности и способы осуществления деятельности (сильные стороны, возможности для выживания в долгосрочной перспективе, способы и технологии выполнения работ)

Миссия должна быть реалистичной конкретной основанной на специфических особенностях стимулирующей

МИССИЯ ВГУЭС ВГУЭС предпринимательский инновационный университет центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни.

Критерии: конкретность измеримость взаимоподдерживаемость достижимость ориентированность во времени Цели - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена её деятельность Specific Measurable Area bound Realistic Time bound

Общие цели: отражают концепцию развития фирмы разрабатываются на длительную перспективу определяют основные направления программ развития фирмы ранжируются по принципу приоритетности 1.Обеспечение максимальной рентабельности 2.Обеспечение устойчивости положения 3.Разработка новых направлений развития

Специфические цели / Подцели: разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности 1.Повышение рентабельности каждого подразделения 2.Достижение целей в области маркетинга 3. НИОКР 4. производства 5. финансов 6.Достижение целей филиалов и дочерних компаний

1.доходы 2.работа с клиентами 3.потребности и благосостояние сотрудников 4.социальная ответственность Сферы интересов организации при выборе целей:

Социальная ответственность бизнеса Первый уровень - стабильность бизнеса: предприятие выпускает качественную продукцию и платит налоги. Второй уровень - забота о персонале (достойная заработная плата, хорошие условия труда, возможность обучения и карьерного роста и пр.). Третий уровень - забота об обществе (социальные программы и инвестиции, спонсорство, благотворительность, частно- государственное партнерство и пр.)

Анализ и оценка внешней среды Факторы внешней среды ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РЫНОЧНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

оценка функциональных зон, выявление сильных и слабых сторон: маркетинг финансы операции (производство) человеческие ресурсы культура и образ организации Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации -

СТРАТЕГИЯ (греч. strategos – «искусство генерала») детальный всесторонний комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение её целей долгосрочное качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм деятельности,системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям

Процесс планирования стратегии 1. Определение миссии 2. Анализ внутренней среды 3. Формулировка целей 4. Планирование стратегии 9. Оперативное управление 8. Формирование бюджетов 7. Проведение структурных изменений 6. Разработка планов 5. Постановка задач 10. Оценка, контроль и формирование новой стратегии или Корректировка стратегических задач 10. Оценка, контроль и формирование новой стратегии или Корректировка стратегических задач

Процесс разработки и реализации стратегии Анализ, прогнозирование и мониторинг внешней среды Определение миссии Анализ внутренней среды Формулировка целей Исследование и использование возможностей и угроз, стоящих перед предприятием Формулирование стратегического ориентира с учетом возможностей и угроз Выявление сильных и слабых сторон, способствующих или препятствующих эффективному достижению стратегического ориентира Выражение общего стратегического ориентира в форме конкретной цели с учетом сильных и слабых сторон предприятия Выработка стратегии и управление основными способами её достижения Планирование, реализация и контроль стратегий ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Рост внутренний внешний 2 Ограниченный рост 1 Сочетание стратегий 4 Сокращение ликвидация отсечение лишнего сокращение и переориентация 3

Области выработки стратегий (по М. Портеру) Стратегия лидерства в борьбе за снижение издержек Стратегии дифференциаци и Фокусированные стратегии Снижение издержек производства Специализация в производстве товара/услуги Концентрация на рыночном сегменте

ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Стратегии концентрированного роста стратегия усиления позиции на рынке стратегия развития рынка (поиск новых рынков) стратегия развития продукта Стратегии интегрированного роста стратегия обратной вертикальной интеграции стратегия вперед идущей вертикальной интеграции Стратегии диверсифицированного роста стратегия центрированной диверсификации стратегия горизонтальной диверсификации стратегия конгломеративной диверсификации Стратегии сокращения стратегия ликвидации стратегия «сбора урожая» стратегия сокращения стратегия сокращения расходов

Шаги при определении стратегии 1.Уяснение текущей стратегии 2.Проведение анализа портфеля продукции 3.Выбор стратегии фирмы 4.Оценка выбранной стратегии

Факторы, влияющие на менеджмент компании при выборе стратегии 1.Степень риска 2.Знание прошлых стратегий 3.Реакция владельца компании 4.Фактор времени

Ключевые факторы выбора стратегии фирмы 1.сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы 2.цели фирмы 3.интересы и отношение к стратегии высшего руководства 4.финансовые ресурсы фирмы 5.квалификация работников фирмы 6.обязательства фирмы по предыдущим стратегиям 7.степень зависимости фирмы от внешней среды 8.временной фактор

Матрица Томпсона и Стрикланда позиция IV квадрант стратегий 1.Центрированная диверсификация 2.Конгломеративная диверсификация 3.Совместное предприятие в новой области рост рынка Быстрый II квадрант стратегий 1.Пересмотр стратегии концентрации 2.Горизонтальная интеграция или слияние 3.Сокращение 4.Ликвидация Слабая конкурентная позиция III квадрант стратегий 1. Сокращение расходов 2. Диверсификация 3. Сокращение 4. Ликвидация Медленный рост рынка I квадрант стратегий 1.Концентрация 2.Вертикальная интеграция 3.Центрированная диверсификация Сильная конкурентная

Оценка выбранной стратегии Направления оценки соответствие состоянию и требованиям окружения соответствие потенциалу и возможностям фирмы приемлемость риска, заложенного в стратегии Оправданность риска 1.реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии 2.негативные последствия для фирмы в случае провала стратегии 3.соотношение возможного положительного результата и риска потерь от провала реализации стратегии

Иерархия целей при МВО Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Руководитель отдела А Руководитель отдела Б Руководитель отдела В Вице- президент Штабной персонал Президент

Этапы процесса управления по целям - МВО Выработка целей Планирование действий Проверка и оценка работы Корректирующие меры

Контрольные вопросы 1.Какова роль планирования в деятельности предприятия? Дайте характеристику основным этапам процесса планирования. 2.Что понимается под планом? 3.Чем отличается стратегическое планирование от оперативного? 4.Какие виды деятельности включает в себя структура планирования? 5.Какие факторы влияют на эффективность планирования? 6.Какие способы планирования используют предприятия в своей деятельности? 7.Что составляет основу стратегического планирования? Какие виды планов составляются в рамках стратегического планирования?

Список рекомендуемой литературы 1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардирики, Зельдович Б.З. Менеджмент: Учебник. – М.: Экзамен, Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Новое знание, Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2006 и др. 5. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Управление организацией: Учебник. – М.: ИНФРА, 2005.