Стилистика русского языка и культура речи Тема 2. Научный стиль речи, его языковые особенности. Работа с научным текстом. Калачинская Елена Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Advertisements

Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
Научный стиль
Тема: Компрессия текста Орындаған: Нұрбергенова Айгүл Био-15-1 Тексерген: Калабергенова.А.К.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства;
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Транксрипт:

Стилистика русского языка и культура речи Тема 2. Научный стиль речи, его языковые особенности. Работа с научным текстом. Калачинская Елена Викторовна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка

Содержание Цель, задачи Специфика науки как сферы человеческой деятельности Функция, характеристики и языковые особенности научного стиля Способы обработки научного текста Подготовка реферата Литература

Цель и задачи Цель: познакомиться с основными языковыми особенностями научного стиля, структурой научного текста и способами его понимания и переработки Задачи: узнать, как специфика научной сферы деятельности влияет на язык научных текстов понять, в чем состоит языковое своеобразие научных текстов освоить процедуры конспектирования, аннотирования и реферирования научных текстов

Специфика науки как сферы деятельности человека сообщаемая информация носит интеллектуаль- ный характер, поскольку является результатом научного мышления научное мышление в языке осуществляется в виде понятий, суждений, умозаключений, следу- ющих одно за другим, а значит требует точности, логичности, доказательности основное назначение научных произведений – передача научной информации, обобщение результатов научных исследований, что предопределяет монологический характер языка науки.

Научный стиль Функция стиля Характеристика стиля Используемые языковые средства Познание и описание действительнос- ти с помощью понятий логики и объективности точность отвлеченность, обобщенность, абстрактность логичность доказательность объективность лексические (термины, абстрактные, отвлеченные существительные и др.) морфологические (преобладание имен существительных – 35%, повышенное количество слов среднего рода и т.д.) синтаксические (безличные и пассивные обороты, вводные слова, деепричастные обороты и т.д.

Лексика научного стиля Общенаучная лексика: число, система, функция, точ- ка, управление, значение, элемент, процесс, множество, величина, плоскость и др. Заслуга М.В.Ломоносова, который ввел в русскую речь значительное количество научных терминов (электричество, термометр, градус, атмосфера и др.) Доля терминов – процентов в общей лексике научных текстов. Лексика однородна - нейтральные и книжные (но не высокие) слова, нет разговорной и просторечной лексики. Синонимы используются редко – нормой является многократное повторение одних и тех же слов.

Лексика научного стиля Употребление слов в их точных значениях, однознач- ность словоупотребления, отказ от образных выра- жений. Появление экспрессивных и оценочных элементов может быть вызвано стремлением выра- зить точку зрения автора, сделать ее более понят- ной, доступной, пояснить мысль. Например: Мощность отраженного сигнала при радиолокации ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипят- ку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километ- ров вычерпнули из моря стакан воды. По идее выли- тый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.

Лексика научного стиля Высока доля абстрактных слов (как правило, слова оканчиваются на –ние, -ость, -ство, -ие, -ка): время, движение, явление, отношение, свойство, изменение, распределение, состояние, влияние, фактор и др. Даже слова, обозначающие вполне конкретные предметы, могут приобретать абстрактное значе- ние. Использование формы единственного числа существительных в значении множественного. Например: Дуб растет в разнообразных почвенных Условиях. Ср у Л.Толстого: На краю дороги стоял дуб…. Художественная речь подчеркивает конкретное и образное, а научная – общее, абстрактное.

Лексика научного стиля Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, красные и белые глины, большие глубины, низкие температуры и др. Большое количество устойчивых сочетаний (стандартов, клише), представляющих составные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные и т.п.), а также типичные словосочетания (состоит из..., заключается в..., представляет собой..., применя- ется для..., можно признать, следует отметить, как было сказано, опыты показали, необходимо сделать вывод и т.д.).

Морфологические особенности Используются глаголы в настоящем времени, имеющем характер «вневременного». Например: Углерод составляет самую важную часть растения. Редко используются формы глаголов 1-го лица ед. числа. Не используются формы 2-го лица и местои- мения «ты», «вы». Форма «мы» используется часто. Например: Как Мы показали… Мы можем заключить, что … Мы приходим к следующему результату.

Синтаксис научного стиля Синтаксис носит логический характер Сложные и осложненные конструкции, особенно с причастными и деепричастными оборотами, сочинительными и подчинитель- ными союзами, обеспечивающими логичность текста (благодаря тому что, вследствие того что; в то время как; в связи с тем что; поэтому; в заключение; таким образом; следовательно) Грамматическая и смысловая полнота фраз Часто используются предложения с одно- родными членами и обобщающим словом.

Синтаксис научного стиля Для связи частей текста используются специальные средства, указывающие на после- довательность развития мыслей (вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно, во-первых, во-вторых и др.), на связь предыдущей и последу- ющей информации (как указывалось, как уже го- ворилось, как отмечалось, рассмотренный и др.), на причинно-следственные отношения (поэтому, следовательно, в связи с тем, что и др.), на переход к новой теме (рассмотрим теперь………, перейдем к рассмотрению ……… и др.), на близость, тождест- венность предметов, обстоятельств, признаков (он, тот же, такой, так, тут, здесь и др.).

Синтаксис научного стиля Безличные обороты: есть основания полагать, считается, следует подчеркнуть и т.д. Ср. Мы знаем, что не существует метода… - Известно, что не существует метода. Неопределенно-личные предложения. На- пример: Порошок помещают в пробирку. Пассивные конструкции. Например: Данное утверждение легко доказывается. Две точки расположены на определенном расстоянии друг от друга. Наличие ссылочных оборотов (как полагает; по Дарвину, как утверждает и т.д.)

Синтаксис научного стиля В роли сказуемого вместо одного глагола чаще выступает глагольно-именная конструкция. Сравните: температура повышается – происходит повышение температуры; увеличивается – наблюдается увеличение; вычислить – произвести вычисления и т.д.

Жанры научного стиля В научном стиле выделяются подстили: собственно науч- ный, научно-учебный, научно-технический, научно- информативный, научно-популярный Жанры собственно научного подстиля: монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа Жанры научно-технического подстиля: научно- технический отчет, техническое описание, проектная документация Жанры научно-информативного подстиля: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв Жанры учебно-научного подстиля: учебник, методи- ческое пособие, лекция, конспект Жанры научно-популярного подстиля: очерк, книга, лекция, статья

Структура научной работы Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится глав- ный тезис - утверждение, требующее обоснования. Тезис включает: предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (до- воды, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для бо- лее полной аргументации тезиса необходимы также иллю- страции - примеры, подтверждающие выдвинутые теорети- ческие положения. Текст научного стиля завершается выво- дом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Структура научной работы Введение: - обоснование актуальности темы -характеристика имеющихся на эту тему работ -определение целей, задач и методов исследования Основная часть: -рассмотрение общетеоретического аспекта проб- лемы, обзор существующих подходов к ее исследова- нию -рассмотрение практической стороны изучаемого вопроса -формулировка рекомендаций по решению иссле- дуемой проблемы Заключение: -Подведение и обобщение итогов исследования

Способы обработки научного текста Конспектирование - это способ переработки инфор- мации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного, приведение к некоему порядку сведений, почерпнутых из оригинала. Конспект - текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника инфор- мации. Манера конспекта, как правило, близка к стилю перво- источника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записы- ваемой информации. Им запросто можно восполь- зоваться через некоторое количество времени, а также предоставить для применения кому-то еще.

Правила конспектирования лекций Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложе- ние одной мысли, начинает ее комментировать. Выделяйте отдельные части. Необходимо разграни- чивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчер- киванием, другим цветом. Рекомендуется делать отсту- пы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробель- ные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, за- коны в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.

Правила конспектирования лекций Используйте сокращения (PS,NB), аббревиатуры, условные обозначения, знаки (указатели, стрелки). Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второ- степенные слова, без которых главная мысль не теряется. Пользуйтесь повествовательными предложениями. Вопросы уместны на полях конспекта. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.

Способы обработки научного текста Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит по- яснительный или рекомендательный характер. В аннотации основное содержание передается своими словами, которые представляют высокую степень абстрагирования и обобщения. В аннотации указывается следующая информация: название и автор; тема и проблематика документа; содержание и структура документа; основные выводы автора; дополнительные характеристики и инфор- мация; предназначение и предполагаемая читатель- ская аудитория документа.

Процесс подготовки аннотации Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста. Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки). Если «да», прочтите подзаголовки. Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы. Если «да», прочтите подписи под ними. Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст.

Используемые речевые клише для общей характеристики содержания текста: В статье (книге) рассматривается (исследуется, анализируется, раскрывается, описывается, освещается) (что?)... … В книге изложены (нашли отражение) (что?)… Статья посвящена (чему?)… В основу работы положено (что?)… Автор останавливается на следующих вопросах… Автор затрагивает проблемы (чего?)… В монографии дается характеристика (чего?)...

Используемые речевые клише для формулировки цели создания текста: Цель статьи – показать (что?) … Цель автора – объяснить (раскрыть) (что?) … Целью статьи является изучение (чего?) … Автор ставит своей целью проанализировать (что?)… для описания композиции работы: Книга состоит из… глав (…частей)… Статья делится на … части В книге выделяются … главы для описания назначения текста: Статья предназначена для (кого?) …. Рекомендуется (кому?)… Сборник рассчитан на (кого?) …

Пример аннотации Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г. Тренажер по русскому языку для подготовки к централизованному тестиро- ванию и экзамену. Тренажер предназначен для отработки материала и закрепления знаний по русскому языку при подготовке к централизованному тестированию. Содержит справочные сведения по орфографии и пунктуации, а также тестовые задания по этим разделам, направленные на усвоение, трени- ровку и закрепление норм правописания. Выполнение тестов позволит проверить свои знания, обнаружить слабые места в подготовке и вовремя устранить их. В книгу также включены тесты-диктанты и комплексные тесты, в которых отражены нововведения в проведении вступительных испытаний. Ко всем заданиям даны ключи.

Способы обработки научного текста Реферирование – процесс мысленной переработки и письменного или устного изложения читаемого текста, результатом которого является составление вторичного документа – реферата. Цель реферата – в наиболее краткой форме пере- Дать содержание подлинника и выделить особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале. Виды рефератов по охвату источников: монографический (по одному источнику), сводный (по нескольким источникам), обзорный (по какой- то теме или направлению в виде обозрений), выборочный (по отдельным главам, разделам или материалам)

Этапы работы над рефератом Просмотровое чтение с целью получения общего представления о тексте в целом. Знакомство с графиками, схемами, таблицами для уточнения сведений, полученных при первом чтении. Составление логического плана статьи. Выделение и нумерация абзацев, содержащих конкретную информацию по теме статьи, с подчеркиванием в них ключевых фрагментов. Перегруппировка ключевых фрагментов в соответ- ствии с их тематикой и планом написания реферата. Вторичное изучающее чтение выделенных абзацев с сокращением малосущественной информации и обобщением оставшейся основной информации. Редактирование полученной информации и изложение ее в форме реферата.

Подготовка реферата Реферат обычно состоит из трех частей: общая характеристика текста документа, описание основного содержания, выводы референта. В реферате должны быть даны ответы на сле- дующие вопросы: Какова тема статьи? Каковы цель и задачи автора? Каковы основные проблемы, затрагиваемые в статье? Какова композиция статьи? Каковы доказательства, приводимые автором в поддержку своих идей. К каким выводам приходит автор?

Подготовка реферата Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Внимание: копирование текста не допускается, возможно только использование отдельных цитат из него. При составлении реферата полезно привести 10 ключевых слов, описывающих основное содержание статьи. Критерии оценки реферата: грамотность, последо- вательность, отражение мнения автора текста (а не собственного). Объем реферата - 1-1,5 страницы текста на компью- тере через 1 интервал, шрифт 12.

Язык и композиция реферата Вводная часть: указывается название рефериру- емой работы (работ), дается общая характеристика описываемого текста, характеризуется композиция работы. Используемые обороты речи: В книге (статье) «….» рассматриваются вопросы (проблемы, методы и т.д.) В статье "...", помещенной в журнале "..."... За... год, рассматриваются вопросы (проб- лемы, пути, методы) (чего?) …; Автор статьи - известный ученый... ; Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опу- бликована в...). Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...; В статье (книге) можно выделить …части

Язык и композиция реферата Основная часть: изложение и аргументация основных положений работы, приведение цитат из работы, оценка положений, высказываемых автором Используемые обороты речи: Статья (книга) пред- ставляет собой анализ (обзор, описание)… Автор ставит следующие вопросы … В статье рассматривается (анализируется, раскрывается, обобщается) (что?). Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...); Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).... В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?); В статье автор затрагивает (освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)...)

Язык и композиция реферата Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?). В книге уделено большое внимание (чему?) … Уточнено (что?) … Автор приводит примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие (что?)… В подтверждение своей точки зрения автор приводит (что?) … Для доказательства своих положений автор описывает … Автор справедливо указывает …, убедительно доказывает...

Язык и композиция реферата Заключение: выводы автора реферируемой работы, выводы и оценки референта. Используемые обороты речи: Таким образом, в статье (книге) нашло отражение…С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно), что… Автор приходит к выводу (заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод, подводит итог); В конце статьи подводятся итоги (чего?); В заключение говорится, что... (о чем?); Выводы и оценки референта: В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)...; Оценивая работу в целом, можно утверждать...; Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...

Литература 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос. – 432 с.

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и в иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.