Тема 11. Особенности экономической политики государства Вопросы: 1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Advertisements

Гетман О.В. Кафедра Мировой экономики и экономической теории Тема 11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Курс ФОДК Тема 2. Денежное обращение Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Тема 11. Особенности экономической политики государства Вопросы: 1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Денежно-кредитная политика Инструменты ДКП. Содержание: Понятие денежно-кредитной политики Цели, объекты и субъекты денежно- кредитной политики Понятие.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Экономика и государство. ПЛАН УРОКА 1. Экономические функции государства. 2. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. 3. Денежно-кредитная.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
L/O/G/O Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201.
Государство и экономика 1. Две школы… 2. Задачи 3. Методы.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Экономика и финансы. Финансы Совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств -кредит в банке, оплата труда работника, платежи.
Транксрипт:

Тема 11. Особенности экономической политики государства Вопросы: 1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика 3. Кредитно- денежная система и кредитно- денежная политика 4. Социальная политика

Фазы цикла СпадПодъем Характер антициклической политики ЭкспансияСдерживание Инструменты Фискальная политика Снижение налоговых ставок Рост государственных расходов Налоговые льготы на новые инвестиции Повышение налогов Снижение государственных расходов Кредитно-денежная политика Понижение ставки рефинансирования и уровня резервных требований Покупка ценных бумаг Повышение ставок рефинансирования и уровня резервных требований Продажа ценных бумаг Приоритеты в антициклической политике Неоконсерватизм Ориентация на предложение Предпочтение кредитно- денежным регуляторам перед фискальными Неокейнсианство Ориентация на спрос Предпочтение фискальных регуляторов кредитно- денежным

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема – субъекты исполнения экономической политики). Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема – субъекты исполнения экономической политики).

Государство Институты государства ФедеральныеРегиональныеМестныеЙИ Ч В Е О Негосудар- ственные субъекты Имеющие прямое влияние Профсоюзы,Союзы предпринимателей Кооперативы Имеющие косвенное влияние Партии, СМИ, Влиятельные личности, Экспертные советы, Общественное мнение Р С О Е В Р И Е Т Т О Н Р И П Надгосудар- ственные субъекты Интеграционные институты (Европейское сообщество и т.д.) Межгосударственные советы (встречи «стран семерки» и т.д.) АРЕфС

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования: Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации постоянно меняющейся хозяйственной ситуации уровня экономического мышления. уровня экономического мышления. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов. Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема). В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема).

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

1 – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики. 1 – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики. 2 – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики. 2 – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы.

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер – создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Задача принимаемых мер – создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно- институциональных структур, включая: Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно- институциональных структур, включая: формирование исполнительных структур государственной власти, формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. поддержку исследовательских центров и др.

1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой бюджетно-налоговой кредитно-денежной политики. кредитно-денежной политики.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Финансы представляют собой: Финансы представляют собой: экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме. Ее структура показана на схеме.

Финансовая система Общегосударственные финансы Финансы хозяйствующих субъектов

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжение значительной части финансовых ресурсов. Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжение значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются: Формами их использования являются: бюджетные и внебюджетные фонды, бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, государственный кредит, фонды страхования фонды страхования фондовый рынок. фондовый рынок.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Важнейшим принципом построения государственных финансов является Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области: Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области: налогообложения налогообложения регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) в области регулирования бюджета (бюджетная политика). в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы.

Виды фискальной политики Экспансионистская (стимулирующая) Оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос в период экономического спада Контрактивная (сдерживающая) Оказывает сдерживающее воздействие на совокупный спрос в период экономического подъема Дискреционная Основана на сознательном манипулировании государством налогами и расходами Автоматическая Основана на действии встроенных стабилизаторов, приспосабливающих экономику к фазам цикла Смешанная Допускает использование рычагов дискреционной и автоматической фискальной политики

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему.

Объекты налогообложения Способы взимания налогов Способы определения размера налога Уровни налогообложения Порядок использования Прямые Косвенные акцизы ТАМОЖЕННЫЕПОШЛИНЫТАМОЖЕННЫЕПОШЛИНЫ НАЛОГИНАДОХОДЫНАЛОГИ НАИМУЩЕСТВОНАЛОГИНАРАСХОДыПОДОХОДНЫйПОИМУЩЕСТВЕННЫйИНДИВИДУАЛЬНЫЕУНИВЕРСАЛЬНЫЕПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕПРОГРЕССИВНЫЕРЕГРЕССИВНЫЕОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕРЕГИОНАЛЬНЫЕМЕСТНЫЕОБЩИЕЦЕЛЕВЫЕ

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки. Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки. Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода. Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода. Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода). пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются, и инфляция затухает. Значит, цены снижаются, и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема). В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема).

Кривая Лаффера 50% Налоговые поступления Ставки налогов 100%

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет. Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет. Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. табл.). Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. табл.).

Государственный бюджет Государственный бюджет Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом ДоходыРасходы Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др. Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов Прочие доходы Финансирование экономики Социально-культурные и целевые программы Оборона Управление Трансферты Кредиты и помощь другим государствам Платежи по государственному долгу Финансирование экономики Социально-культурные и целевые программы Оборона Управление Трансферты Кредиты и помощь другим государствам Платежи по государственному долгу

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом. Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита. В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита. Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом. Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом. Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета. Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета. Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу. Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способов не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. При этом последний из названных способов не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг Внутренний долг Задолженность государства своим собственным гражданам Внешний долг Задолженность государства гражданам и организациям других стран

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам: Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам: существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

2. Финансовая система и бюджетно- налоговая политика Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных: Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных: с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) проведением конверсий (изменение условий доходности займов) консолидацией (изменение условий сроков займов), консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме

Кредитно-денежная система Центральный банк Территориальные /региональные/ учреждения ЦБ, расчетно-кассовые центры Банковская система Коммерческие банки Специализированные, отраслевые, универсальные Специализированные кредитно- финансовые институты Федеральная почтово-сберегательная система; пенсионные фонды; страховые общества; финансовые компании; инвестиционные фонды; кредитные союзы; расчетные центры; лизинговые компании и др. Ассоциации, консорциумы, холдинги и другие объединения банков в СКФИ

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и Центрального банка. Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и Центрального банка. При этом основным субъектом кредитно- денежной политики является именно Центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. При этом основным субъектом кредитно- денежной политики является именно Центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Центральный банк, таким образом, призван, Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве Для реализации кредитно-денежной политики государства Центральный банк использует соответствующий набор инструментов Для реализации кредитно-денежной политики государства Центральный банк использует соответствующий набор инструментов

Институты кредитно-денежной политики Инструменты политики Общая характеристика Денежная эмиссияРост наличных денег в обращении Резервная политика Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов) Валютная политика Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая – увеличивает Политика открытого рынка Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг Учетная политика Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке).

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика При реализации кредитно-денежной политики Центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. При реализации кредитно-денежной политики Центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ) с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом, В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ) с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом,, или., или.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг. Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики. Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики. Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен. Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен: Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен: гдеР2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1 – средний уровень цен в прошлом году. гдеР2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1 – средний уровень цен в прошлом году.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Антиинфляционная политика может проводиться как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), Антиинфляционная политика может проводиться как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных вида антиинфляционной политики. В целом в современной экономической теории выделяют два основных вида антиинфляционной политики.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны на схеме Основные антиинфляционные меры показаны на схеме

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. Кредитно-денежная политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести: К ее сильным сторонам можно отнести: быстроту и гибкость, быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. ее большую консервативность в политическом отношении.

3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

4. Социальная политика Социальная политика всегда связана Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения. конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

4. Социальная политика Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми. Основные направления социальной политики государства показаны на схеме Основные направления социальной политики государства показаны на схеме

Социальная политика государства Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда Либерализация бизнеса Поощрение малого бизнеса Поддержка высокой занятости Регулирование трудовых отношений Обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества Перераспределение доходов в обществе Выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным Общее образование и необходимая медицинская помощь для всех

4. Социальная политика Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: Она направлена на решение двух главных задач: 1. оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения 2. нейтрализация инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

4. Социальная политика Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах: Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах:

4. Социальная политика Фрикционная (от английского friction – трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным. Фрикционная (от английского friction – трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным. Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработица составляет ее естественный уровень (5–6% от трудоспособного населения) и характерна для современного общества, даже в условиях полной занятости. Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. В Приморье это особенно ощутимо в угольном комплексе. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработица составляет ее естественный уровень (5–6% от трудоспособного населения) и характерна для современного общества, даже в условиях полной занятости. Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества, помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5%. Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества, помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5%.

4. Социальная политика В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами.

4. Социальная политика С одной стороны, С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов. в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.