Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении Часть 2 Разработано: Е.Г. Лаврушиной
Системное представление управляемой территории и создания информационной системы города и области (края) Географические ИС Географическая составляющая: Карта коммуникаций Земельный кадастр Плотность населения и стоимость аренды
Географические ИС Компоненты ГИС Модели представления гео-данных Картографическая основа Слои, графические примитивы Модели рельефа Трехмерные модели База данных Пакеты анализа
Географические ИС Кадастровые ГИС
Географические ИС Муниципальные ГИС демографические данные инженерная, транспортная инфраструктура градостроительные регламенты использования городской территории правила застройки административно- территориальное деление адресный реестр дежурная карта отводов мониторинг голосования экология
Географические ИС Геомаркетинг
Географические ИС Доставка и продажа журналов (Изд-во Коммерсантъ, Москва)
Географические ИС Реализация бытовой техники (Ariston, Москва) 19 магазинов адреса 7000 покупателей Зоны влияния магазинов и их перекрытие (потери в рентабельности до 2 раз)
Информационная технология обладает рядом функций: - учебно-познавательная функция, дающая возможность использовать в учебном процессе накопленную информацию, воплощенную в учебниках и в другой литературе, а для учащегося это будет приобщение к знаниям, их усвоения, то есть познавательный процесс; - организационная функция состоит в том, что собранная и обработанная информация направляет деятельность человека, коллектива в определенное русло, обеспечивает единство действий, то есть, как бы организует людей в их работе.
Информационные аспекты управления процессами самоорганизации общественных организаций В ходе эволюции сложных систем различной природы действуют общесистемные закономерности, которые проясняют универсальный характер изменений в таких системах, позволяют лучше понимать стадии их развития и природу процессов взаимодействия их компонентов. Одним из примеров таких систем является социальная среда (социум), в которой осуществляются процессы развития общества, неотъемлемо связанные с законами развития информации. Благодаря компьютерной революции характер развития социума претерпевает в настоящее время кардинальные изменения. Информация превращается в главный и универсальный регулятор социальных процессов.
В новых условиях, когда сложившиеся представления об архитектуре власти теряют адекватность, наблюдается конфликт «старого» и «нового», в котором действующие властные структуры могут принять информацию как нежелательного «конкурента» в исполнении регулирующих полномочий. Новые механизмы регулирования общественных отношений ещё не осознаны в обществе. В классическом треугольнике разделения властей именно исполнительная компонента первой столкнётся с неизбежностью вступления в права компьютерных регуляторов, которые вполне способны изъять рутинные и массовые функции управления из малоэффективных бюрократических структур. Для осмысления этого простого, но не имевшего прецедента в истории человечества факта, требуется новая система взглядов, которая сместит конструктивные акценты данной проблематики в сферы профессиональной компетенции компьютерных наук.
Государство, с точки зрения новых, информационных подходов и принципов управления, рассматривается как информационная машина. Как и любой другой информационной системе, государству, при осуществлении управления обществом, присущи три фундаментальных действия с информацией: хранить во времени, передавать в пространстве, преобразовывать как форму, так и содержание. Одно из основных свойств информации - способность к свертыванию за счёт структурирования, в ходе которого возникают новые системы понятий и отношений между ними. Подчиняясь законам развития информации, коллективный человеческий праразум не мог не среагировать на фатальную необходимость создания мощного социального инструмента для обработки информации. В результате тысячелетий эволюции первобытных обществ и появляются первые информационные «машины», известные под названием «государство». В качестве «строительного материала» для такой машины использовался и поныне используется человек. Расщепив себя на функционально самостоятельные части и связав их в целое под названием «государственная машина»,
человечество вступило в эпоху систематического и целенаправленного накопления, обработки и сворачивания информации. Организованные в «государство» средства обработки информации имели безусловные преимущества перед малоэффективными первобытными процессами стихийного накопления простейших знаний. Информационные потребности каждого индивидуума или любой социальной группы можно классифицировать по трем разнокачественным категориям - уровням: Информация методологического, т.е. причинно-следственного и целеопределяющего свойства (ПОЧЕМУ, КУДА, ЗАЧЕМ); Информация управленческого, прежде всего технологического характера (КАК, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО); Фактологическая информация (ЧТО, КТО);