Выполнила: Ученица 8 «Г» класса МБОУ лицей-3 Подобедова Алена Учитель: Речнова Валентина Егоровна Исследовательская работа на тему: «Мифы в литературе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мифы Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о создании мира, о явлениях природы, о богах.
Advertisements

Мифы Древней Греции Выполнил: Мусатов Темирлан ученик 5В класса Руководитель: Демьянова Н.А. МАОУ СОШ 36 ТЮМЕНЬ – 2012.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Подготовила: Чусовитина Ольга, ученица 9 «Б» класса, МАОУ НГО «СОШ4»
Учебное пособие-справочник для учителей и учащихся 6 класса по литературе(информация из Википедии). Автор: учитель русского языка и литературы муниципального.
Учебное пособие-справочник для учителей и учащихся 6 класса по литературе(информация из Википедии). Автор: учитель русского языка и литературы муниципального.
Из мифологии.. Под понятием «миф» подразумевают попытки людей объяснить редкие, необычайные, особенные явления в природе; события, а также сюжеты, воспроизведенные.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Знатоки русской литературы. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель, древнегреческий философ.
Тема урока: «Встреча на горе Олимп». Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них, а также углубить.
Мифы Древней Греции Тест Постовалова Г.М. г.Ноябрьск МБОУ СОШ 12.
Научный руководитель: учитель литературы Пультус Ольга Борисовна Барнаул 2008 Презентацию Выполнили ученицы 7В кл. МОУ СОШ 102 Раченкова Марина и Российцева.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Исаакиевский собор Смольный собор Лютеранская церковь Святого Михаила Классический стиль Стиль барокко Готический стиль.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12.
МБОУ Холмовская СОШ Реферат по литературе на тему: «Герои мифов» Выполнил ученик 6 «б» класса Белкин Сергей Преподаватель: Волосухина И.Я. п.г.т. Холм-Жирковский.
Чтение – вот лучшее учение. А.С.Пушкин.. бюст Гомера в Лувре Бюст, традиционно считавшийся Сенекой, теперь идентифицирован как Гесиод. Бюст Вергилия у.
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно.
Транксрипт:

Выполнила: Ученица 8 «Г» класса МБОУ лицей-3 Подобедова Алена Учитель: Речнова Валентина Егоровна Исследовательская работа на тему: «Мифы в литературе и искусстве»

Фридрих Шеллинг в «Философии искусства» писал: «…то, что живет в сказаниях мифологии, несомненно, когда-то действительно существовало, и современному роду человеческому предшествовал род богов».

Использование мифологического жанра в литературе и искусстве. Цель:

Проанализировать художественную литературу по данной теме. Изучить мифологические персонажи славянских и древнегреческих мифов. Познакомиться с мифами о русалке, Вие, Прометее. Исследовать слова украинского происхождения. Исследовать произведения Лермонтова, Гоголя, Горького. Исследовать влияние увлечений мифами на дальнейшую жизнь авторов. Просмотреть фрагменты использования мифов в скульптурах Санкт-Петербурга. Задачи:

Предположим, что мифологический жанр не привлекал внимание читающей публики, не был богатым материалом для создания культурных ценностей. Гипотеза:

«Литература и искусство зарождаются в недрах мифологии и одновременно с мифологией. Создавая сказания о богах и героях, человек совершал первый акт творчества и делал первый шаг к самопознанию. С тех пор литература и искусство прошли большой путь. Чтобы понять этот путь и его результаты, каждый человек должен сам пройти его заново: нельзя сделать последующих шагов, не сделав первого. И потому каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности.» (А.С. Пушкин). Актуальность:

Основополагающий вопрос: Какова степень использования мифологических героев в литературных произведениях и в искусстве?

С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки и их мифологические персонажи. К числу наиболее популярных образов русской демонологии, представленной в отечественной литературе, относится русалка. Миф о русалке

Образ русалки в литературных произведениях 1.В.А.Жуковский «Рыбак», «Ундина» - XIXв. 2.И.Бунин «Морская краса» - XXв. 3.Н.Гумилев «Русалка» - XXв. 4.В.Даль «Башкирская русалка» - XIXв. 5.А.Н.Толстой «Русалочьи» сказки – XXв. 6.Ф.Сологуб «Мелкий бес» - XXв. 7.А.Блок «Мой милый, будь смелым…» - XXв. 8.Н.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» - XIXв. 9.А.Пушкин «Русалка» - XIXв. 10.М.Лермонтов «Морская царевна», «Русалка» - XIXв. XXXIX

Если в представлении русских крестьян русалка всегда связана с рекой, прудом, то в книжной поэзии она нередко – дочь моря. Я же остановлюсь на образе русалки в произведении Лермонтова. В июне 1841 г., за несколько месяцев до смерти, 27 летний Лермонтов пишет балладу «Морская царевна». …В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!» Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды. Вышла младая потом голова; В косу вплелася морская трава. Синие очи любовью горят; Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Я понимаю, что передо мной русалка, которая заманивает царевича, чтобы обольстить его, а затем умертвить. Но царевич не испугался и покорил русалку, сломил ее волю. И что же видит царевич: Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом; Хвост чешуею змеиной покрыт Весь замирая, свиваясь дрожит; Пена струями сбегает с чела. Очи одела смертельная мгла.

И так кто же такой Вий? Если,по словам Гоголя, он герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось имя – Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов «вия», «вийка» - ресницы (а «повико» - веко). Ведь самое запоминающаяся черта Вия – огромные веки, поэтому имя его произошло как раз от них. Или же его волосатость заставляет вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества – Велеса (волоса). Миф о Вие

Функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия – персонажа сугубо отрицательного, «нечистой силы». Вий - злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

Миф о Прометее «Старуха Изергиль» «Песнь о Соколе»

Помимо героев славянской мифологии писатели использовали в своих произведениях и героев древнегреческой литературы. В созданных целыми поколениями мифах нашла свое отражение вся трудовая жизнь древнего человека с его подвигами, завоеваниями и мечтами о лучшей доле. Именно эту особенность мифологии отмечал М.Горький, говоря об образах всемирно известных героев – помощников людей и их защитников, таких, как Прометей и Геракл.

Центральным звеном романтических произведений Горького становится образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит героиня раннего произведения писателя старуха Изергиль. Она очень эмоционально и красочно рассказывает читателю о двух героях: Данко и Ларре.

Идею подвига Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М.Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня.

Легендами окутаны и имена наших писателей, о которых рассказывают современники. Когда М.Лермонтов был уже мертв и лежал на том же месте, где упал после дуэли, черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. Когда его хотели приподнять и оттащить в сторону, спертый воздух выступил из груди с таким звуком, что показалось, что это живой вздох. Мифы в жизни писателей

Н.В.Гоголь очень часто думал о смерти, и смерть его была странной, как и его произведения. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно – под землей, в темноте и тесноте гроба. При эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым – в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь.

М.Горький, умирая, слабо двигал рукой, как прощаются при расставании. И тут вдруг произошло чудо, о котором пишут все очевидцы. Позвонили и сказали, что навестить Горького едут Сталин, Молотов и Ворошилов. И Горький ожил! Совсем как в средневековых легендах, когда прикосновение или взгляд исцеляли недужных. Изучив жизнь писателей мы видим, что увлечение мифами отразилась на их судьбе.

Мифами обычно считают сказания, в которых передаются представления людей первобытного общества и древности о происхождении мира, всего живого на земле, о божествах и обожествленных героях. Поэтому скульпторы тоже использовали в создании своих творений образы мифологических героев. В частности, в Санкт – Петербурге очень много статуй, созданных по мотивам греческой мифологии. Скульптуры Санкт-Петербурга Мифы в скульптурах

Среди мифологических античных героев основатель Петербурга выделял двух олимпийских богов: дочь Зевса Афину и Посейдона. Неслучайно в Петергофе есть скульптура бога морей, выполненная по рисунку самого Петра Великого. Посейдон Афина

А что же прельщало Петра Великого в Афине? Скорее всего то, что она вела справедливые войны и знала толк в кораблестроении. Ее мы видим стоящей рядом с Петром, которому вручает трезубец бог морей на горельефе «Заведение флота в России», украшающем арку главной башни адмиралтейства. Афина

В 1808 г. по проекту выдающегося русского зодчего Андрея Воронихина был построен Горный институт. На боковых фризах - скульптурные рельефы. Один из них рассказывает о визите Афродиты к богу кузнечного мастерства Гефесту за доспехами для Ареса. На другом рельефе – Аполлон, пришедший за колесницей в кузнецу Гефеста. АполлонГефест и Афродита

Вторая композиция «Геракл, удушающий Антея» выполнена по модели скульптора С.С. Пименова. Она рассказывает об одном из последних подвигов Геракла.

Неподалеку от Аполлона в Летнем саду – три музы: Талия, Терпсихора и Эвтерпа. Музы всегда сопровождали этого бога. Эвтерпа – муза лирической комедии Талия – муза комедии Терпсихора – муза танца

У кинотеатра «Прометей» на проспекте Просвещения в 1981 г. была установлена скульптура Прометея. Часто ее называют «Летящий Прометей». Титан изображен с факелом в руке. Он летит к людям. Рядом орел, посланный Зевсом покарать Прометея. Автор этой композиции - выпускник академии художеств Роман Красницкий. Она была последней из скульптур города, созданных на темы античных мифов.

Можно не сомневаться в том, что композиторы, скульпторы, филологи, поэты и прозаики будут обращаться к мифам как к неиссякаемому источнику, щедро одаряющему тех, кто припадает к его живой воде. Мы, читатели, должны использовать знания мифологии для изучения литературных произведений на уроках литературы и МХК. Мы должны помнить жизнь своих предков, основываясь на изучении мифологии. Вывод:

1.Великие Россияне: Биографическая б-к Ф.Павленкова. – М.:ОЛМА Медиа Групп, Историки античности. В 2-х т. Т.1. Древняя Греция. – М.: Правда, Лаврин А. Хроники Харона: Энциклопедия смерти – М.: Московский рабочий, Парандовский Я. Мифология – М.: Дет. лит., Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. – СПб.: Химия, Универсальный словарь – СПб.: ИГ «Весь», Литература:

Спасибо за внимание!