Сорока Э.Ю., учитель биологии и химии. Фрески и иконы - главное украшение церквей и соборов. Главной темой росписей является прославление Христа в его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
XVII век – сложный, переломный период в истории русской живописи. Еще жила привязанность к традициям старого древнерусского искусства, но уже зарождались.
Advertisements

Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
Выполнила ученица 10 «Б» класса Сокирко Виктория Преподаватель: Демидова Н.А.
Ученик 10 класса Захаров Дмитрий. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона.
Русское искусство до XVIII века Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.
Сергиев Посад Переславль-Залесский Ростов Великий Ярославль Кострома Иваново Суздаль Владимир.
Выполнила: Сулейманова А.И Группа:М Подгруппа 2 Проверила: Евдокимова А.Н Изобразительное искусство Древней Руси.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ КУПЕЦ САДКО. ГОРОДА ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА.
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Культура «бунташного века». 17 век – период крушения средневековой художественной культуры Рушились традиции, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Древняя.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Истинная любовь – всегда жертвенна… Библия. Книга Бытия.
Шапошникова Катя. Подъём русской национальной культуры нашёл своё выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины XV начала XVI.
РУБЛЕВ Андрей (ок ок. 1430) крупнейший мастер московской школы живописи.
Проект параграфа по истории на тему -Живопись Руси X-XVII веков.
Живопись на Руси в веках Презентация Проскуриной Татьяны Ученицы 6б класса.
Транксрипт:

Сорока Э.Ю., учитель биологии и химии

Фрески и иконы - главное украшение церквей и соборов. Главной темой росписей является прославление Христа в его божественном и человеческом облике. Значительное место отведено чудесным делам, совершенным Христом, многим притчам, в которых рассказывается о милосердии и любви.

Сочетание ярких красок, выразительных линий, возвышенных, серьезных тем живописи делают фрески и иконы очень ценным памятником. Они великолепно сочетаются с архитектурными особенностями храмов, подчеркивают их красоту, величие и одухотворенность.

Стены многих русских монастырей были расписаны костромскими мастерами. Руководил ими известный живописец Гурий Никитин, которого приглашали цари и патриархи украшать фресками храмы Москвы, Ростова, Ярославля….

Гурий Никитин (Кинешемцев) крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Он Родился в 1620-е годы в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства.

В 1653 году Гурий Никитин, предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город). В 1660 году был вызван для работ в Москву. В 1661 году игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.

Высланный из Костромы на Москву в 1666 году, Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 года по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты».

Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского.

В 1670 и 1671 годах он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».

В 1678 году, работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные. Б лагодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена.

В 1680 году под его руководством была исполнена стенопись в Церкви Ильи Пророка в Ярославле, а в 1685 году в Костромском Ипатьевском монастыре.

В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одними из самых замечательных произведений второй половины XVII века. Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», то есть вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

Клеймо на северной стене Троицкого собора Ипатьевского монастыря содержит перечень имен художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма: «(О Бозе) трудившийся сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василий Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василий Никитин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (Л)оги(нов)»

Артель представляла собой слаженный коллектив талантливых художников- монументалистов. В х годах XVII столетия Гурию Никитину «с товарыщи» поручались ответственные работы в московских придворных и патриарших храмах, при дворе Ростовского митрополита Ионы и в Ярославле, где в это время было не мало своих перворазрядных иконописцев.

Умер Гурий Никитин в Костроме в 1691 году. Его по праву можно считать законодателем стиля костромской школы иконописной живописи.