«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Курс – «Основы мировых религиозных культур и светской этики» – является составной частью реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое светская этика Урок 2. Словарная работа Этика – наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо, нормы поведения. Светский -
Advertisements

Работа с учебными текстами Ирина Адриановна Серикова Кандидат педагогических наук 1.
Что такое светская этика Урок 2. Задание 1. Определи понятие Светский - ________________________________ Этика- __________________________________ Мораль-
Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Модуль «Основы светской этики». Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики»
Почему ГИА 9? Н.А.Нефедова, заведующая методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженный учитель РФ.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Курс – «Основы мировых религиозных культур и светской этики» – является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Требования к реализации курса в части методики, межпредметных и метапредметных умений и навыков можно считать сформулированными в «Планируемых результатах освоения междисциплинарных программ»:

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества. ( Планируемые результаты начального общего образования. В серии «Стандарты второго поколения» под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Работа с текстом Коммуникативные умения и навыки: умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания слушание; навыки изучающего чтения; умение ведения диалога и построения монологического высказывания говорение; умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание письмо, говорение.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Речь «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и проч. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)» (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Мещерякова)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» В каждом виде речевой деятельности формируется и базисное, исходное умение понимание информации умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» В созданной на уроке при активном привлечении межпредметных связей речевой среде формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Любой текст вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, конечный, зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т. е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Центральные объекты лингвистики- автор и читатель, центральная проблематика порождение и понимание текста с точки зрения преобразований смыслов в значения (порождение) и значений в смыслы (понимание) в рамках триады «сознание язык мир». Т.о. язык не только выполняет функцию передачи мысли, но и является средством ее формирования.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» «Она (речь) не может надеваться на мысль, как готовое платье... Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове». (Выготский Л. С. Мышление и речь).

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Понятие «текст» объединяет самые разные знаковые системы – не только словесные, но визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Типы сплошных текстов: 1)описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3)объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4)аргументация (научный комментарий, обоснование); 5)инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Несплошные тексты: 1)формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2)информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4)сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты...); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Чтение - сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, и др. Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии и т.п.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Основными видами чтения являются: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка, например, художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста;

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы специального текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Уроки 7 и 8 модуля «Основы светской этики»; тема «Добродетель и порок» Задание к тексту: Прочитайте абзац, начинающийся с вопроса (7-й абзац). Расскажите, как происходит моральное развитие человека. Приведите пример того, в чем проявляется очередной шаг морального развития человека (на своем примере или примере других людей). (1) Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни, в тесном и постоянном общении и взаимодействии с другими людьми. С раннего детства человек наблюдает за поступками других людей, берет с них пример, сам делает что-то для других. Иногда люди ошибаются и поступают плохо, порочно. Постепенно, путем проб и ошибок, путем оценок со стороны окружающих его людей, и сравнивая свои поступки с действиями других, человек научается жить в обществе. И он научается быть добродетельным, приобретает добродетельные качества личности.

Уроки 7 и 8 модуля «Основы светской этики»; тема «Добродетель и порок» Прочитайте следующий абзац. Что является главным на пути морального совершенствования? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей. Объясните, с чем вы согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации. (2) Самым главным на этом пути, началом морального совершенствования, первым шагом на пути к добродетельному поведению является признание ценности других людей. В своих поступках человек не может ориентироваться только на свои интересы и убеждения, он должен уважать интересы и убеждения других людей. Только таким путем человек может добиться морального совершенствования и стать добродетельным.

Уроки 7 и 8 модуля «Основы светской этики»; тема «Добродетель и порок» Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, можно ли стать полностью добродетельным? Встречали ли вы таких людей в жизни? Нужно ли стремиться стать полностью добродетельным? Расскажите о человеке, про которого можно сказать: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться». (3) Путь добродетели труден и долог. Многим кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда такой человек должен быть готов к тому, что окружающие его люди не захотят общаться с ним, не захотят с ним дружить. И не надо бояться, что ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным. Если ты будешь стремиться к этому, приложишь старания, будешь стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения, то рано или поздно люди скажут о тебе: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться». А это и есть высшая оценка добродетельного человека.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Задания к тексту: После введения в тему урока, изложения основных положений того, что такое добродетель, учитель задает вопрос: «Прочитайте абзац, начинающийся с вопроса (7-й абзац). Расскажите, как происходит моральное развитие человека. Приведите пример того, в чем проявляется очередной шаг морального развития человека (на своем примере или примере других людей)». Прочитайте следующий абзац. Что является главным на пути морального совершенствования? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей. Объясните, с чем вы согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации. Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, можно ли стать полностью добродетельным? Встречали ли вы таких людей в жизни? Нужно ли стремиться стать полностью добродетельным? Расскажите о человеке, про которого можно сказать: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться».

Урок 8. Добродетель и порок (1)Мужество – середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой. Мужество как добродетель характеризует поведение человека перед лицом опасности. (2)Безрассудная отвага – это порок, состоящий в избытке мужества. Безрассудно отважный человек не может правильно оценить опасность и рискует своими действиями причинить вред себе или другим. (3)Трусость – это порок, состоящий в недостатке мужества как добродетели. Трус бежит от опасности, оставляя в беде других людей. (4) Поэтому мужественный человек не тот, кто ничего не боится. Мужественный – это человек, который правильно оценивает опасность и действует так, что своими действиями помогает другим или себе. После введения в тему урока, учитель знакомит детей с точкой зрения Аристотеля на то, что такое добродетель. Прочитайте, что такое мужество. Как вы поняли прочитанное? После обсуждения (без расстановки акцентов и оценок «правильно» - «неправильно») следующее задание: «Прочитайте, что такое безрассудная отвага». Разве может быть слишком много мужества? Прочитайте, что такое трусость. Согласны ли вы с тем, что безрассудная отвага и трусость - пороки? Прочитайте абзац до конца. Какого человека можно назвать мужественным? Расскажите о ситуациях, когда люди поступали мужественно.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Для самостоятельного чтения детям могут быть предложены: урок 21 «Стыд» (модуль «Основы светской этики») ; урок 23 «Совесть» ( модуль «Основы мировых религиозных культур») ; урок 4 «Возникновение религий. Древние верования» (модуль «Основы мировых религиозных культур» ) и др.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» «Чтение-погружение». Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Из Ветхого Завета: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Из Евангелия. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как Иисус совершил последнюю вечерю (ужин) со своими самыми близкими учениками: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В память об этом событии христиане совершают священнодействие, которое называется Евхаристией (благодарением).

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Из Корана: «Аллах свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!»

Из «Поучения Владимира Мономаха детям» Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Аналитическое чтение Например, модуль «Основы мировых религиозных культур»; урок 5 «Возникновение религий. Религии мира и их основатели». Перед чтением текста учебника задать вопрос: «Как вы думаете, будут ли в чем-то совпадать учения Иисуса, Мухаммада и Будды?» Можно дать детям заранее прочитать завязку какого-либо сюжета и попросить их высказать предположения по поводу того, как будут развиваться события дальше.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Чтение – это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Читая, ученик производит анализ информации, на котором основаны ее понимание и интерпретация.

« Основы мировых религиозных культур и светской этики» Словарная работа с текстом Урок 7 ( Модуль «Основы мировых религий») Священные книги. Тора, Библия, Коран Вы узнаете Что такое Библия и из чего она состоит. Что священная книга мусульман называется Коран. Основные понятия Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки. (Дополнительно выделяем в тексте: Танах, Новый Завет, Ветхий Завет, мессия, Благая весть, апостол, деяния, община, богодухновенный, апокалипсис (это только из первой части главы!)

« Основы мировых религиозных культур и светской этики» Словарная работа с текстом Урок 7 ( Модуль «Основы мировых религий» ) Задания: разделить на две группы и объяснить основание для группировки; используя слова как опорные (этом случае все слова должны быть перед глазами у детей), рассказать об одной из священных книг; исключить «лишнее» слово, составив несколько таких рядов. Например: Ветхий Завет, Тора, Евангелие, Танах; Ветхий Завет, апокалипсис, Евангелие, апостол.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики», есть Продолжить цепочку слов: а)Масленица, Троица...; б)Талмуд, Коран…

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Опорные конспекты Моральный выбор. Ситуация морального выбора ( модуль «Основы светской этики»; урок 9 ) Ситуации морального выбора: Выбор между нравственным и безнравственным поведением Выбор между своими интересами и интересами других людей Выбор между различными обязанностями. Твои примеры ситуаций морального выбора: …

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Умение задавать вопросы к тексту «Постановка вопросов нередко отражает активность мысли ученика, глубину и правильность понимания, стремление к большей ясности и четкости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить». П.Н. Груздев

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Классификация Б.Блума: Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы? Что такое иерархия в христианской церкви?) Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотое правило нравственности» имеет множество различных формулировок?)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Классификация Б.Блума: Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинноследственных связей. (Например, почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках – положительной и отрицательной?) Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?)

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Классификация Б.Блума: Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня»?) Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Путники и медведица Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!» Как вы думаете, что сказал один приятель другому? Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу? Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».

Щедрый подарок Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». А как это - щедро? спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». Лучше я отдам медовик Пете, сказал Вася. Пусть он делит его щедро. Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель) Почему Вася захотел отдать медовик Пете? О чём это свидетельствует? Что не понял из совета отца Василий?

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Предположите, чем заканчивается история. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Ведение записей – обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» План текста отражает его содержание и структуру. Кроме общего плана текста, могут быть еще планы отдельных его частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обоснований. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого произведения.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана: Внимательно прочитай текст. Выдели главные мысли текста. Проверь, как они соотносятся друг с другом. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части). По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана. Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана). Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Конспект есть краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор».

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные учителем или самостоятельно вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений. Для составления конспекта предложите детям форму таблицы, в которую будут занесены фрагменты текста. Кроме того, могут быть предложены сформулированные учителем вопросы, отражающие основные смысловые моменты текста. В более подготовленном классе, где подобная работа уже выполнялась, можно этого не делать.

«Основы мировых религиозных культур и светской этики» Слушание для ребенка - не пассивное времяпровождение. Критерием внимания ученика во время рассказа учителя является способность его осмыслить, прокомментировать, осознать, высказать свое отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученных на слух знаний.

Вопрос: «Могут ли на разных языках общаться те, кто говорит на одном языке?» Т.Манн Маленького Морица спрашивают в школе: «Кто написал «Разбойников?»» - «Господин учитель, это не я». За это его наказывают. Потом к учителю приходит старый Мориц и говорит: «Господин учитель, у моего Морицхена много недостатков, но он никогда не врет. Если он говорит, что не он написал «разбойников», значит, не он. И в конце концов, господин учитель, если бы даже он это написал, его можно простить: он же еще ребенок». Как вы думаете, о чем идет речь в этом тексте? Считаете ли вы эту ситуацию смешной? При каких условиях ее можно считать смешной? Почему эту ситуацию Т. Манн назвал анекдотической?