Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,
Advertisements

Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… Д.С. Лихачёв.
Объект исследования - речь подростков, учащихся 6 «а»класса. Предмет исследования- - жаргонизмы в речи подростков.
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,
Урок этики. Хорошо или плохо употреблять жаргонные слова? Никандрова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Гусь-Хрустального района.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ ученицы 7 «А» класса: Землякова Дарья, Кошкина Ксения, Загидуллина Алина. РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка и литературы Медведева.
М ОЛОДЁЖ НЫЙ СЛЕНГ И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Цель: выявить способы и причины возникновения подросткового сленга, его взаимодействие с литературным языком; понять,
Бабуля вешалка помойка аптека капуста крыша квакать ?
Научно – исследовательская работа. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...
Из истории слов… «Сленг» в речи подростков…. В речи людей, окружающих меня, преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Что же.
«Лексикон современных школьников».. Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной.
Культура речи!!! Слова бывают разные – то дельные, то праздные, То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение и слово – удушение.
Тема:Лексика. Жаргонизмы. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
Сленговая речь стала повседневной, но правильно ли это?
«Лексикон обучающихся 5-9 классов нашей школы». Выполнила: Ученица МБОУ Олонской СОШ Яковлева Анастасия Сергеевна.
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
«Молодёжный сленг как пласт речи учащихся МОУ «Большегривская СОШ»
Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый, век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. (Николай Глазков).
Творческая работа учащихся по литературе (7 класс) по теме: Исследовательская работа по русскому языку"Лексикон учащихся моей школы"
Транксрипт:

Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости… Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости… В.Полторацкий В.Полторацкий

Проблемные вопросы Что такое жаргонизмы? Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга? Почему мы используем жаргонизмы в речи, и что нужно делать, чтобы их избежать? Нужно ли исправлять собеседника, если он использовал жаргонизм? Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику, жаргонизмы в своей речи?

Слова, употребляемые в речи определенных социальных групп (школьники, студенты), профессиональных групп (летчики, моряки, водители), занятий (музыка, компьютер) ИНОЯЗЫЧ. хана кайф фейс ПРОСТОРЕЧ. балбес тюфяк балаболить ДИАЛЕКТ. ремки фуфло слямзить УГОЛОВ. шамать фраер перо (нож) ПЕРЕНОС. машина – колеса голова – крыша УСТАР. фиг халява

В анкету были включены следующие задания и вопросы: 1. Перечислите известные вам жаргонные слова. 2. Подчеркните те жаргонизмы, которые вы употребляете в своей речи. 3. Для чего вы их употребляете в своей речи? А) модно, современно Б) для связи слов В) делают речь понятнее Г) что-то другое 4. Могли ли вы обойтись без них? А) да Б) нет В) не думал об этом 5. Старайтесь ли вы обойтись без них? А) да Б) нет В) не думал об этом 6. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи? А) да Б) нет В) не думал об этом 7. В каком кругу вы используете жаргонную лексику? А) в кругу друзей Б) с родителями В) с учителями Г) что-то другое

Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников жаргонизмы: 1.Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, копец, халява, крышка. 2.Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. 3.Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, параллельно. 4.Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов: 1.Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил. 2.Наименование людей по родству: предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша. 3.Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик. 4.Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак. 5.Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка. 6.Деньги: бабло, капуста, зелень. 7.Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

По результатам опроса: 45% обучающихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей; 15% обучающихся не задумывались об этом; 20% считают, что это модно, современно; 11% нуждаются для связки слов; 9 % уверены, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.

Происхождение жаргонизмов: 1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища); 2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) – липовый (фальшивка, подделка); 3. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер); 4. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.

«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Л.И. Скворцов. «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Л.И. Скворцов. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни», - считал Д.И. Писарев. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни», - считал Д.И. Писарев.

Выводы: 1. Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников. 1. Основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение среди сверстников. 2. В своей среде обучающиеся пользуются жаргонными словами, в общении же с взрослыми, в официальных ситуациях переходят на литературный язык. 2. В своей среде обучающиеся пользуются жаргонными словами, в общении же с взрослыми, в официальных ситуациях переходят на литературный язык. 3. Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи. 3. Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем прибегают к жаргонной лексике и считают его нужным и необходимым в их речи. 4. В речи учащихся много слов- арго (речь низов общества, уголовного мира: воров, мошенников). Поэтому язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество. 4. В речи учащихся много слов- арго (речь низов общества, уголовного мира: воров, мошенников). Поэтому язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество. 5. С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску. 5. С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску. 6. Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь. 6. Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.

Рефлексия У Узнали, откуда происходят жаргонизмы; у уяснили причины, по которым жаргонные выражения используются в подростковой и молодёжной среде; п поняли, что они засоряют речь, снижают культуру речи; ришли к выводу, что речь культурного, образованного, интеллигентного человека должна быть красивой, образной, богатой, свободной от жаргонизмов, брани.