1 Внутришкольный этап обучения школьных команд Основные задачи, формы обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание Логвинова И.М.
Advertisements

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте государственной политики.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание Логвинова И.М.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Занятие 2 Тема Всего часов В том числе Лекц. Пр 1 Модуль 1 (инвариантный). Федеральные государственные образовательные стандарты: назначение, структура,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: пути реализации Логвинова И.М
1 ФГОС как основа реализации государственной политики в сфере общего образования З.А. Кокарева.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 1.
Транксрипт:

1

Внутришкольный этап обучения школьных команд Основные задачи, формы обучения

Идея корпоративного обучения особенно эффективно реализуется, когда обучение происходит в рамках проблематики, необходимой образовательному учреждению для развития, в формате инновационной деятельности или опытно- экспериментальной работы, проведения исследований или реализации проектов

Преимущества обучения школьных команд Развитие индивидуальности Практическая направленность Диалогичность обучения Учет индивидуальных особенностей Обеспечение причастности, признания Сплочение коллектива

Цели и задачи программы «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» Цель: Развитие компетентности педагогических работников в решении профессиональных задач в условиях введения ФГОС Задачи: Содействовать усвоению ценностно-смысловых ориентаций ФГОС Информировать о концептуальных и нормативных основах ФГОС Способствовать осмыслению основных категорий и понятий новых образовательных стандартов. Формировать умения и навыки по анализу образовательной деятельности с позиций ФГОС Формировать умения и навыки по проектированию образовательной деятельности ОУ (педагога) в соответствии с ФГОС. Формировать навыки рефлексии образовательной деятельности в соответствии с целевыми ориентациями ФГОС.

Основные задачи внутришкольного обучения актуализация мотивационной готовности педагогов к реализации новых образовательных стандартов обеспечение преемственности начального и основного общего образования формирование представлений о системном характере изменений в образовании, о введении ФГОС как инновационном процессе, совершенствование проективной компетентности педагогов в реализации ФГОС, осмысление и формирование путей развития ОУ, саморазвития педагога в условиях введения ФГОС.

Организация и особенности обучения Используются разные формы: индивидуальная, коллективная, в микрогруппах. В ходе выполнения заданий слушатели работают с документацией ФГОС основного и общего образования, проводят ее анализ, осуществляют рефлексию собственного педагогического опыта. Организаторы обучения выступают не как руководители или эксперты, а являются равноправными партнерами, участниками повышения квалификации, которые сопровождают учебный процесс.

Формы обучения При проведении занятий используются традиционные формы (лекции, практические), а также интерактивные формы обучения (использование диалога, включение и анализ проблемных ситуаций, использование видеоматериалов, анализ нормативных документов и другие виды совместной деятельности преподавателя со слушателями), самостоятельная работа (в аспекте обучения взрослых предполагает работу по вопросам практических занятий, а также по индивидуальным заданиям; чтение нормативных документов и других литературных источников)

Образовательные технологии диагностическая технология технология цикл Колба технология критического мышления ИКТ-технологии технология проектирования технология групповой работы

В результате обучения по данной программе педагогические работники должны приобрести компетенции, включающие в себя способность и готовность: осуществлять системный анализ деятельности ОУ по переходу на ФГОС ООО; оценивать и выбирать инновации с учетом условий их внедрения; моделировать образовательный процесс с учетом требований ФГОС ООО; выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут.

Итоги повышения квалификации педагогических и руководящих работников в годах (по материалам мониторинга «Наша новая школа») 11 Доля педагогических и управленческих кадров ООУ, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку в соответствии с ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров) Доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации (в общей численности учителей общеобразовательных учреждений) Доля педагогических работников, в истекшем учебном году прошедших курсы повышения квалификации в общей численности педагогических работников образовательных учреждений АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Доля педагогических работников, планирующих прохождение курсов повышения квалификации в общей численности педагогических работников образовательных учреждений

Факторы, определившие подходы к повышению квалификации в 2013 году большое количество слушателей и объем программ при ограниченности времени; финансовая ограниченность; дефицит квалифицированных кадров, обеспечивающих курсы повышения квалификации в АОУ ВО ДПО «ВИРО»; превышение норматива - объем часов на одного руководителя/педагогического работника один раз в 5 лет/3 года - 108/72 часов; отсутствие на местах мониторинга и управления процессом повышения квалификации руководителей/педагогических работников; сохранение уровня качества и усиление практической направленности курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ ФГОС как комплексный проект инновационного плана наиболее эффективно реализовывать через профессиональную подготовку школьных команд и АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

13 Модуль 1. ФГОС: назначение, структура, содержание ФГОС в контексте приоритетов государственной политики в образовании (6 ч.) ФГОС как инновационный проект (10 ч.) ООП ООО как комплексный проект ( 22 ч.)

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1. единство образовательного пространства Российской Федерации 2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

Эволюция стандартов в Российском образовании 1992 год Закон об образовании 1993 год единый базисный план (первый вариант стандартов) 1998 год общая концепция федерального компонента образовательных стандартов в начальной, основной школе

Эволюция стандартов в Российском образовании 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства 1756-р от г год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России 1019 от 5 марта 2004г.

Основные этапы 2006 год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС 2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст.7) Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования

Основные этапы 2010 год Национальная инициатива «Наша новая школа» Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке) Создание координационного совета Примерная основная образовательная программа начального общего образования Распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на годы. (1507- Р от г.) Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ г.) 2012 год утверждение ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ 413 от )

Вопрос: В каком документе в качестве одного из ключевых направлений развития отечественного образования отмечен переход на новые образовательные стандарты?

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве –в ноябре 2010 года)

Инновационность ФГОС Идеология Структура Содержание

Идеология ФГОС Духовно-нравственное развитие и воспитание Гражданская идентичность Системно - деятельностный подход

Структура ФГОС 1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2.Требования к структуре основной образовательной программы 3.Требования к условиям освоения основной образовательной программы

Требования к результатам освоения основной образовательной программы: Личностным Метапредметным Предметным

Требования к структуре основной образовательной программы к количеству и наименованию разделов (НОО-9,ООО-3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; к минимальному и максимальному количеству учебных часов(НОО_от 2904 до 3210 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет ); к содержанию каждого из разделов; к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО); к организации внеурочной деятельности

Требования к условиям освоения основной образовательной программы Кадровым Финансово-экономическим Материально-техническим Психолого-педагогическим Информационно-методическим

Ну, коллеги, а сейчас, нужна гимнастика для глаз

Тенденции развития современного образования 46

«Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». В эти три предложения вошли и объективная оценка состояния дел в образовании, и оценка роли образования в современном обществе. Д.А.Медведев (Из Послания Федеральному Собранию) 47

Место образования в системе ценностей (А. Г. Асмолов, известный российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, зав. кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования )психологРоссийской академии образования - образование как социальное познание; - образование как социальная коммуникация; - образование как социальное действие; - образование как социальное конструирование реальности; - образование как массовая индустрия (и именно в этом плане образование относится к сфере услуг). 48

49 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества (А.Г.Асмолов) консолидация общества в условиях роста его разнообразия; социальное выравнивание общества; формирование российской гражданской идентичности личности; взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; конкурентоспособность личности, общества и государства. 49

50 Социальные и моральные вызовы школьному образованию нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта; недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; усиление миграционных процессов; недостаточный уровень воспроизводства населения; снижение физического, социального и психического здоровья населения; низкий уровень доверия и социальной солидарности. 50

Тенденции развития современного образования Тенденции мировой системы образования Стремление к демократичной системе образования (доступность всему населению страны, преемственность его ступеней и уровней, возможности выбора из спектра программ, мероприятий, занятий); Предоставление автономности и самостоятельности образовательным учреждениям, поиск компромисса в управлении между жесткой централизацией и полной автономией; Возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в образовательном учреждении любого типа; Разрастание рынка образовательных услуг; Постоянное обновление и корректировка образовательных программ; Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов; Образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира. Тенденции российского образования в последнее 10-летие формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг; вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы; изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования – к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений; интеграция российского образования в мировое (европейское) образование. 51

Приоритеты образовательной политики РФ зафиксированы в: Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России 1019 от года) Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 22 ноября 2012 г р). Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Плане действий по модернизации общего образования на годы (утвержден распоряжением Российской Федерации 7 сентября 2010 г р) Поручении Председателя Правительства РФ Путина В.В. по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей от 4 апреля 2011 года. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) 52

Приоритеты образовательной политики в Вологодской области Основные направления модернизации образования в Вологодской области на годы, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от Стратегия развития образования Вологодской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от План действий по модернизации общего образования,, направленный на реализацию в годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденный постановлением Губернатора Вологодской области от Государственная программа «Развитие образования Вологодской области на годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от г

Почему надо что-то менять В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает: подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, уровень преподавания естественных наук. России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение обучающимися применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников. 54

Основные проблемы образования сегодня Высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ. 55

Причины обостряющихся проблем 1. Ухудшение качества педагогического корпуса (доля учителей пенсионного возраста за гг. выросла с 11 % до 18 %, а доля педагогов до 30 лет - всего на 13%., двойной негативный отбор кадров), 2. Рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования (выделяются школы (как сельские, так и городские), стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. В разных регионах России количество таких учреждений составляет от 4-5% до 25%.), 3. Стагнация системы дополнительного образования и воспитания (Россия – одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Несмотря на то, что систему дополнительного образования удалось сохранить с советских времен (охват сегодня составляет 10,9 млн. детей или 49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет), в последние годы наблюдается тенденция «платности» дополнительного образования). 4. Образование перестало выполнять социальную функцию, оно начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. 5. Сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения. 56

Причины обостряющихся проблем 6. Школа утратила монополию на образование и социализацию детей. 7. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей. 57

Сценарии развития и предлагаемые меры Реставрационный сценарий Стабилизационный сценарий Модернизационный сценарий Инновационный сценарий 58

Образованный человек должен быть адекватен современным вызовам Образование меняется во всем мире. В марте 2011 года в Гонконге прошел крупнейших мировой форум по проблемам образования, который проводил Британский совет. Министры, ректоры, преподаватели вузов из 60 стран 140 докладчиков и 1000 участников дискутировали по самой горячей в образовании теме: «Мировое образование новая движущая сила». Как улучшать образование, сколько в него вкладывать и каких дивидендов от него ждать? 59

Сегодня в мире изолированных стран практически не осталось. Образование должно дать человеку возможность жить в глобальном мире, при необходимости легко доучиваться и переучиваться, менять место работы. 60

61 Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства

Что свидетельствует о движении нашей страны в направлении сближения образовательных систем? Присоединение России к Болонскому соглашению(2003 г.) Основные положения Болонского соглашения можно свести к следующим важным пунктам: - внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); - введение кредитной системы (Студенту (абитуриенту) предоставляются образовательные кредиты на льготных условиях. При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет); - обеспечение контроля качества образования (создание ОСОКО); - расширение мобильности (открытость образования); -обеспечение трудоустройства выпускников. Независимая форма оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА-9). Контроль и надзор в сфере образования. 62

Современная парадигма (новый взгляд на миссию образования) Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» 63

Причины изменения парадигмы Лавинообразный поток информации во всех областях знания. Потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека 64

Задача современного образования Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Усвоить сумму знаний недостаточно. С ними надо научиться действовать. ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач 65

Как реализуется данная задача в образовании российских школьников свидетельствуют результаты международных исследований 66

Если что-то крутиться - тебе нужен отпуск!!! Посмотри внимательно на каждый круг в отдельности - он стоит на месте!

69 Оценка качества образования ЕГЭ и ГИА-9 11 классВведение в 2009 году 9 класс Введение в 2014 году PIRLS PISA TIMSS

70 Цели и задачи международных исследований TIMSS: Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы). PIRLS: Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс). Выявление динамики в результатах. Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах. PISA Оценка функциональной грамотности 15- летних учащихся в области чтения, математики и естествознания. Оценка качества и доступности образования. Выявление динамики результатов. Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах.

71 Качество образования в начальной школе По результатам исследования PIRLS Р оссийские школьники 4 классов продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. 2. В 2006 году показатели России улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года (в 2001 году Россия занимала по рейтингу 12 место из 35 стран- участниц) % российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% достигли самого высокого продвинутого уровня читательской компетентности.

Качество образования в начальной школе (продолжение) По результатам исследования PIRLS 2011: В 2011-м результаты России остались на стабильно высоком уровне. Ученики четвертых классов российских школ занимают второе место в мире по читательской грамотности, уступив первенство лишь Гонконгу. Четвероклассники стали лучше интегрировать информацию, содержащуюся в тексте, лучше понимать основную идею, смелее выражать свою точку зрения. Причем выпускники начальной школы одинаково хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты. В PIRLS-2011 приняло участие 4461 человек выпускников начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны. Тест PIRLS состоит из двух текстов (художественного и информационного) и заданий к каждому тексту. Время выполнения теста - 80 мин с перерывом. Тест измеряет две группы читательских умений: 1) извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения. 2) интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста. 72

73 Качество образования в начальной школе (продолжение) По результатам исследования TIMSS 2007: С редний уровень подготовки российских школьников 4 классов по естественно-математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками из большинства развитых стран мира. Исключение составляет лидирующая в мире группа стран Юго- Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур, Финляндия). Высокий уровень достижений по математике продемонстрировали 48% учащихся 4 классов, а по естествознанию - 49%. Из них 19% учащихся овладели знаниями и умениями самого высокого (продвинутого) уровня и по математике, и по естествознанию.

74 Качество образования в начальной школе (продолжение) По результатам исследования TIMSS 2011: Четвертое место выпускники начальной школы занимают по естествознанию, сдав позиции Корее, Сингапуру и Финляндии. По математике школьникам четвертых классов принадлежит десятое место. Тест TIMSS состоит из четырех блоков заданий (двух по математике и двух по естествознанию). В каждом варианте теста для учащихся 4-го класса было заданий по математике и естествознанию, а для учащихся 8-го класса заданий. На выполнение всего теста давалось 73 минуты с перерывами в 4-м классе и 90 минут с перерывом в 8-м классе. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся на седьмом месте в мире, а по математике – на шестом, уступив Южной Корее, Сингапуру, Японии, Гонконгу и Тайваню.

PISA-2009 (сравнительный анализ образовательных систем) Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15- летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях 75

Оценка образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям: грамотность чтения (41-43 места); естественнонаучная грамотность (37-40 места); математическая грамотность (38-40 места) из

PISA

PISA Лидеры: Шанхай, Корея Финляндия Гонконг Сингапур ОЭСР: 34 государства

В 2009 году ведущим направлением была читательская грамотность В исследовании PISA выделено 6 уровней подготовки учеников. Особое место занимает 2-й уровень, это базовый уровень или порог. Если ученик достиг базового уровня, то он умеет работать с текстом. По результатам PISA-2009 по направлению читательская грамотность 27% детей не достигли 2-го уровня, они практически не демонстрируют способность применять текст как основу для активного функционирования в современном мире. 79

80 Более эффективные школы России (по результатам исследований PISA и TIMSS): Это крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, – c укомплектованным штатом учителей, – c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.).

81 Более эффективные школы России (по результатам исследований PISA и TIMSS): Учащиеся имеют более высокие результаты, если: они хорошо мотивированы, не тревожны, верят в собственные силы и способности, владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).

Основные характеристики реформ стран, которые повысили результаты в исследовании PISA Исследование PISA выявило, что во всех странах, в которых произошли положительные изменения в системах образования введены: новые образовательные стандарты, базовая часть которых была общей для всех учащихся основной школы, единые базовые программы на уровне начальной и основной школы, национальные системы оценки и мониторинга образовательных достижений, школам было дано больше автономии в принятии решений по организации учебного процесса и распределении финансирования, осуществлена реформа педагогического образования; созданы механизмы постоянного повышения квалификации педагогических кадров; создана система поддержки школ и учащихся, демонстрирующих низкие результаты. Что меняется в российском образовании: Поэтапное введение ФГОС (с 1 января 2010 года). Создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Деление образовательных учреждений на казенные, бюджетные и автономные (83 – ФЗ). Новый порядок аттестации педагогических кадров (введен с 1 января 2011 года). Разработка федерально-региональной (персонифицированной) модели повышения квалификации. Поддержка инновационных школ и творческой молодежи в рамках ПНПО. 82

Качеству образования посвящено международное исследование в области образования «Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии» М. Барбер, М. Муршед («Вопросы образования» год) 83

Знания и навыки, которые понадобятся образованному человеку через 20 лет, будут существенно отличаться от того, что школа может предложить сейчас. Фактически мы не можем предсказать, какими будут эти знания и навыки. Таким образом, школьные системы сталкиваются с трудной задачей: обучать без четкого понимания того, что именно потребуется ученикам, когда они войдут во взрослую жизнь. Именно это непредсказуемое будущее обусловило первый вопрос, вынесенный на обсуждение международного круглого стола: что необходимо осваивать ученикам, чтобы подготовиться к завтрашнему дню? 84

Использование потенциала ИКТ-технологий Применение ИКТ в образовании создает новые перспективы для повышения качества обучения. Однако большинство образовательных систем все еще использует ИКТ для незначительных изменений, вместо того чтобы существенно перестроить с их помощью деятельность школы. Если не использовать эффективно ИКТ, то они становятся всего лишь печатной машинкой, при этом довольно дорогой. 85

Примеры того, как ИКТ могут улучшить обучение система обратной связи с учащимися, которая позволяет учителям адаптировать свое преподавание к потребностям аудитории на основе данных о понимании учащимися материала; использование интерактивных досок для усиления включенности учащихся в процесс и улучшения преподавания; адаптация учебного материала в реальном времени, которая приводит к индивидуализации обучения в соответствии с конкретными потребностями и интересами; имитационные тренажеры для профессионального развития учителей и директоров, которые становятся все более популярными; широкий доступ к образовательным ресурсам. 86

87 Эксперты определяют ряд препятствий на пути эффективного использования ИКТ в школах Средний % школьных руководителей, называющих следующие препятствия на пути реализации школьных педагогических целей Нехватка персонала для технической поддержки Нехватка времени у учителя для использования ИКТ Нехватка цифровых образовательных ресурсов для преподавания Нехватка ИКТ-инструментов Использование ИКТ в учебном процессе не является приоритетной целью школы Недостаточная скорость Интернет-соединения Нехватка у учителей навыков по использованию ИКТ ИСТОЧНИКИ: IEA и University of Hong Kong 2006

Никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей и для учителя

Цифровые аборигены

цифровые иммигранты

Формула для определения хорошего образования: Хорошее образование = Э(З + М + Л ) Буква «З» обозначает знание, «М» мышление, «Л» лидерство (лидерские навыки и установки относительно себя и других), а «Э» символизирует этические основания (знания на пользу людям). 92

Девять характеристик эффективной системы Концептуальная модель Э(З + М + Л ) отражает то, что необходимо учащимся, чтобы быть хорошо образованными в будущем, а совокупность девяти структурных элементов сегодняшнее понимание обязательных действий образовательных систем по достижению высоких результатов. Структурные элементы разделены на три категории по три элемента в каждой. 93

94 Структурные элементы образования мирового класса: известные нам уже сегодня Стандарты и отчетность Установленные международные стандарты Прозрачная информация Каждый ребенок в поле внимания для того, чтобы противостоять неравенству Человеческий капитал Набирать только лучших людей и хорошо их готовить Непрерывное улучшение педагогических навыков и умений Сильное руководство на школьном уровне Управление образованием Эффективно работающие центральный аппарат и агентства Способность управлять изменениями и задействовать общественность на каждом уровне Функциональная ответственность и делегирование бюджетных вопросов на школьный уровень Источники:Barber 2008; Whelan 2009

Поиски талантов Найти нужное количество подходящих людей на позиции учителей и руководителей, удержать их, а затем распространить их опыт на всю огромную систему так, чтобы у каждого учащегося был эффективный учитель, а у каждой школы был эффективный руководитель. Три аспекта решения этой задачи: - привлечение талантливых людей на позиции учителей и руководителей школ и удержание их; - повышение профессионализма учительского корпуса; - мотивация и управление деятельностью школьных профессионалов. 95

Удержание хороших учителей и руководителей школ это общая проблема всех образовательных систем мира. Работа учителя и директора школы, которая никогда не была легкой, в наше время становится еще более сложной ввиду: - увеличивающегося социального и этнокультурного разнообразия учащихся; - возросших ожиданий в отношении образовательной системы все учащиеся должны быть успешными; - увеличения объема информации и учебных материалов, а также более высокого качества этой информации и материалов; - довольно напряженной и часто меняющейся стратегии образования. 96

Факторы, влияющие на качество образования 1. Качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров. 2. Постоянное повышение квалификации (ПК) учителей, обеспечение эффективности и разнообразие форм ПК ( у нас учителя проходят курсы ПК раз в пять лет и никто не несет ответственности за результаты повышения квалификации, которые никто даже не проверяет). 3. Постоянное отслеживание результатов каждого ребенка, четкие стандарты ожидаемых результатов, поддержка отстающих, мониторинг прогресса каждого ребенка (у нас пока принято обсуждать статику, а не динамику). 97

Факторы, не влияющие на качество образования Качество образования мало зависит: от уровня финансирования системы; на качество не оказывают влияния и другие факторы, считавшиеся прежде важными- размер класса, элитарность класса В Китае наполняемость класса учеников – норма. Считается очень маленьким класс в 60 человек. Образование в КНР ценится чрезвычайно высоко. Приветствуется изучение иностранных языков и в их числе русского. Образование в школе платное. При этом на уроках жесточайшая дисциплина и глубочайшее уважение к учителю. 98

Благодарю за внимание! 99

100