Основная образовательная программа, как комплексный проект. Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм разработки. обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностьей,
Advertisements

Основная образовательная программа основного общего образования.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Как составить рабочую программу курса? Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г. Комсомольск-на-Амуре 2010 г.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Транксрипт:

Основная образовательная программа, как комплексный проект. Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Что такое программа?

Понятие ООП Локальный нормативный документ, описывающий содержание образования и механизм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в конкретном образовательном учреждении. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса на определенной ступени общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). В ООП конкретизируются основные положения стандарта применительно к особенностям вида образовательного учреждения, возможностям социокультурной среды, образовательным потребностям и запросам обучающихся.

Какие сроки?

Кто разрабатывает?

ст.12 п.5 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»

КАКИЕ основные источники для проектирования ООП ООО?

Основные источники для проектирования ООП ООО 1.ФГОС основного общего образования. 2.Примерная основная программа. Основная школа. 3.Основная образовательная программа НОО. 4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 5.Фундаментальное ядро содержания общего образования. 6. Примерные программы по предметам. 7. Методические рекомендации по организации учебно- воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. 8. Устав ОУ. 9. Программа развития ОУ

Каковы принципы проектирования образовательной программы?

Система общих принципов, которым отводится ведущая роль при проектировании основной образовательной программы Целостность и комплексность ООП, предусматривает охват всех сторон деятельности школы в соответствии с требованиями ФГОС и определяется системой требований нормативно установленных стандартом: требований к результатам образования, к структуре основных образовательных программ условия и ресурсам их реализации в образовательном процессе ОУ Полнота отражения в ООП специфики ОУ, социокультурной среды школы Единый контекст урочной и внеурочной деятельности предполагает возможность охвата и реализации в ООП целостной жизни школьника

Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, опирающийся на психолого-педагогические основы деятельности школьников разного возраста в динамике их развития. Открытость. В ОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения ООП ОУ родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации, исходя из целей и задачей образовательного учреждения. Реалистичность позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом специфики типа и вида образовательных учреждений, имеющегося ресурсного обеспечения, возможностей педагогического коллектива в обеспечении достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы

СТРУКТУРА ООП ООО?

Вопрос 1: Выбрать название основных разделов ООП ООО: a)Развивающий; b)Целевой; c)Условный; d)Содержательный; e)Организационный.

Вопрос 2: Выберите компоненты целевого раздела ООП ООО: a)Пояснительная записка; b)Учебный план; c)Планируемые результаты; d)Система оценки; e)Программа учебных курсов.

Вопрос 3: Продолжите перечень условий реализации ООП ООО: a)Информационно-методическое обеспечение; b)Материально-техническое обеспечение; c)…. d)….. e)…….

Вопрос 4: Заполните схему «Структура ООП ООО» :

Целевой разделСодержательный разделОрганизационный раздел Состоит из пунктов (модулей) Состоит из пунктов (модулей) Состоит из пунктов (модулей) - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы - программа развития универсальных учебных действий (УУД) (программа формирования общеучебных умений и навыков); - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программа воспитания и социализации; - программа коррекционной работы – учебный план основного общего образования; – система условий реализации основной образовательной программы

Структура основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов (курсов ) Формирование и развитие ИКТ- компетентност и Социализация, профессиональная ориентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно- нравственное развитие и воспитание

ОТЛИЧИЕ ООП ООО от ООП ООН?

Отличие структуры ООП ООО от ООП НОО Содержательный раздел: Программа формирования УУД в начальной школе трансформируется в программу развития УУД; Программа духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе трансформируется в программу воспитания и социализации; В структуре ООП ООО не предусматривается отдельная программа формирования культуры и здорового образа жизни. Организационный раздел: В структуре ООП ООО не предусматривается как отдельный модуль план внеурочной деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ ООП ООО?

Задание: Заполните название разделов в таблице «Краткое содержание разделов» Раздел: ???????????????????????? ????????Раскрываются цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию ????????Содержит учебные программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в соответствии с учебным планом школы ????????Разрабатывается при наличии в ОУ детей с ограниченными возможностями здоровья. ????????Содержит описание условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандарта, планирование работы по формированию недостающих условий, механизмы контроля состояния системы условий. ????????…….

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО: Раздел ООПКомпоненты раздела Содержание компонентов Целевой Пояснительная записка Цели и задачи Принципы и подходы Планируемые результаты Личностные Метапредметные Предметные Система оценки Цель оценочной деятельности КИМ Формы оценочной деятельности Условия и границы применимости Формы промежуточной и итоговой аттестации (кроме ГИА)

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО: Раздел ООП Компоненты раздела Содержание компонентов Содержательный Программа развития УУД Цели и задачи Место и роль Понятия, функции, состав, основные виды, характеристика УУД Типовые задачи Особенности реализации УУД в различных видах деятельности(урочной и внеурочной) Формы организации исследовательской и проектной деятельности Содержание, виды, формы внеурочной деятельности Перечень, описание ИКТ-компетенций Планируемые результаты, система оценки, условия

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО: Раздел ООП Компоненты раздела Содержание компонентов Содержательный Программы отдельных Учебных предметов, курсов Пояснительная записка (цели, характеристика, место учебного предмета в учебном курсе) Содержание Результаты(личностные, предметные, метапредметные) Программа воспитания и социализации Цели, задачи Направления работы Формы, технологии Результаты Условия реализации Программа коррекционной работы Цели, задачи Формы, технологии Результаты Условия реализации

Содержательное наполнение компонентов ООП ООО: Раздел ООП Компоненты раздела Содержание компонентов Организационный Учебный план (70/30) Объем нагрузки Состав и структура обязательных предметных областей Предметные области (филология, общественно-научные предметы и т.д.) Основы духовно-нравственной культуры народов России Система условий реализации ООП Описание условий( кадровых, психолого- педагогических, финансовых, материальных и т.д.) Обоснование необходимых изменений Механизмы достижения ориентиров Сетевой график Контроль состояния

План-график ООП ООО?

Что такое План-график? План-график - заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий, нанесенный на календарную сетку. Структура плана-графика Разработка основной образовательной программы может рассматриваться как комплексный проект, который включает перечень единичных проектов. Каждый единичный проект содержит пакеты работ, которые в свою очередь дифференцированы на виды работ, определен состав разработчиков и установлен временной показатель. Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.

Задание: 1.Внимательно прочитайте список единичных проектов; 2.Допишите единичные проекты, которых не хватает (по вашему мнению); 3.Распределите единичные проекты по разделам таблицы; 4.Напишите ответственных: заместитель директора, директор, психолог, руководители МО, педагоги-предметники, библиотекарь т.д.

Единичный проект Пакеты работВиды работ Разработ чики Сроки 1. Разработка целевого раздела программы 1.Написание пояснительной записки 1.Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 2. Принципы и подходы к разработке основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения. 3.Психолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развития 2.Разработка планируемых результатов ООП 1.Основные направления и цели оценочной деятельности, согласно требованиям ФГОС 2. Система внутреннего контроля результативности обучения (в урочной и внеурочной деятельности учащихся) и внешней независимой экспертизы (участие в конкурсах, олимпиадах). 3. Классы учебно-познавательных и учебно- практических задач, которые осваиваются обучающимися 3. Разработка системы оценки планируемых результатов 1.Ключевые особенности системы оценки, соответствующие ФГОС. Оценка: личностных результатов метапредметных результатов предметных результатов выполнения индивидуального итогового проекта

Подход: проектная деятельность по разработке ООП ООО Разработка основной образовательной программы может рассматриваться как комплексный проект, который включает перечень единичных проектов. Каждый единичный проект содержит пакеты работ, которые в свою очередь дифференцированы на виды работ. Таким образом, разработка ООП представляет собой иерархическую структуру, разделяющую проект на отдельные управляемые части.

Алгоритм проектирования основной образовательной программы основного общего образования Предпроектный этап (ПП) Этап проектирования(ЭП) Рефлексивный этап(РЭ)

Предпроектный этап Организация рабочей группы для проектирования основной образовательной программы (далее – Программа), обучение и обеспечение ресурсами (нормативно-правовое обеспечение, методические рекомендации, др.) Изучение нормативно-правового обеспечения проектирования основной образовательной программы основного общего образования (ФЗ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования). Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (примерная основная образовательная программа основного общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы основного общего образования, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО) Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов и условий образовательного учреждения на ступени основного общего образования. Изучение социального заказа на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Выявление рассогласований между нынешним состоянием образовательного процесса (цели, результаты) и требуемым ФГОС ООО.

Этап проектирования Разработка «портрета выпускника» основной ступени общего образования образовательного учреждения. Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в образовательное учреждение в пояснительной записке. Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ.

Этап проектирования Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Описание изменений в системе внутреннего контроля, циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов динамики образовательных достижений. Разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательного учреждения. Разработка и описание содержания междисциплинарных и учебных предметных программ. Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап проектирования Разработка и описание программы коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данном ОУ). Разработка и описание программ внеурочной деятельности. Составление учебного плана ОУ с учетом требований ФГОС ООО и СанПиН. Описание условий реализации Программы в ОУ. Сборка и первичное редактирование текста Программы.

Рефлексивный этап Самообследование и первичная коррекция Программы. Передача Программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами (при наличии возможности). Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности). Передача Программы на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Его представление и защита административной командой. Принятие итоговых решений

Требования к разработке учебных программ по предмету ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Программа - нормативно – правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана школы Виды программ: Примерные Авторские Рабочие

утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации носят рекомендательный характер не содержат распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные (типовые) программы детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана, указываются необхо­димые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера.

разрабатываются авторами УМК на основе государственного образовательного стандарта, примерных (типовых) программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) может быть разработана одним автором или группой отличает оригинальность концепции и построения содержания внедрению программы в практику работы образовательного учреждения предшествует ее экспертиза и апробация. Авторские программы

ФГОС ООО основные требования к ООП Примерная и авторская программа к конкретному УМК Пояснительная записка содержание, тематическое планирование Рабочие программы (готовятся учителями на основе Примерной /рабочей программы и реальной педагогической ситуации)

Вопрос: Укажите верное определение рабочей программы: a)рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении; b) рабочая программа - это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС.

ООП ООО содержит обязательную часть (70 %) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (30 % ) /раздел 3 п.15 ФГОС ООО/ Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить специфику преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) потребности участников образовательного процесса авторский замысел педагога возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса уровень подготовки учащихся специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.

смена ориентации с учебно-предметного содержания на понимание учения как процесса образования и порождения индивидуальных и коллективных жизненных смыслов формирование и постоянная коррекция индивидуальной стратегии учебной деятельности ученика решающая роль в учебной деятельности отводится сотрудничеству всех участников образовательного процесса

Функции рабочей программы - является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; - фиксирует состав элементов содержания (дидактические единицы), подлежащих усвоению учащимися, - определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.

Рекомендуемая структура рабочей программы 1. титульный лист. 2. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 3. общая характеристика учебного предмета, курса; 4. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Рекомендуемая структура рабочей програ ммы 6. содержание учебного предмета, курса; 7.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 8. описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 9. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Титульный лист 1. Полное наименование ОУ 2. Гриф согласования программы (дата проведения и номер протокола заседания методического объединения) 3. Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (дата и номер приказа руководителя ОУ). 4. Название учебного курса, для изучения кото­рого написана программа. 4. Указание параллели /класса, в которых изучается учебный курс. 5. ФИО педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет. 6. Название города, в котором подготовлена про­грамма. 7. Год составления программы.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: - если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий; - при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.; - указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.; - если рассматриваем несколько страниц – С Например: 1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, с. 3. Методологические проблемы современной науки /Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, – 295 с. 4. Статьи из журналов и газет. Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – – 4. – С

рекомендации: требования должны быть описаны через действия учащихся; обозначать определенный уровень достижений; быть достижимыми и подлежащими оценке; быть понятными для учащихся.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; отсутствуют некоторые обязательные разделы / цели задачи курса не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области. требования к уровню подготовки учащихся не прописываются через операционально выраженные диагностичные цели - результаты обучения; не отражена необходимость пересмотра самого содержания; проблемы, связанные с разработкой контролирующих материалов.

Шаг 1. Выбрать программу (авторскую, при ее отсутствии – примерную) по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России. Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе и целями и задачами ООП ОУ.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе ОУ.

Шаг 4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться» Шаг 5. Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной (типовой) программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана ОУ.

Шаг 7. Включить в содержание (или исключить из содержания) рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала Шаг 8. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них. Шаг 9. Определить перечень методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.

Шаг 10. Определить основную /дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы и т.д. Шаг 11. Определить средства контроля освоения учащимися содержания программы, разработать или подобрать контролирующие задания, составить схему анализа работы Шаг 12. Составить рабочую программу, включая тематическое планирование учебного предмета на учебный год, оформить материалы согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретного образовательного учреждения

Спасибо за внимание!