Перспективы и механизмы модернизации педагогического образования и проблемы введения ФГОС Шиян О.А. РГГУ, Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка и повышение квалификации учителей и проблемы введения ФГОС Шиян О.А. Институт проблем образовательной политики «Эврика» Байкальский образовательный.
Advertisements

О принципах работы стажировочных площадок Совещание-семинар УМО по психолого-педагогическому образованию ( ) А.И.Адамский, Институт проблем образовательной.
Региональная модель оценки качества профессиональной подготовки педагога в соответствии с профессиональным стандартом ( модель оценки профессиональной.
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
Новая модель инструментария для проведения квалификационного испытания выпускника учреждения профессионального педагогического образования. Шиян И.Б. Орехово-Зуево,
ПРОЕКТ«Создание, апробация механизмов организации педагогических практик и инструментария для проведения аттестации в форме квалификационного испытания.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
ПРОГРАММА повышения квалификации «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК «Литература 5-9 классы»
Система повышения квалификации учебный год М.Ф. Мхитарова, эксперт Московского центра качества образования г.
ПРОЕКТ перспективного развития «Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры учителя» как модель.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
Преимущество использования технологии е-портфолио в Российских вузах. Выполнено: Гейнеман Анной ПП10-02Б.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Коновалова Ирина Валентиновна ГБОУ ВПО Московский.
Транксрипт:

Перспективы и механизмы модернизации педагогического образования и проблемы введения ФГОС Шиян О.А. РГГУ, Институт проблем образовательной политики «Эврика» Байкальский образовательный форум, 2013

Проблемы педагогического образования в мировом контексте 1. Низкий статус педагогической профессии 2. Нельзя пробовать, не умея; нельзя научиться, не попробовав 3. Педагогическое образование: риск двойного отставания

Векторы развития педагогического образования 1. Социальные программы поддержки профессии (Великобритания: «Преподавание изменяет мир к лучшему») 2. Индивидуальные траектории обучения в вузе: портфолио – резюме («Возьми в свои руки контроль над обучением»)

Векторы развития педагогического образования 3. Стажировки в лучших школах: новые практики 4. Квалификационные испытания и лицензии на право преподавания 5. Диверсификация карьеры педагога в современных профессиональных стандартах педагогов

Педагогические практики: Россия и Финляндия Школы, в которых студенты проходят практику Обычные школы Специализированные школы с особым статусом, прикрепленные к университетам - Teacher training schools. Реализуют все новшества и стандарты образования - своего рода образцовые школы Класс, в котором проходят практику Не имеет значения Возможность прикрепления к одному классу и прохождения всех этапов практики на базе одного знакомого класса Ментор/наставник в школе Обычный учитель, чей статус наставника никак формально не закреплен и материально не поощряется Учитель тренинг-школы является наставником для практиканта, за ним закреплены особый статус, прописанные функции и доплата

Педагогические практики: Россия и Финляндия Направленность педагогического образования Учителя не вовлечены в производство научного знания, являются практиками от педагогики Исследовательская направленность педагогического образования (учитель как практикующий ученый) Учебный план для педагогических специальностей Централизованный план обозначает учебные курсы и их длительность. Наполнение курсов определяет университет Университеты обладают автономией в формировании собственных учебных планов, единого детального учебного плана для педагогических факультетов всех ВУЗов не существует. Есть государственный куррикулум как ориентир Составители учебного плана Министерство образования и науки, руководство педагогических университетов Предметный факультет, департамент образования, тренинг-школа. С ориентацией на куррикулум Министерства образования и культуры

ФГОС и проблемы педагогического образования в России 1. Студенты без опыта учебной деятельности должны формировать учебную деятельность у детей 2. «Практика»: воспроизведение старых образцов. Достижения школьного образования не проникли в педагогическое 1. Несоответствие стандартов общего и профессионального образования

Несоответствие требований стандартов педагогического и общего образования Стандарт пед.образования Требования стандарта школы Компетенции в области педагогической деятельности готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников разрабатывать программу учебной дисциплины; Разрабатывать задания, направленные на формирование предметных грамотностей на трех уровнях (формальном, предметном и функциональном); метапредметных умений; Разрабатывать и конструировать задания, позволяющие оценить сформированность предметных грамотностей на трех уровнях (формальном, предметном и функциональном); метапредметных умений, индивидуального прогресса

Апробация новой модели педагогических практик и квалификационного испытания: 2012 г. 1. Практика на стажировочных площадках: инновационные школы как школы «стандарта» 2. Целевые ориентиры – компетентности педагога, соответствующие ФГОС НОО и ООО 3. Апробация уровневых КИМ для квалификационных испытаний. Оценка результатов как механизм преобразования содержания практик.

Изменение содержания профессионального образования: развитие рефлексии Противоречие: нормативная подготовка к рефлексивной деятельности Ведущая деятельность: коллективно- распределенное профессиональное мышление Формирование теоретического мышления и рефлексии в рамках теоретических курсов Формирование и оценка новых результатов Формирование рефлексии в ходе практики Поставленные задачи Действия детей Мои реакции Незапланированные ситуации, их причины Анализ эффективности: соотнесение цели и результата, поиск разрывов Проект следующего шага

Уровни формирования профессиональных компетентностей Репродуктивный уровень: студент понимает, как ориентация на метапредметную результативность (универсальные учебные действия или способности – в дошкольном возрасте) проявляется в конкретных разработках учебных программ дисциплин, заданиях и диагностических процедурах. Пользовательский уровень: студент может из предложенного набора формирующих заданий, оценочных процедур или инструментов, а также программ выбрать те, которые соответствуют поставленной диагностической или развивающей задаче. Конструктивный уровень: студент может сам предложить вариант (задания, программы, инструмента оценки), соответствующий поставленной (в КИМ) задаче. – разрабатывает оценочные процедуры исходя из того, что именно формируется у ребенка, – разрабатывает задания в зависимости от того, какие результаты демонстрирует ребенок на данный момент по итогам проведения конкретной оценочной процедуры (или проведения диагностики).

Структура контрольно- измерительных материалов Репродуктивнй уровнь Пользовательс кий уровень Конструктивны й уровень программыВыбрать программу, ориентированну ю на формирование УУД Выбрать адекватную рецензию на программу Сконструироват ь фрагмент программы ЗанятияВыбрать вариант задания, направленного на формирование УУД Выбрать вариант занятия, соответствующе го задаче Сконструироват ь вариант занятия, соответствующе го задаче Инструменты оценки Выбрать вариант инструмента оценки, направленного на оценку УУД Выбрать вариант инструмента оценки, соответствующе го задаче Сконструироват ь вариант инструмента оценки, соответствующе го задаче

Практика реализации проекта Учреждения СПО и ВПО 6 субъектов Российской Федерации Апробация практик: 11 учреждений СПО и ВПО (264 студента) Апробация КИМ: 15 учреждений СПО и ВПО (328 студентов) На языке цифр Модельные КИМ Предложения по использованию квалификационных испытаний в итоговой аттестации студентов – НПА Минобрнауки России

Актуальные вопросы: практики Нужна ли будущим педагогам практика по типу интернатуры? Как финансировать стажировки нового типа? Проблема диверсификации карьеры педагога: педагоги тьюторы, педагоги – коучи, педагоги-исследователи.

Актуальные вопросы: квалификационные испытания Нужны ли квалификационные испытания для получения лицензии на преподавательскую деятельность? Какими должны быть квалификационные испытания? Портфолио, индивидуальный проект: каковы критерии оценки?