Сущность государственно-общественного управления образованием Школа как объект государственно-общественного управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Advertisements

Собственная жизнь как проект Красноярск, 6 сентября 2014 года.
Основные направления деятельности ФИП: новое содержание образования.
Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Так где же, всё-таки, у образования качество? Новое качество образования: возможности и перспективы.
Изменение представлений профессиональной общественности о современных требованиях к качеству образования Забайкальский край, г. Чита 7 ноября 2013 года.
Новое качество образования: возможности и перспективы.
Сквозные цели/результаты образования III Байкальский образовательный форум.
Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей.
Проектирование механизмов и форматов участия общественности в управлении модернизацией образования Улан-Удэ, 26 марта 2010.
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Образовательный контент для консультирования УС ОУ по вопросам ОКО в условиях реализации ФГОС.
Результаты реализации направлений МРСО, связанных с введением ФГОС ступеней общего образования, повышением квалификации и введением нового порядка аттестации.
ООП как общественный договор о качестве образования г.Московский 14 октября 2014 года.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированного на современные результаты.
Система оценки качества образования как механизм отражения общественного заказа системе образования Проблемный организационно- деятельностный семинар 2011.
Качество образования и гражданский заказ Иркутск, декабря 2010.
Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Методологические основы управления инновациями Владикавказ 2012.
Транксрипт:

Сущность государственно-общественного управления образованием Школа как объект государственно-общественного управления

Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)

Субъекты образования, природа их интереса к образованию и характер требований к его качеству государство народ (как этнокультурно-историческая общность) общество как нация различные социальные страты и сообщества система образования (уровни управления) образовательное учреждение семья учащегося (примерная типология) личность учащегося образование как системообразующий фактор развития местного социума; понятие «социального заказа» и «миссии школы» понятие об образовательных результатах и о системных (ведомственных) и внесистемных (общесоциальных) эффектах его развития

Где и как возникает образовательная политика? Федеральный уровень Региональный уровень Субрегиональный (муниципальный) Институциональный Семейный Индивидуальный (персональный) Метагосударственные уровни (глобальный, цивилизационный, культурно-исторический)

Сквозные цели ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья

Становление субъекта собственной деятельности – Учись, мой сын! Науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни!.. «Борис Годунов» –Я не могу позволить, чтобы школа помешала мне получить образование! Гекльберри Финн –

Компетентность: когнитивная, мотивационная, волевая и социальная способность/готовность успешно (результативно, эффективно и ответственно) действовать в различных (нестандартных) ситуациях Наша компетентность – это наш опыт, ставший нашей собственной культурной нормой

ООП ОУ: глава 2, статья Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями

Не общий минимум, а индивидуальный максимум

ОП ОУ как основа ОКО Универсальные компетентности – те, которые работают на «само-» осмысление в этом дискурсе роли учебных предметов и опыта социализации моя ценность – в моей уникальности, моя уникальность – в «наборе» моих качеств и компетентностей

Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 1 уровень рамочных /«политических»/ задач: миссия, стратегическая перспектива, мобилизация возможностей; организация специальных сред и пространств для социализации (в том числе в «открытом социуме») превращение школы в средство социально-культурного развития «вмещающего пространства» (УС, родители, педагогически активная общественность; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как «место встречи» и др.)

Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Слайд 2 Уровень «внутренних» задач: Уклад школы: каждый ученик как центральная фигура в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений Учителя и ученики в общей системе учебно-предметных и социально- педагогических координат (социально-культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса)

Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение к асоциальным и криминальным реалиям); Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.); Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); Культура тела (физическая культура, танец, drama – в европейском смысле слова);

Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях

Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»: -социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; - развитие критического мышления; - проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.; - критическое осознание собственных пределов; - представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве; «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении, в публичном выступлении и т.д.).

«Шаг за горизонт» Складывание неформального референтного (экспертного) родительского сообщества на основе тщательного обсуждения «пространства социализации и аккультурации» детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса; Параллельно – начало строительства интегрированного детско-родительско- учительского (не только начальных классов) сообщества, объединенного общими целями и интересами; структуризация этого сообщества по задачам и направлениям

Становление школьного образовательного сообщества УС и ООП ОУ УС и электронный паспорт ОУ УС и публичный доклад ОУ УС и сайт ОУ УС и электронная газета ОУ УС и партнерские связи ОУ в социуме УС и «открытое образование» ОУ УС и внешнее медийное пространство Предмет «образовательной экспертизы»: социализация как качество образования

Задача школы состоит в помощи учащемуся в проектировании его собственного образования, выработке профессиональных и социальных перспектив. В результате школа должна превратиться в «центр управления полётами»

ООП ОУ как проект экспансии школы в социум в поисках образовательного аутсорсинга Внешний ресурс школы Школа как коллективный тьютор Социум как партнер Детские образовательные программы «взрослых» организаций

Новое самоопределение школы Она - не отдельная, замкнутая на себя единица, а ячейка образовательной сети, открытая к иным образовательным практикам и институтам. Школа должна самоопределиться не только во властной вертикали образовательной отрасли, но и в пространстве разных инфраструктур, ресурсов и источников человеческого роста. Именно в таком пространстве школа может найти свое место в управлении социальными процессами, придавая им образовательный смысл. Такова современная школа.

Особо драматичный момент: диалог с «константами» собственной культурной традиции – роль образования в решении проблем «цивилизационной модернизации»

Различение понятий «новация» и «инновация» Частный В рамках существующих теорий Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Ограниченный по масштабу и времени Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Изменение отдельных элементов в существующей системе Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Системный Выходит за рамки существующих теорий Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки и практики Целенаправленный поиск и стремление получить качественно новый результат Целостный, продолжительный Проектирование новой системы деятельности в данной практике Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Новое институциональное ядро образования Формальное образование - 15% времени Неформальное образование - 50% времени ученика Школа Колледж Университет Индивидуальная траектория Ученик Семья Сообщество Медиа, Интернет Эксперты Проекты Увлечения Образовательное учреждение «Сознательная» образовательная программа Стихийная «образовательная программа улицы» Новое ядро Среда / Окружение

Базовые характеристики новой модели образования Фокус на индивидуальных образовательных программах Обучение на опыте: командное проектирование (в т.ч. в мультикультурной среде) Игра-проект – ключевой формат образовательного процесса (ФГОС как реальный пример такого проекта) Новое содержание образования: Новое содержание образовательной деятельности картины мира, карты перспектив и навигаторы

Растущий спрос на креативный класс * Понятие «креативный класс» было введено социологом и экономистом Ричардом Флоридой, определившим его как ключевую движущую силу экономического развития городов постиндустриальной эпохи Востребованные и невостребованные навыки (источник: OECD) Index Спрос на нерутинные (креативные) навыки растет, а сегодняшнее образование не способно выпускать «креативных людей» Школы «убивают» креативность

ФГОС как модель и механизм инновационной проектной деятельности Модератор Проектирование целесообразной деятельности Игровая имитация реальной активности Разработка образовательной программы ОУ Конструирование инструментов и знаний Инструктор Соотнесение рамочных норм с собствеными задачами Реальная ситуация и реальная активность Реализация ОП ОУ Тютор Осуществление деятельности и ревизия ее результатов Реальный проект Практичное знание Инструменты для деятельности Имитация роль

ФГОС: обучение на опыте Делайте, что я говорю Инстанция Исполнители Старая модель управления: приказ и инструкция Новая модель: командный проект в собственной уникальной среде Проект среды и пространства ) Диалог Практические знания Члены команды

«Основные проблемы системы образования Иркутской области» Необеспеченность дошкольными образовательными учреждениями; Необеспеченность учреждениями общего образования. Устаревание материально-технической базы Дефицит кадров Низкий уровень востребованности выпускников вузов и ссузов Отсутствие системы управления талантами

Областное родительское собрание Основными задачами деятельности Собрания являются: - общественная оценка (экспертиза) предложений органов государственного, муниципального управления по совершенствованию сферы образования; - выработка рекомендаций органам управления образованием по внедрению инновационных подходов к развитию образования Иркутской области; - пропаганда и распространение позитивного опыта развития сферы образования; - выработка предложений по защите прав и законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях Иркутской области; - общественный контроль за эффективной реализацией прав граждан на образование.

Благодарю за внимание!