Управление реализацией «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки: ключевые вызовы и компетенции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация типовой программы повышения квалификации «Эффективные модели и механизмы реализации региональных «дорожных карт» изменений в социальной сфере,
Advertisements

Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество образование 1 *В первом разделе использованы материалы презентации П.Г.Щедровицкого,
СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Ястребова Г. А., завкафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО», к.п.н., профессор.
Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Полномочия органов.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Вопросы заключения «эффективного контракта» с руководителями и педагогами образовательных учреждений Докладчик: Петрова Светлана Владимировна, начальник.
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
1 Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 133 – детский сад комбинированного вида ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. Работа пилотного ДОУ в переходный.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
большинство общеобразовательных школ - менее 60 тыс. рублей на ученика статусные ОУ - до 120 тыс. рублей в расчете на ученика. Финансирование московских.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Транксрипт:

Управление реализацией «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки: ключевые вызовы и компетенции руководящих работников в сфере образование Воронцов А.Б. Федеральный эксперт в области образования ИПОП «Эврика» 17 сентября 2013 года г. Ростов-на-Дону

Реализация Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2012 г р Одна из целей: организовать повышение квалификации работников образования, которые должны впоследствии организовать повышение квалификации тех, кто реализует «дорожные карты» в субъекте РФ Задачи: 1. Определить социальный контекст и ресурс для повышения квалификации; 2. Описать необходимые компетентности тех, кто будет реализовывать «дорожные карты» и их дефициты 3. Разработать типовые программы повышения квалификации для ликвидации выявленных дефицитов и пополнение определенных кадровых ресурсов

1.Три направления деятельности в дорожной карте: общее образование 1.Обеспечение достижения российскими школьниками новых образовательных результатов включает в себя: введение ФГОС; мониторинг уровня подготовки и социализации школьников; разработка программ с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников; подготовка современных педагогических кадров 2.Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя: разработку и внедрение системы оценки качества; поддержка школ, работающих в сложных социальных условиях. 3.Введение эффективного контракта в общем образовании.

2. Подходы к созданию типовой (примерной) программы повышения квалификации работников образования по реализации направления «дорожной карты» «Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту»

Принципы конструирования программы задачный принцип построения программы для освоения общих способов решения управленческих задач; модульный принцип построения содержания программы; проектный принцип освоения содержания программы принцип индивидуализации в ходе освоения программы; командный принцип реализация проектов через кооперацию участников изучения программы; отстрочечный характер оценки выполнения программы; продуктивность как основной принцип результативности освоения программы; публичность и презентационность оценочных процедур по окончании освоения программы; экспертный характер оценки результатов и продуктов реализации образовательной программы

Общая модель структуры типовой образовательной программы

Объем и структура индивидуальной образовательной программы

Объем и виды учебной работы

Содержание программы (структура одного раздела из 5)

3.Образование: вызовы и идеи* 13 *В первом разделе использованы материалы презентации П.Г.Щедровицкого, Духаниной Л.Н., И.Д.Фрумина и А.Г.Каспржака

Образование отстало от жизни Десять самых востребованных профессий в 2010 г. не существовало в 2004» Объем технической информации удваивается каждые 2 года ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ И ПРОФЕССИИ Дипломные программы длятся 4-6 года, что сравнимо с циклом жизни профессии Содержание образования серьезно пересматривается лишь каждые лет Массовое внедрение изобретений (PC, Интернет, моб.устройства) ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ Современное образование основано на методах освоения прошлого опыта и не готово включать инновации

Эра «умных» товаров требует квалифицированных пользователей Потребительские товары становятся умнее и сложнее: смартфоны, умные доски, «умные» покрытия и т.д. Пример: Увеличение сложности телефонов Source: MauroNewMedia, Inc. Необходимо развитие навыков пользователя Эти навыки нельзя получить в формальном образовании в силу его инерционности Разработчики вынуждены самостоятельно повышать квалификацию пользователя (обучение – часть продукта)

Растущий спрос на Креативный класс* * Creative Class is a socioeconomic class that economist and social scientist Richard Florida identifies as a key driving force for economic development of post-industrial citiesRichard Floridapost-industrialcities Востребованные навыки (источник: OECD) Проблема в том, что сегодняшнее образование не способно выпускать «креативных людей» Index Спрос на не-рутинные (креативные) навыки растет Школы «убивают» креативность Много известных предпринимателей и изобретателей были отчислены из школы

Глобальные вызовы Национальным системам образования Национальные системы образования возникли в рамках системы национальных государств, возникших после Вестфальского мира 1648 года Привязанность к территории Моно-культурность Доминирующий этнос Единый стандарт Вызовы глобализации Совпали с изменением мирового порядка (доктрина гуманитарного вмешательства, с 1990-х гг.) Мобильность Мульти-культурность Мульти-национальность Разнообразие и кооперация Выбор между Интернационализацией или Маргинализацией

Образовательные методы не отвечают новым функциям образования 1600е1700е1800е Инкульту- рация Создание знания Подготовка к деятельности Развитие деятельности 1900е2000е Классно-урочная система (современная школа) Исследовательские университеты Активные методы ??? Я.А.Коменский Гумбольт Дж.Дьюи

Новое институциональное ядро образования Формальное образование 15% времени Неформальное образование 50% времени ученика Школа Колледж Университет Индивидуальная траектория Ученик Семья Сообщество Медиа, Интернет Эксперты Проекты Увлечения Образовательное учреждение Текущий фокус Новый фокус Новое ядро Среда / Окружение

Характеристики новой модели образования Фокус на индивидуальный образовательных программах Обучение на опыте: командное проектирование, мульти-культурная среда Игра – ключевой формат образовательного процесса Новое содержание: картины мира, карты перспектив и навигаторы

1.8.Фокус на индивидуальной образовательной программе 21 Класс 1 Класс 2 Учитель 1Учитель 2 Массовая, рутинная, линейная Учебный план Индивидуальная программа Индивидуальная, креативная, многообразная Модули Ученик Кейс Эксперт Партнер Учитель Тьютор Старая модель: фокус на образовательных учреждениях Новая модуль: фокус на образовательных программах

1.9.Новое содержание: карты перспектив, самоопределение и навигация 22 Ученик Старая модель: фокус предметах Новая модель: фокус на картах перспектив, самоопределении и навигации Предмет 1 Предметное знание УчительУченик Набор предметов Нормы и знания Нормы, знания Опыт деятельности Позиции Карта перспектив

Результаты социологических исследований: «Что бы Вы пожелали учителям для повышения качества образования?»

Результаты социологических исследований: «Что Вы понимаете под «качеством образования»?» УЧАЩИЕСЯ: ?

Результаты социологических исследований: «Что Вы понимаете под «качеством образования»?» ПЕДАГОГИ:

Результаты социологических исследований: «Что Вы понимаете под «качеством образования»?» ОБЩЕСТВЕННОСТЬ:

4. ВЫЗОВЫ и самоопределение руководителей образовательных организаций

4.1. Самостоятельность и инициатива – предписания (указания «сверху») и исполнительность

26 августа 2013 совещание у Д.А. Медведева Д. Ливанов: «Очень важное условие высокого качества обучения в нашей системе образования – это инициатива и свобода учителей и школ. У нас за последние годы в результате роста бюрократии, бумажной отчётности практически остановилось инновационное движение школ и учителей, и это, безусловно, вызывает очень большую озабоченность. Если вы помните, в национальной инициативе «Наша новая школа» был сделан призыв к самостоятельности школ. На самом деле анализ практики образовательной деятельности в большом числе регионов показывает, что этот ресурс, очень важный, существенный, нередко рассматривается как ненужный и даже вредный. Мне кажется, что нам предстоит в новом учебном году пересмотреть отношение к инициативе на местах, вернуться к практике стимулирования академической свободы, самостоятельности школ и учителей. Мне кажется, нам всем вместе нужно гордиться учителями- новаторами, теми, кто развивает и продвигает в практику оригинальные педагогические идеи, «непослушными» директорами (я это слово беру в кавычки), а не ставить ограничения для их деятельности, что сейчас очень часто происходит. Д. А. Медведев. В отношении того, что все школы должны быть со своим лицом, то есть они должны быть разными в хорошем смысле этого слова, у меня никаких сомнений нет. Мы действительно должны создавать современную систему образования, а не всех причёсывать и прилизывать, как это происходило в советский период. Хотел бы на это тоже обратить внимание руководителей регионов.

Новый Закон об образовании в РФ (ФЗ273) Чему учить и каким образом – образовательная организация должна решать самостоятельно (статья 28 «Компетенции, права, обязанности и ответственность ОО») – аналог статьи 32 Закона 1992 ЧТО НОВОГО: -программа развития по согласованию с учредителем; -проведение мониторингов и внутренняя система оценки качества; -содержание интернета и сайт ОО; -создание условий для питания, укрепление здоровья; -установление требований к одежде; -проведение научных конференций и семинаров. «ОО обладает АВТОНОМИЕЙ. Это означает, что если такая организация соблюдает законодательство, выполняет свой Устав, ей нельзя время от времени дополнительно указывать на то, как следует учить, управлять или заниматься наукой. Сами должны соображать» (И.М.Реморенко).

4.2. Менеджер образовательной организации – главный педагог образовательной организации

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" 1)Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах; 2) Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально- психологический климат в коллективе; 3)В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников от 18 июля 2013 года - Соответствие деятельности ОУ требованиям законодательства в сфере образования (отсутствие предписаний надзорных органов, объективных жалоб) - Функционирование системы государственно-общественного управления - Удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг дополнительного образования - Информационная открытость - Реализация социокультурных проектов - Привлечение молодых педагогов - Реализация программ «одаренные дети», «здоровье», «физкультура», «обучение по индивидуальным учебным планам» - Динамика индивидуальных достижений - Результаты итоговой аттестации, в том числе соотношение 10% лучших и 10% худших результатов образования

4.3. Функционирование – инновационное развитие

4.4. Школа как образовательный институт – сеть организаций («образовательный холдинг», «образовательный округ») как образовательный институт

4.5. Государственное управление – государственно-общественное управление

4.6. Примерные основные образовательные программы – авторские, ориентированные на потребности и социальных заказ субъектов образования