Урок 8 класс. К..гда мя..кий пуш..стый сне.. со..сем..бл..пил..ё спину и гол..ву вдру.. п..дъез..ная дверь щёлкнула запищала и ударила её по б..ку. Каштанка..ск..чила.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕМА УРОКА : «Ф ОНЕТИКА. О РФОЭПИЯ » «Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного.
Advertisements

Фонема УРОК В 5 КЛАССЕ. Каких звуков в русском языке больше? УИ – ЕОО – АА ПШКН – ЛРМНТВ – СКЗК.
Фонетика Гласные и согласные звуки. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Обобщение изученного по теме «Фонетика». Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков?
Фонетика (от лат. «phone» – звук) – раздел лингвистики, который изучает звуки речи.
Подготовка к ГИА ФОНЕТИКА. Парные твёрдые и мягкие согласные Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] Мягкие:[б],[в],[г],[д],[з],[л],[м],[н],[п],[р],[с],
ГИА А 4 Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ обобщение и систематизация знаний.
Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких... Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь.
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
«Ф ОНЕТИКА » Фонетика - от греческого phone – звук.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Транксрипт:

Урок 8 класс

К..гда мя..кий пуш..стый сне.. со..сем..бл..пил..ё спину и гол..ву вдру.. п..дъез..ная дверь щёлкнула запищала и ударила её по б..ку. Каштанка..ск..чила. (А.Чехов)

Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, вдруг подъездная дверь щёлкну- ла, запищала и ударила ее по боку. Каштанка вскочила.

Слова с изменениями в области гласных звуков Слова с изменениями в области согласных звуков Слова с изменениями в области гласных и согласных звуков. когда пушистый облепил её голову по боку мягкий снег совсем подъездная

Фонетика

Колебания голосовых связок и преграда в ротовой полости, в результате колебания связок возникает голос, а вследствие преодоления преграды в ротовой полости появляется шум.)

ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ТВЕРДЫЕ МЯГКИЕ ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ парные по твердости - мягкости [ з ] морозы - морозец [ ф ] [ ф] кров - кровь [з] [с] [ в] [ф] УДАРНЫЕ парные по звонкости - глухости морозы – мороз о любви - любовь

[А] [О] [У] [Э] [Ы] [И] В слове количество слогов = количеству гласных Буква и звук могут не совпадать вода [вада] ГЛАСНЫЕ БУКВЫАОУЭЫЯЁЮЕИ [Й][Й][Й][Й] [А][А][А][А] [Й][Й][Й][Й] [О][О][О][О] [Й][Й][Й][Й] [У][У][У][У] [Й][Й][Й][Й] [Э][Э][Э][Э]

Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается ГЛАСНЫЙ звук. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается ГЛАСНЫЙ звук.

1. Обозначают 1 гласный звук и мягкость предыдущего согласного: Лес [лэс] тёмный [томный] мяч [мач] 2. Обозначают 2 звука: [й] [э] в начале слова ёлка [йолка] [й] [о] после ъ и ь вьюга [вйуга] [й] [а] после гласного стая [стайа] [й] [у]

Фонетический разбор запись звучащее слово по правилам 1.забыть про буквы ь, ъ, е, ё, ю, я 2. фонетическое слово (слово вместе с предлогом) к берегу [гбэригу] Гласные звуки (обозначают) только под ударением после твёрдых шипящих [ о ] [ж] [ш] [ц] после мягких согласных [ы] [и] я,е – в начале слова в слабой позиции [йи] янтарь [ийнтар] езда [ийзда] яйцо [иййцо] её [ийой]

Если ему придется прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получится СОГЛАСНЫЙ звук. Если ему придется прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получится СОГЛАСНЫЙ звук. В образовании глухих согласных голос отсутствует, есть только шум, а при образовании звонких шум преобладает над голосом.)

НМЛРЙБВГДЖЗ ПФКТШСХЦЧЩ

Ц, Ж, Ш - ТОЛЬКО ТВЁРДЫЕ Й, Ч, Щ - ТОЛЬКО МЯГКИЕ Й, Р, Л, М, н - ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ ( ЭТО СОНОРНЫЕ ) Х, Ч, Щ, Ц - ТОЛЬКО ГЛУХИЕ БУКВЫ Ъ И Ь– НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКА Непроизносимые согласные – не обозначают звука ! честный ( 7 букв ) -- [ч эсный ]

1) Предмет изучения фонетики - звуки, сочетания звуков, слоги, ударение и интонация. 2) Отличие фонетики от других разделов языка (основная фонетическая единица звук лишена значения). 3) Методы изучения фонетики: непосредственного наблюдения и экспериментальные.

) Два источника возникновения звуков речи: колебания голосовых связок и препятствие в ротовой полости. 2) Особенности образования гласных и согласных звуков и их акустические характеристики (с участием голоса (тона) и без голоса). 3) Классификация согласных звуков по участию голоса и шума (сонорные - голос преобладает над шумом, звонкие - шум преобладает над голосом, глухие - состоят только из шума).

Из каждого слова уберите по 1 звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово. Вот так: горсть ~ гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

Задание «наоборот»: добавьте к каждому слову 1 звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы.

Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

1. Ассимиляция по глухости/звонкости 2. Ассимиляция по месту образования преграды 3. Расподобление (диссимиляция) 4. Упрощение групп согласных 5. Редукция безударных гласных

1.Оглушение звонких парных на конце слова: стог [ сток ], кровь [кроф]. 2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фтэн]. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [в], [в]): молотьба [дб], к дубу [гдубу].

[с] +[ш] = [ш]: сшить [шыт]; [з]+ [ж] = [жа]: разжать [ражат]; [т ]+ [с] = [ц]: улыбаться [улыбаца]. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над соответствующим значком Долгие согласные встречаются также в корнях иноязычных слов ( аллея [алэйа], тонна [тона]) и на стыке морфем (поддеть [падэт]) Согласные [ш] и [ш] не образуют пары, т.к. различаются не только твёрдостью/мягкостью, но и краткостью/долготой

Расподобление – это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, в слове мягкий вместо ожидаемого уподобления [гк] => [кк] произносится [хк] Лёгкий [лохкий] Когти [кохти]

Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трёх согласных один не произносится: ЗДН – [зн]: праздный пра[зн]ый СТН – [сн]: постный по[ст]ный СТЛ – [сл]: участливый уча[сл]ивый РДЦ – [рц]: сердце се[рц]е ЛНЦ – [нц]: солнце со[нц]е НТГ - [нг]: рентген ре[нг]ен

Гласные звуки чётко произносятся под ударением, а в безударной позиции звучат более слабо. Это явление называется редукцией cтолы [сталы] часы [чисы]

АЛЛИТЕРАЦИЯ –ПОВТОРЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ПУШКИ С ПРИСТАНИ ПАЛЯТ… ПОРА, ПЕРО ПОКОЯ ПРОСИТ АССОНАНС –ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ, ВХОЖУ ЛЬ ВО МНОГОЛЮДНЫЙ ХРАМ, СИЖУ ЛЬ МЕЖ ЮНОШЕЙ БЕЗУМНЫХ, Я ПРЕДАЮСЬ МОИМ МЕЧТАМ. АНАФОРА -ЕДИНОНАЧАТИЕ ВЕЧЕР. ВЗМОРЬЕ. ВЗДОХИ ВЕТРА. ВЕЛИЧАВЫЙ ВОЗГЛАС ВОЛН…

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – ИМИТАЦИЯ ЗВУКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ ПОДБОРОМ СЛОВ С ОДНОРОДНЫМИ ЗВУКАМИ. П ОЛНОЧНОЙ ПОРОЮ В БОЛОТНОЙ ГЛУШИ Ч УТЬ СЛЫШНО, БЕСШУМНО ШУРШАТ КАМЫШИ…

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО КОЛЫБЕЛЬНАЯ БАОБАБУ. Баобабу пела бабушка, Баобабка – баобабушка: «Бао – бао! Баю – бай! Баобабчик, подрастай! Будешь выше мам и пап, Баобабчик –баобаб, И потолще бабушки, Старой баобабушки!» В. Берестов. В. Берестов.

Всю ноч_ шуршало и шумело, Ш_птало, в темень уходя, Т_кло, срывал_сь, ш_лестело И что(то) мне ск_зать х_тело Под шум д_ждя, под шум д_ждя. И мнил_сь мне, что (кто)то, строго Дням отшумевш_м сч_т ведя, Ст_ит у тёмного порога (Не)отр_зимо, как тр_вога, Под шум д_ждя, под шум д_ждя Ра(с,сс)вет туманно ра_г_рался, И умоляя и стыдя, А я понять его старался, Я засыпал и просыпался Под шум д_ждя, под шум д_ждя (Вс. Рождественский)

Помни ! Звуковой состав слова может не совпадать с буквенным. Произнеси и «послушай» слово! ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1.НАЗОВИТЕ В ДАННОМ НАБОРЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ БУКВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗВУКОВ: а) размять; б) друзья; в) лисий; г) грустный; д) луч. 2.НАЗОВИТЕ СЛОВО,В КОТОРОМ ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ – ГЛУХИЕ: А) доклад; Б) ночник; В) ЧАСОВ; Г) СЕТЕЙ; Д) КОЛОСОК. 3.НАЗОВИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ БУКВА Е ОБОЗНАЧАЕТ ОДИН ЗВУК: А) СЕГОДНЯ; Б) ЕДА; В) ОБЪЕЗД; Г) ПЬЕСА; Д) СОБРАНИЕ. 4.НАЗОВИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ БУКВА Ё ОБОЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА: А) ШЁПОТ; Б) ПОЁТ; В) ПЛЁТКА; Г) ПЕРЕВЁЛ; Д) ЁЖИК.

Тест «Фонетика» Начать тестирование (здесь)(здесь)

Упр. 9 или подобрать примеры из художественной литературы, в которых используется поэтическая фонетика.