Конкурс «Школьный задачник» Номинация: диагностические контрольные задания Парфенюк Татьяна Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку литературы в 5 классе «Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов» Подготовлено учителем литературы ГБОУ СОШ 402 Лушпаевой Н.В.
Advertisements

Презентация к уроку литературы в 5 классе «Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов»
«Люблю, где случай есть пороки пощипать» И.А. Крылов.
«Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов».
Басня ВОРОНА И ЛИСИЦА Иван Андреевич Крылов.
ВОРОНА И ЛИСИЦА Иван Андреевич Крылов Басня
Басня Басня Это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное.
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА «Басни Крылова … мудрость самого народа» (Н. В. Гоголь)
ВОРОНА И ЛИСИЦА Иван Андреевич Крылов Басня
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек.
Урок литературного чтения 3 класс Учитель начальных классов Роенко Юлия Ивановна.
? В каких произведениях рассказывается о животных? Приведите примеры сказки, стихотворения, рассказа, загадки…
Б асня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение.
Басни И. А. Крылова. Выполнила: Лапина Л.В. Учитель МОУ «СОШ 89» Г. Барнаула.
Елена Александровна Шамаро, учитель русского языка и литературы МБОУ – Погарская СОШ 1.
ВИКТОРИНА ПО ЧТЕНИЮ тема: «Басни Крылова» Работу выполнил Ученик 3 класса «В» ГОУ ЦО 953 Марков Никита.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс.
Баять Басня. И. А. Крылов Басня « Ворона и Лисица »
На какие две группы можно разделить эти произведения ? « Кот, петух и лиса » « Ворона и Лисица » « Волк и Ягнёнок » « Волк и семеро козлят » « Лев и Лисица.
И. А. Крылов.
Транксрипт:

Конкурс «Школьный задачник» Номинация: диагностические контрольные задания Парфенюк Татьяна Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Омска Итоговый контрольный тест по теме «Басня» в 5 классе по программе углубленного изучения литературы М. Б. Ладыгина (6 часов) Разработка выполнена в Microsoft PowerPoint 2003

Вопросы диагностической контрольной работы 1. Кого из авторов этих книг мы не можем назвать предшественником И. А. Крылова? (слайд 3) 2. Узнайте баснописца (слайды 4 + 5, 6, 7, 8). 3. Назовите автора басни (слайды 9, 10, 11). 4. Как называется один сюжет, который встречается у разных баснописцев? (слайд 12) 5. Басня может быть написана… (слайд 13) 6. Особенности басен. Найдите ошибку среди перечисленных особенностей (слайд 14). 7. С какими жанрами устного народного творчества имеет сходство басня? (слайд 15) 8. Что такое мораль? (слайд 16) 9. Какая пословица может служить моралью к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»? (слайд 18) 10. В какой басне содержится следующая мораль? (слайды 19, 20) 11. К какой из иллюстраций относится каждая крылатая фраза И. А. Крылова? (слайд 21). 12. Хорошо ли ты помнишь содержание басен? В какой басне пять действующих лиц? (слайд 22) 13. Хорошо ли ты помнишь содержание басен? Назови басню, в которой присутствует каждая из вещей (слайд 23). 14. Узнай басню по иллюстрации, назови ее (слайды 24, 25). 15. Назови автора памятника (слайды ).

Инструкция по работе с тестом Ребята, прежде, чем приступить к работе с тренажёром, внимательно прочитайте инструкцию. Для перехода на следующий слайд нажмите кнопку Для получения подсказки используйте кнопку Для ответа на вопрос наведите курсор на выбранный вариант и нажмите левую кнопку мышки.

Кого из авторов этих книг мы не можем назвать предшественником И. А. Крылова? МихалковЛафонтенЭзоп Молодец!

Узнайте баснописца. Эзоп Лафонтен Михалков Крылов Умница! Верно! Отлично! Хорошо!

Эзоп Эзоп – полулегендарная фигура литературы Древней Греции, баснописец, живший в VI веке до нашей эры. Эзоп был рабом Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570 – 526 до н. э.). Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина – глупого философа. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.

Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – знаменитый французский баснописец. Он создал новый жанр, заимствуя сюжеты у древних авторов. В 1668 году появились первые шесть книг басен под заглавием «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном». Именно в первый сборник вошли знаменитые «Ворон и Лис» и «Цикада и Муравьиха». Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги – в конце 1693 года. Жан де Лафонтен

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) – русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Иван Андреевич Крылов

Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) – советский и русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и Российской Федерации. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей, например «Дядя Степа». По строкам басен Михалкова проходят в традиционных звериных обличьях бюрократы и невежды, наглецы и подхалимы, тунеядцы – все те, кто достоин гневного сатирического осуждения. Сергей Владимирович Михалков

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых! так говорила плутовка. Попался ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало. Не верь врагам – проку не выйдет. Назовите автора басни. Лафонтен Крылов Эзоп Умница!

Дядюшка ворон, сидя на дереве, Держал в своем клюве сыр. Дядюшка лис, привлеченный запахом, Повел с ним такую речь: Добрый день, благородный ворон! Что за вид у вас! что за красота! Право, если ваш голос Так же ярок, как ваши перья,- То вы - Феникс наших дубрав!" Ворону этого показалось мало, Захотел он блеснуть и голосом, Разинул клюв - и выронил сыр. Подхватил его лис и молвил: «Сударь, Запомните: всякий льстец Кормится от тех, кто его слушает,- Вот урок вам, а урок стоит сыра»". И поклялся смущенный ворон (но поздно!), Что другого ему урока не понадобится. Подстрочный перевод Назовите автора басни. Крылов Эзоп Лафонтен Отлично!

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!..» Назовите автора отрывка из басни. Крылов Эзоп Лафонтен Верно!

Как называется один сюжет, который встречается у разных баснописцев? Бродячий Летучий Ходячий Сюжет басни о Лисице и Винограде встречается у Эзопа, Лафонтена, Крылова. Иллюстрация О. Сажаевой к басне И. А. Крылова «Лиса и Виноград». Отлично!

Басня может быть написана: толькостихами только прозой прозой стихами или илипрозой Иллюстрация С. Ярового к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица» Молодец!

Особенности басен Найдите ошибку среди перечисленных особенностей: короткий занимательный сюжет, героев обычно несколько много описаний, мало диалогов используется прием иносказание, высмеиваются человеческие пороки Правильно!

С каким жанром устного народного творчества имеет сходство басня? ПоговоркаВолшебнаясказка Былина Загадка Пословица Иллюстрация П. Чекмарева к басне И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» Иллюстрация к мультфильму по басне И. А. Крылова «Квартет» Молодец!

Что такое мораль? Иносказание, выражение мысли через образ Разговор двух или более действующих лиц Предисловие к басне Краткий нравоучительный вывод Наделение животных человеческими чертами Отлично!

Иван Андреевич Крылов 1769 – 1844

Какая пословица может служить моралью к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»? Хочешь жить – умей вертеться. Велик телом, да мал делом. Глазам страшно, а руки делают. Баловством хлеба не добудешь. Без работы день годом кажется. Умница!

В какой басне содержится следующая мораль: К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. «Мартышка и Очки» «Две Собаки» «Кот и Повар» Молодец!

«Лебедь, Щука и Рак» В какой басне содержится следующая мораль: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. «Квартет»«Осел и Мужик» Верно!

К какой из иллюстраций относится каждая крылатая фраза И. А. Крылова? Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, В чем толку не поймут, то все у них пустяк. Ты виноват уж тем, Что хочется мне кушать… Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши! За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Хорошо!Отлично! Умница!Молодец!

Хорошо ли ты помнишь содержание басен? В этой басне пять действующих лиц: «Стрекоза и Муравей» «Мартышка и Очки» «Ворона и Лисица» «Квартет» Правильно!

Хорошо ли ты помнишь содержание басен? Назови басню, в которой присутствует каждая из вещей. «Ворона и Лисица» «Зеркало и Обезьяна» «Мартышка и Очки» «Свинья под Дубом» «Квартет» Умница!Хорошо!Отлично! Молодец!Верно!

Узнай басню по иллюстрации, назови ее. «Зеркало и Обезьяна» «Ларчик» «Осел и Соловей» «Свинья под Дубом» Умница!Верно! Отлично!Молодец!

Узнай басню по иллюстрации, назови ее. «Волк на псарне» «Демьянова уха» «Петух и Жемчужное зерно» «Квартет» Умница! Отлично! Верно! Молодец!

Памятник И. А. Крылову Летний сад, Санкт-Петербург, 1855 Назови автора памятника. Петр Карлович Клодт Евгений Александрович Лансере Василий Петрович Крейтан Отлично!

Клодт создал памятник, непохожий на пластические изображения полководцев, царей, вельмож, которые в его время украшали Санкт- Петербург и Москву, отказавшись от привычного языка аллегорий и создав реалистически точный портретный образ. Скульптор изобразил баснописца сидящим на скамье одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада. Скульптору удалось передать портретное и общее сходство поэта, что было признано современниками. Замысел художника пошёл дальше простого изображения поэта, Клодт задумал создать скульптурную композицию, расположив по периметру пьедестала горельефные образы персонажей басен. Изображения носят иллюстративный характер, и для создания композиции Клодт в 1849 году привлёк к работе известного художника-иллюстратора А. А. Агина. Клодт перенёс фигуры на пьедестал, тщательно сверяя изображения с живой натурой. Работы над памятником были закончены в 1855 году. Клодт Петр Карлович (1805 – 1867) «Укротители Коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Проверь себя Количество правильных ответовОценка 31 – 35«5» 25 – 30«4» 18 – 24«3» Меньше 18Предстоит повторная работа!

Источники информации

Источники иллюстраций

Источники иллюстраций