Урок русского языка в 5 классе. Повторение изученного по теме «ЛЕКСИКА». Семисотова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Плотниковская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Advertisements

Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Выполнила учитель русского языка и.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
«Фразеологизмы» «Фразеологизмы» 20 марта марта 2012 ГБОУсредняяобщеобразовательная школа 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Фразеологизмы детективное агентство. Рассказ свидетеля Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, уху сварим. Пригласил.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Брать ноги в руки. Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию - СИНОНИМЫ 2. Раздел науки о языке, изучающий слово и его значение - ЛЕКСИКА 3. Слова,
Знаешь ли ты фразеологизмы? Учитель-логопед МБОУ «Верховажская начальная общеобразовательная школа» Пищагина Н.А г.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКA автор: Гизатулина О.И.- Учитель русского языка и литературы, Гулистанского колледжа компьютерных и информационных.
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКA. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний В каждом из столбцов найдите.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе. Повторение изученного по теме «ЛЕКСИКА». Семисотова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Плотниковская СОШ» муниципального округа г.Михайловка Волгоградской области

КАРТА СТРАНЫ ЛЕКСИКА Синонимия Омонимия Антонимия Устаревшие слова Фразеология

Запишите в тетрадь слова - синонимы. Дом,лекарь,лихой, шествовать, поэт,хата врач, жилище, здание, стихотворец, разгромить, думать,доктор, смелый,одолеть, размышлять,иностранец, разбить, идти, топать,, чужеземец, мыслить.

Исправьте в тексте тавтологию, заменив слова синонимами. Девочка учится в 5 классе. Девочке нравится русский язык. Девочка на уроке русского языка любит писать сочинения. Девочка очень прилежная.

Заклинание. Пусть уйдет темная ночь. Все грустные вернутся с работы. Взрослые заплачут. Уйдет несчастье и беспокойство. Горе и грусть выйдут из дома.Небо не будет темным. Луна злобно отвернется от неба. Пусть все будут несчастливы.

Составьте с данными словами предложения так, чтобы стало понятным их лексическое значение. Кран,рой,растворить,пила,очки, гранат,балка.

Слова для справок :чело,очи, сей, ланиты,перст,перси,выя, шуйца, длань, десница. Сочините текст, исправляя современные слова на архаизмы и историзмы. У этой девушки высокий лоб, большие черные глаза, нежные щеки и округлый подбородок, красивая шея. Тонкими пальцами она перебирает ленту в волосах. На груди у неё бусы. Из губ льется песня. Маленькая ладонь прижата к груди. Левой рукой она прикрывает глаза.

1.Подберите к данным выражениям фразеологизмы -синонимы: С гулькин нос-_________ Водить за нос-__________ Бить баклуши-___________ Зарубить на носу-_________ Слова для справок :распустить нюни,гонять лодыря,намотать на ус,кот наплакал,обвести вокруг пальца. 2.Подберите к данным фразеологизмам антонимы: Заварить кашу-_________ Во весь дух-____________ Слова для справок: в час по чайной ложке, расхлебывать кашу.

3.Соедините слова так, чтобы получились устойчивые выражения: Угол луковое Память медвежий Канитель девичья Труд мартышкин Горе крокодиловы Слезы тянуть

4.Замените подчеркнутые слова в предложении фразеологизмами Таня прилежно трудилась на школьном участке. Щенок выскочил за ворота и бесследно исчез. Сережа говорил нудно,медленно Если бы нам не мешали, работу мы выполнили бы быстрее. Слова для справок: засучив рукава,вставлять палки в колеса, тянуть кота за хвост,как в сквозь землю провалился.

5.Творческий диктант. Допишите фразеологизм. Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; разольешь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; ждать у моря…; заговаривать …; днем с огнем не …; палец о палец не ….

7.Запишите текст,, исправьте ошибки раскройте скобки. Найдите, подчеркните фразеологизмы. Дайте им объяснение. Прегласил нас как то сын лисника к себе. Сказал, что сходим за гребами, рыбу лавить будем. Уху сварим -пальчики оближешь. Мы, конешно, обрадовались, уши развесили. Мой бротишка голову потирял от счастья. Сын лесника –мастер лавить рыбу, он на этом сабаку съел. Не знаю, каких он собак там съел, а вот мы попались на удочьку. Он нас обманул.

Список использованной литературы : 1. Введенская Л.А., Баранов Ю.А., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. - М : Просвещение Волина В.В. Веселая грамматика.-М.: Знание,1995 Григорян Л.Т.Язык мой -друг мой.- М., Словарь юного филолога/ под ред.Панова М.В. - М :Просвещение, Жуков В.П.Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.-М : Просвещение,1980

Спасибо всем за работу на уроке!