Компетентностный подход и его ключевые характеристики. Базовые технологии, поддерживающие компетентностно - ориентированное обучение. Семинар МОУ МУК Дзержинского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет МОУ Б-Баландинская ООШ 1. В основе ФГОС – системно-деятельностный подход 2.
Advertisements

Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Технология развития критического мышления Заседание ШМО естественно- математических дисциплин.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Транксрипт:

Компетентностный подход и его ключевые характеристики. Базовые технологии, поддерживающие компетентностно - ориентированное обучение. Семинар МОУ МУК Дзержинского района

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика ( ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей ), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Иерархия компетенций ключевые компетенции – относятся к общему ( метапредметному ) содержанию образования ; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей ; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции ценностно - смысловая компетенция ( мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях ); учебно - познавательная компетенция ( элементы логической, методологической, общеучебной деятельности ; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка ; приемы решения учебно - познавательных проблем ; функциональная грамотность );

Ключевые компетенции социокультурная компетенция ( познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры ; духовно - нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов ; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций ; роль науки и религии в жизни человека ; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере ); коммуникативная компетенция ( знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями ; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями );

Ключевые компетенции информационная компетенция ( поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача ; владение современными информационными технологиями ); здоровьесберегающая компетенция ( способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития ; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка ; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность ; внутренняя экологическая культура ; способы безопасной жизнедеятельности ).

Виды компетентностных Виды компетентностных методов обучения « Кейс » – метод Метод проектов Методы интерактивного обучения Метод дебатов Метод развития критического мышления Проблемно - диалогический метод Метод оценивания Модульный метод Активный ( контекстный ) метод

« Кейс » « Кейс »- пакет документов для работы, который содержит определенную тему, проблему, вопросы и задания к ним, описание практических ситуаций, сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы, учебно - методическое обеспечение : наглядный, раздаточный, иллюстративный материал, рекомендации по работе с данным « кейсом », основную и дополнительную литературу, критерии оценки выполненной работы.

Сущность « кейс »- метода Учебный материал подается ученикам в виде проблем ( кейсов ), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы : самостоятельного целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов

Цели и области применения « Кейс » - метода : закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях ( после теоретического курса ); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций ( в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки ); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений ( в рамках тренинговых процедур ); экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса ( в конце программы обучения ).

Этапы работы с « кейс » - методом Получение кейса. Изучение литературы. Самостоятельная подготовка. Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания ( нахождение решения ). Представление и отстаивание своего варианта решения задания. Выслушивание точек зрения других учащихся. Окончание выполнения практической части задания.

Метод проектов Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся : самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач ; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах ; развивают исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения ); развивают системное мышление.

Метод проектов Используется когда в учебном процессе возникает какая - либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Формирует регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные, УУД

Интерактивные методы – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Результатом применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.

Цели интерактивного метода развитие интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности мышления, критичности ума ; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений ; развитие творческого потенциала – способности к « видению » проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности ; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

Методы интерактивного обучения дискуссия – для закрепления изученного или для обсуждения спорных вопросов ; элементы проектной деятельности – при выполнении самостоятельной работы или работе в микрогруппах, носящей творческий характер ; составление кроссвордов – с целью изучения понятийного аппарата ; интервью – для опроса учащихся при изучении тем практической направленности ; игры – ролевые, деловые ; мозговой штурм ; элементы конкурса.

Дебаты интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Метод дебатов содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества : толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены Дебаты формируют : умение формировать и отстаивать свою позицию ; ораторское мастерство и умение вести диалог ; командный дух и лидерские качества.

Метод дебатов развивает способности и необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии : критическое мышление ( рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей ); развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления ; исследовательские навыки ( приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации ); организационные навыки ( подразумеваются не только организация самого себя, но и излагаемых материалов ); навыки слушания и ведения записей.

Этапы дебатов подготовка к игре, игра, анализ игры. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

Формирование общих и специальных умений и навыков : формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек ; построение стратегии отрицающей стороны ; умение правильно формулировать вопросы ; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике ; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Метод развития критического мышления Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам

Цель метода развития критического мышления : Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.

Сущность Критическое мышление способствует : взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми ; облегчает понимание различных « взглядов на мир »; позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности ; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Стадии метода Стадии метода критического мышления 1) Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы ; 2) Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова ; 3) Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.

Критерии оценки результата : Оценка ( Где ошибка ?); Диагноз ( В чем причина ?); Самоконтроль ( Каковы недостатки ?); Критика ( Согласны ли Вы ? Опровергните. Приведите контраргументы ); Прогноз ( постройте прогноз ).

Проблемно - диалогический метод Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Этапы метода Определение проблемы урока, Решение проблемы, Открытие новых знаний, Сравнивание выводов

Метод оценивания Цель - развитие контрольно - оценочной самостоятельности учеников : умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех.