Культ огня у карел. Хотя образ духа-хозяина огня достоверно и не зафиксирован в поверьях народов Карелии, пережитки культа огня имеются безусловно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
Advertisements

Праздник Иван Купала. дата 7 июля. Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных.
Ярило Покровитель влюбленных, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую.
Воспитание положительного созидательного отношения ребенка ко всему окружающему миру. Создание условий для формирования бережного отношения к домашнему.
Языческие праздники и обряды восточных славян Prezentacii.com.
Причастие В основе обряда лежит христианский похоронный ритуал, в котором сохранились многочисленные языческие обряды и поверия, имеющие общие с христианскими.
Магия огня у вепсов Автор Протасова Мария, 11 класс, Руководитель преподаватель-организатор ОБЖ Трофимюк Е.А 2012 год.
Обмывание Обряжание Чтение Псалтиря После наступления смерти родственники оплакивали покойного, затем его обмывали и обряжали. Причитания продолжались.
Рождество и рождественские приметы
Жилище древних славян.. Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Работу выполнил ученик 4- а класса МБОУ СОШ 1 г. Рудня Фирсов Матвей Классный руководитель : Авсеенкова Г. В.
Игрушки своими руками (организация мини-музея в группе)
Подготовила: учитель начальных классов Сушкова Наталья Анатольевна.
Обряды на выгон Обереги Пастухи Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). "Вербное воскресенье"
Название «Пасха» представляет собой греческое видоизменённое слово pesah, которое толковалось как «происхождение» Праздник Пасхи у христиан всего мира.
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
Сваты Приданое Сговоренка Сватовство знаменовало собой начало свадебного обряда – продолжительного театрализованного действа с большим количеством участников.
Выполнила учитель технологии МОУ СОШ школы 1г. Энгельса Максимова В.И.
«Там, на неведомых дорожках…» Номинация «Экскурсия»
Транксрипт:

Культ огня у карел

Хотя образ духа-хозяина огня достоверно и не зафиксирован в поверьях народов Карелии, пережитки культа огня имеются безусловно.

В верованиях народов Карелии, связанных с колдовством, огонь считался самой мощной стихией. Большинство колдунов, установив, что порча, насланная на человека, была сожжена в огне, отказывались помогать пострадавшему. Отказ мотивировался стандартно: черти, помощники колдуна, способны обыскать всю землю, все озера и реки, болота, но проникнуть в огонь им не под силу. Тем не мене, укрощение огня, вызванного падением на землю молнии ("огня небесного"), признавалось возможным. У всех трех народов Карелии в таких случаях полагались, прежде всего, на помощь божественных сил.

Загоревшееся от молнии здание обходили с иконой Купины Неопалимой, а за ее неимением - с какой-либо иной иконой Пресвятой Богородицы, чтобы прекратить распространение огня на соседние здания. Верили, что пожар, начавшийся от молнии, нельзя залить обычной водой, но можно загасить, заливая коровьим молоком и закидывая огонь пасхальными яйцами. Оберегами от пожара от молнии повсеместно считалось хранение в божнице уже упомянутой иконы Купавы Неопалимой. С языческих времен до наших дней, сохранилось поверье, что дом от молнии способна уберечь щепка над окном от расколотого молнией дерева.

В Заонежье верили, что от молнии уберегает венец над окнами, срубленный рядом с разбитым молнией деревом. Вера основывалась на убеждении, что Бог дважды один и тот же предмет или человека молнией не поражает. Поэтому такую щепку могли носить с собой в качестве оберега от молнии. Смерть от удара молнии рассматривалась либо как наказание Божие за грехи его, либо как трагическая случайность. Якобы Бог так ненавидит черта, что мечет в него молнии, даже если черт прячется за человека. Душу убитого при этом человека, по поверьям, Бог лично брал на небеса.

Внеся в дом первый раз новорожденного, повитуха или мать просто возлагали его на время на шесток печи или на лавку около печи. Заговор же с просьбой "принять новорожденного" адресовался ко всем домашним духам сразу. Карелы, кроме того, возлагали на шесток печи и мертворожденных, предварительно омыв их, завернув в тряпочку и поместив внутрь самого большого лаптя.

К помощи духов домашнего очага в Карелии нередко прибегали в магии, направленной на противодействие удачному сватовству или свадебному застолью. В первой ситуации тайком ворошили (на уровне магии уподобления "мешали") угли в загнетке печи хозяйской мутовкой, чтобы в реальности помешать сватовству, во второй ситуации "переворачивали" угли и пепел в загнетке печи, чтобы все перевернулось с ног на голову на свадебном пиру и началась драка.

Повсеместно в Карелии невеста, прощаясь с родительским домом, сидела у печи или подходила к печи. Обряд же жертвоприношения ленты"воли" из волос невесты духам-хозяевам домашнего очага обыгрывался, как правило, лишь в свадебных причитаниях. Эту ленту на углях загнетка крестьянской печи сжигали только тогда, когда у невесты не было младших сестер на выданье или подруг, которым хотелось повысить свою "славу" и быстрее выйти замуж.

В этом контексте обычай прикасаться к печи ладонями после возвращения с кладбища может рассматриваться не только в качестве способа очищения после кладбища, но и как знак духам- хозяевам печи, что люди похоронили члена семьи и собираются вместе на поминальную трапезу.

Всем народам Карелии известно было поверье, что огонь, даже беспрестанно поддерживаемый в загнетке крестьянской печи, со временем теряет свои защитные функции. Поэтому когда-то принято на Рождество "обновлять" огонь в очаге. Получали его не от другого огня, а добывали трением друг о друга овинных колосников. Такой же огонь считался не подвластным порче и назывался "живым огнем". Вплоть до начала 1-й Мировой войны "живой огонь" добывали в деревнях во время эпизоотий сибирской язвы, чтобы обойти с ним вокруг деревни (создать магическое защитное кольцо), разжечь этим огнем все печи в деревне. "Живой огонь" также добывали после постройки церкви ли часовни, чтобы зажечь им в первый раз свечи и разжечь кадила у икон. Добывание «живого» священного огня Реконструкция

Автор презентации - Протасова Мария, 11 класс МОУ «Нововилговская средняя школа 3» Руководитель - Трофимюк Елена Анатольевна