ОЦЕНКА РЕАЛЬНОГО УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ ТУРИСТСКИХ ЗОН Существующий туристский потенциал выделенных туристских зон Республики Карелия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация концепции эко-эффективного туризма в Карелии и Финляндии (на примере проекта программы ЕИСП «Карелия») Игорь Шевчук, НП «Север-Центр» Псков.
Advertisements

Включение инвестиционных туристских проектов регионов Северо-Западного федерального округа в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного.
Шаров Владимир Юрьевич Советник Руководителя Федерального агентства по туризму (РОСТУРИЗМ) Президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России.
«Оценка потенциала территории и направления её развития (на примере муниципального образования «Тереньгульский район»)». Автор: Глава - председатель Совета.
Круглый стол «Событийный туризм в России и за рубежом. Состояние и прогноз развития» О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации.
О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011–2016 годы» Выступление и.о. министра по физической культуре, спорту.
Тема 4. Экономические и финансовые показатели развития туризма и гостиничного хозяйства.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Туристический потенциал Новогрудской культурно-туристской зоны Выполнила: Студентка 5 курса Слива Н.П. Научный руководитель: К.г.н., доцент Решетников.
1 Туристско-рекреационный кластер «Псковский» Цель кластера – повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта,
Инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер «Кладезь земли Костромской» Цель кластера – создание положительного имиджа региона, повышение конкурентоспособности.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Период реализации: гг. Стоимость проекта: 2.4 млрд. руб., Форма реализации: новое строительство Цель проекта: Повышение конкурентоспособности.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР «ПЛЁС» ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ СПОРТА И ТУРИЗМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
Транксрипт:

ОЦЕНКА РЕАЛЬНОГО УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ ТУРИСТСКИХ ЗОН Существующий туристский потенциал выделенных туристских зон Республики Карелия (около 2600 тыс. чел./год) по оценочным данным используется лишь на 16% 31% 320 тыс. чел./год 7% 100 тыс. чел./год 4% 260 тыс. чел./год 14% 650 тыс. чел./год 12% 100 тыс. чел./год 3% 390 тыс. чел./год 26% 780 тыс. чел./год 7% 100 тыс. чел./год Степень использования потенциальной емкости туристской зоны, % Потенциальная емкость туристской зоны (тыс. чел./год)

СХЕМА ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В РЕСПУБЛИКУ КАРЕЛИЯ Около 50% въездного туристского потока. Это российские и иностранные туристы 50% 1 Около 10% въездного туристского потока. В основном – российские туристы (из Санкт-Петербурга) 10% 4 20% общего въездного туристского потока через МАПП «Ниирала – Вяртсиля». В основном – иностранные туристы 20% 2 Около 10% въездного туристского потока в республику. В основном это российские туристы (деловой и транзитный туризм) 10% 3 7% общего въездного туристского потока в республику через МАПП «Люття – Вартиус». В основном это иностранные туристы 7% 5 Около 3% въездного туристского потока в республику через МАПП «Куусамо – Суоперя». В основном иностранные туристы 3% 6 Принимая во внимание мощность общего туристского потока в республику (посетителей, приехавших с целью туризма) по результатам на 2009 г. – 1,7 млн. человек, по направлениям он будет распределяться следующим образом: 1 – 850 тыс. человек в год; 2 – 340 тыс. человек в год; 3 – 170 тыс. человек в год; 4 – 170 тыс. человек в год; 5 – 119 тыс. человек в год; 6 – 51 тыс. человек в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СЕГМЕНТОВ ТУРИСТСКОГО РЫНКА. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ В ИХ ОСВОЕНИИ Целевая группа (сегмент рынка) Потенциаль- ный объем Уровень использо- вания потенциала Приоритетные виды туризма Международные туристы Более 3 млн. чел. (страны Северной Европы, Германия, Франция, Япония) Организованные туристы – 100 тыс. чел., самодеятельные – около 500 тыс. чел. культурно- исторический; экотуризм, охота и рыбалка; деловой; автотуризм Туристы из стран СНГ Более 80 млн. чел. (в основном жители молодого и среднего возраста) Около 50 тыс. чел. (организованные, самодеятельные и транзитные туристы) культурно- исторический; экотуризм, охота и рыбалка; деловой туризм Российские туристы Более 20 млн. чел. (жители Санкт- Петербурга, Москвы и центр. регионов) Организованные туристы – 330 тыс. чел., самодеятельные – более 1 млн. водные круизы; автотуризм; экотуризм, охота и рыбалка; сельский туризм Карельские туристы Более 300 тыс. человек (или более 1 млн. продаж туров выходного дня в год) Около 30 тыс. чел. (или около 100 тыс. продаж туров выходного дня в год) экотуризм, охота и рыбалка; 1-дневные экскурсии; сельский туризм и туры выходного дня Суммарный потенциальный объем туристского рынка составляет 103,3 млн. чел. Существующий уровень использования потенциала рынка составляет 510 тыс. чел. организованных туристов + 1,5 млн. чел. самодеятельных туристов

Сегменты туристского рынка Международные туристы Брендинг и продвижение туров с использованием международной дистрибуции Фирменный стиль Реализация гибкой ценовой политики Обеспечение информационной доступности туров и объектов показа Обеспечение доступности и разнообразия туристской и навигационной информации Интернет-маркетинг и развитие on-line услуг (электронного туризма) Туристы из стран СНГ Развитие каналов дистрибуции туров в странах СНГ (на основе франчайзинга) Брендинг карельских турпродуктов Использование дифференцированной продуктовой политики Реализация эффективной и гибкой ценовой политики, ориентированной на индивидуального клиента Интернет-маркетинг и реклама Развитие системы on-line услуг (электрон. туризма) Российские туристы Брендинг и информацион- но-рекламное обеспече- ние туров Дифференцированная продуктовая политика Обеспечение информационной доступности объектов показа и навигационной информации Дифференцированная и гибкая ценовая политика Фирменный стиль и улучшение сервисной политики Интернет-маркетинг и развитие on-line услуг (электронного туризма) Карельские туристы Дифференцированная продуктовая политика (разработка туров, ориен- тированных на разные группы потребителей) Разработка и продажа индивидуальных туров Дифференцированная и гибкая ценовая политика Улучшение сервисной политики, качества услуг и спектра сопутствующих услуг Дифференцированное рекламное обеспечение туров Развитие сети центров розничной продажи туров ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ТУРИЗМЕ

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА Оценка проведена Институтом экономики КарНЦ РАН на основе авторского комбинированного метода, основанного на: 1. Методе оценки «жизненного цикла» продукции 2. Матрице «доля рынка – рост рынка» (матрице БКГ) Выход на рынок Рост продаж Стабилизация продаж Насыщение рынка Снижение продаж Степень освоения рынка 20% 40% 60% 80% Рыбалка и охота Событийный Сельский Санаторно-курортный Деловой Самодеятельный автотуризм Экологический Паломнический Культурно-познавательный Целевое посещение объектов Городской Организованный автотуризм Посещение памятных мест Ностальгический Посещение родственников Посещение бывших мест проживания

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА Группа А Группа B Группа С Группа D Продуктовая группа Виды туризма Частные стратегии «Знаки вопроса» (низкая доля рынка – высокие темпы роста рынка) Рыболовный, охотничий событийный и сельский туризм Стратегия развития (дифференциации) продукта и роста рынка «Звезды» (высокая доля рынка – высокие темпы роста рынка) Санаторно-курортный деловой, экологический и самодеятельный автотуризм Стратегии сохранения лидерства и дифференциации «Дойные коровы» (высокая доля рынка – нулевые темпы роста рынка) Паломнический, городской, культурный, организов. Автотуризм и туризм на объект Стратегии оптимизации издержек и дифференциации «Собаки» (сокращение доли рынка – сжатие рынка) Ностальгический, посещение родственников и мест жительства Стратегия ухода с рынка и стратегия репозиционирова- ния продукта Для каждого из видов туризма и для наиболее значимых турпродуктов, а также объектов туристского показа предложены пакеты мероприятий в рамках реализации частных стратегий

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (СЦЕНАРИЙ ИНЕРЦИОННОГО РАЗВИТИЯ) Показатель годы Совокупный доход, млрд. руб.2,893,183,564,064,8 Туристско-экскурсионные услуги, млн. руб ,4185,3213,6301,1 Услуги гостиниц, млн. руб ,4320,3432,4605,4 Общий туристский поток в республику, млн. чел.1,621,731,852,222,78 Количество организаций и ИЧП в туризме Количество гостиничных предприятий Численность занятых в сфере туризма, чел Доля организованных туристов, % Доля туризма в ВРП РК, %6,16,47,17,88,0 Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма, в ценах., млн. руб ,8566,7668,7802,4

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (СЦЕНАРИЙ УМЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ) Показатель годы Совокупный доход, млрд. руб.2,893,233,714,455,57 Туристско-экскурсионные услуги, млн. руб ,3196,6265,5398,1 Услуги гостиниц, млн. руб ,5981,7 Общий туристский поток в республику, млн. чел.1,621,752,012,513,47 Количество организаций и ИЧП в туризме Количество гостиничных предприятий Численность занятых в сфере туризма, чел Доля организованных туристов, % Доля туризма в ВРП РК, %6,16,67,58,08,5 Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма, в ценах., млн. руб ,6586,8704,2915,5

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (СЦЕНАРИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ) Показатель годы Совокупный доход, млрд. руб. 2,893,233,814,766,4 Туристско-экскурсионные услуги, млн. руб ,8326,4473,3 Услуги гостиниц, млн. руб ,7642,71092 Общий туристский поток в республику, млн. чел. 1,621,782,223,004,8 Количество организаций и ИЧП в туризме Количество гостиничных предприятий Численность занятых в сфере туризма, чел Доля организованных туристов, % Доля туризма в ВРП РК, % 6,16,87,88,29,0 Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма, в ценах., млн. руб ,4612,4918,71561

Оценка объема инвестиций в развитие инфраструктуры туризма в Республике Карелия, тыс. руб. Прогнозный поток туристов по зонам и в целом по Карелии рассчитан по 3 вариантам на период до 2025 года ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (методика оценки совокупного дохода и мультипликатора туризма) М – совокупный доход (прямой и косвенный) от туризма в стране; M T – объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедший в ВВП (прямой эффект); M 1 – часть выручки, оказывающая влияние на ВВП (объем ВВП, вызванный заказами туризма); V T – объем услуг (выручка) туризма (в стоимостном выражении); h – доля товаров и услуг импортного происхождения, используемых в туризме; r – рентабельность продаж в туризме, %; R – предельная склонность к потреблению в национальной экономике (рассчитывается с использованием стат. показателей СНС или данных Всемирного Банка) Модель оценки совокупного дохода от туризма и мультипликатора разработана учеными Института экономики КарНЦ РАН, апробирована на ряде регионов России и используется в мониторинге развития туризма в республике

Критерии (основные) выбора зон: Критерий специализации Коэффициент локализации производства; коэффициент душевого производства; коэффициент отраслевой специализации и др. Критерий экономической эффективности Себестоимость производства; удельные затраты и капиталовложения; показатели рентабельности производства. Критерий комплексности Коэффициент комплексности хозяйства; методы оценки мультипликативного эффекта. Критерий обеспеченности факторами производства Численность трудовых ресурсов; виды и запасы природных ресурсов; стоимость ОПФ; фондоотдача; реинвестируемая прибыль и др. Критерий инфраструктурной обеспеченности Протяженность и плотность автомобильных и железных дорог; грузо- и пассажирооборот; количество объектов социальной сферы и др. Принципы выбора зон интенсивного экономического развития : принцип рациональности; принцип целостности воспроизводственного процесса; принцип согласования технологии и особенностей размещения производств; принцип усиления экспортной специализации; принцип учёта внешних факторов. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ВЫБОРА ТУРИСТСКИХ ЗОН Отраслевой критерий Значительный объем туристско-рекреационных ресурсов; компактность расположения объектов туристского показа; наличие сети объектов туристской инфраструктуры; интерес к территории со стороны туристов; наличие инвестиционных проектов в области туризма

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ЗОН Опорные зоны Приладожская Культурно-исторический, водно- спортивный, экологический, паломнический туризм Центральная Курортно-оздоровительный, экологический, культурно- исторический и спортивный туризм Пяозерская Экологический, водно-спортивный туризм, активные виды отдыха Кемско- Беломорская Культурно-исторический, паломнический, экологический туризм активные виды отдыха, водно-спортивный туризм Второстепенные (автономные) зоны ОлонецкаяШелтозерская СуоярвскаяСегежская МуезерскаяКалевальская ПудожскаяПриполярная На основе описанных выше критериев в Республике Карелия выделены 12 туристских зон (в т.ч.: 4 – опорных; 8 – автономных)

Пространственное развитие территории осуществляется с условием выполнения следующих целевых функций: развитие сетевой структуры экономики; рациональное размещение и использование ресурсов; повышение мобильности товаро-, пассажиропотоков, капитала; проектный подход к освоению пространства. Наиболее важные результаты реализации кластерной политики в туризме и связанных с ним сферах экономической деятельности для Карелии: Концентрация цепочек создания стоимости на территории региона и повышение инвестиционной привлекательности. Эффективное выполнение функций приграничной и транзитной территории за счет развития инфраструктуры. Изменение модели региональной экономики от «сырьевой» через «товарную» к «экономике услуг». Повышение конкурентоспособности экономики региона и формирование региональных кластеров как явления постиндустриальной модели развития. Создание близкой и удобной для мегаполисов Европейской части России и Северной Европы туристско-рекреационной зоны. Развитие социальной сферы и создание новых рабочих мест и др. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

Туристские зоны Распределение инвестиций, тыс. руб. Итого по зонам ВнебюджетРФРКМСУ Опорные «Приладожская» «Центральная» «Кемско-Беломорская» «Пяозерская» Второстепенные «Пудожская» «Олонецкая» «Шелтозерская» «Суоярвская» «Сегежская» «Муезерская» «Калевальская» «Приполярная» Итого по источникам финансирования ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТУРКТУРЫ В РАЗРЕЗЕ ТУРИСТСКИХ ЗОН И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ Средства, необходимые для реализации проектов, распределяются по источникам инвестиций в следующих пропорциях: внебюджетные средства – 70%; средства бюджета РФ – 11 %; средства бюджета РК – 13 %; средства бюджета МСУ – 5 %;

Обслуживание туристского потока: Несоответствие цен качеству предоставляемых услуг; Узкий ассортимент предложения туристских услуг; Сложность самостоятельного планирования маршрута для туристов; Низкий уровень развития инфраструктуры. Социально-экономическое развитие территории: Экологические риски. Неразвитость энергетической инфраструктуры для инвестиционных проектов в сфере туризма. Низкая вовлеченность местного населения в процесс оказания туристских услуг. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ И НА ПИЛОТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Спасибо за внимание!