Мистер X
Минойские и микенские вазы свидетельствуют об особом внимании к этим существам. Лучшее изображение осьминога мы встречаем на вазе из Палекастро, которая датируется XVI веком до н. э.:
Хранится сейчас этот критский сосуд « морского стиля », созданный в период « новых дворцов », в музее Ираклиона. Два осьминога оплетают тулово фляги
Из Като Закро происходит более строгая по форме амфора с осьминогами и разнообразной морской живностью. Этот большой сосуд хранится в Ираклионе :
Осьминоги часто украшают сосуды и в микенский период. Но на смену реальным образам приходят стилизованные изображения, как, например, в этом сосуде из собрания нью - йоркского Метрополитена. Его датируют XIII-XII вв. до н. э.:
Щупальца превращаются в подобие волн, тело осьминога трансформируется в завиток с глазами. А сами сосуды, словно еще хранят воспоминание о живых лепных формах ваз минойского времени :
Осьминог становится знаком. И невольно возникает вопрос : что он символизирует ?
Скорее всего, образ осьминога связан с загробным миром, с пучиной. Именно поэтому его изображения в микенскую эпоху мы встречаем не только на сосудах, но и на стенках ларнак, глиняных расписных саркофагов.