Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Advertisements

Взаимодействие генов. Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Автор: Качаева Л.А., учитель биологии, МБОУ «ООШ 4». г.. Междуреченск 2014.
Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.
Решение генетических задач на тему : «Взаимодействие аллельных генов» Подготовка к ЕГЭ.
МОУ «СОШ С. Ш ИРОКОЕ » У РОК ПО ТЕМЕ «В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ » Учитель химии и биологии Плуженко Елена Васильевна.
Взаимодействие генов. Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Взаимодействие генов. Учитель биологии МБОУ Учитель биологии МБОУ СОШ 1 им. Ляпидевского СОШ 1 им. Ляпидевского В.Д.Белашов. В.Д.Белашов.
Взаимодействие генов. Типы взаимодействия генов Эпистаз – подавление одного гена другим Эпистаз – подавление одного гена другим Комплементарность – дополнение.
Генотип – совокупность всех генов, локализованных в хромосомах данного организма. Термин был предложен датским биологом В.Иогансеном в 1909 г. Генотип.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Prezentacii.com. I.Комплементарность - взаимодействие генов, при котором доминантные аллели двух генов при совместном нахождении в генотипе (А-В-) обусловливают.
Тема: «Взаимодействие генов» Задачи: дать характеристику основным типам взаимодействия аллельных и неаллельных генов; научиться решать задачи на взаимодействие.
Есть два аллеля гена, один – доминантный, другой – рецессивный. Доминантный аллель преобладает над рецессивным, доминантный аллель проявляется как у доминантных.
Отработка темы в рамках подготовки к ЕГЭ. Материал подготовлен учителем биологии МОУ СОШ 1 Парамзина С. И.
Ачигечева Полина год. Грегор Мендель. «Опыты над растительными гибридами» год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга.
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Транксрипт:

Взаимодействие генов

Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или свойств. СЛОВАРЬ

Ген материальный носитель наследственной информации, совокупность которых родители передают потомкам во время размножения. ген

Взаимодействие генов Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов Полное доминирование Неполное доминирование Полимерия КомплементарностьКодоминирование Эпистаз

Взаимодействие аллельных генов

При полном доминировании доминантный аллель полностью подавляет действие рецессивного аллеля. Расщепление по фенотипу в F 2 3:1 Взаимодействие аллельных генов Полное доминирование

ААаа Аа Наследование при полном доминировании

Реши задачу: У человека кареглазость и наличие веснушек – доминантные признаки. Кареглазый мужчина без веснушек женился на голубоглазой женщине с веснушками. Определите, какие у них будут дети, если мужчина гетерозиготен по признаку кареглазия, а женщина гетерозиготна по признаку веснушек.

Оба аллеля – и доминантный, и рецессивный – проявляют своё действие, т.е. доминантный аллель не полностью подавляет действие рецессивного аллеля ( промежуточный эффект действия ) Расщепление по фенотипу в F 2 1:2:1 Взаимодействие аллельных генов Неполное доминирование

АА аа Аа Промежуточное наследование при неполном доминировании

Мать и отец - с волнистыми волосами. Среди детей один с волнистыми, один с курчавыми и один - с прямыми волосами. Определить генотипы всех членов семьи. Взаимодействие аллельных генов Неполное доминирование

2. У норки темный мех неполно доминирует над белым (гетерозиготы - кохинуровые). Как распределятся по цвету меха 80 потомков от скрещивания кохинуровых самок и самцов? Ответ: среди 80 потомков будет по 20 темных и белых, 40 - кохинуровых.

Скрестили две формы земляники – красноплодную и белоплодную. Потомство имеет розовые плоды. Каким будет потомство по генотипу и фенотипу от скрещивания между собой гибридных форм с розовыми плодами? Реши задачу:

При кодоминировании (гетерозиготный организм содержит два разных доминантных аллеля, например А1 и А2 или J A и J B ), каждый из доминантных аллелей проявляет свое действие, т.е. участвует в проявлении признака. Расщепление по фенотипу в F 2 1:2:1 Взаимодействие аллельных генов Кодоминирование

Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в системе АВО: генотип – J A, J B, фенотип – АВ, т.е. у людей с IV группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по программе гена J A ), и антиген В (по программе гена J B ). Р х II группаIII группа G JAJA J0J0 JBJB J0J0 J A J 0 J B J 0 F1F1 J A J 0 J A J B J B J 0 J 0 II группаIV группаIII группаI группа

Мать гомозиготна, имеет А (II) группу крови, отец гомозиготен имеет В (III) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей. Реши задачу:

Сверхдоминирование более сильное проявление признака у гетерозиготной особи (Аа), чем у любой из гомозигот (АА или аа). Лежит в основе гетерозиса. Взаимодействие аллельных генов

Взаимодействие неаллельных генов

Комплементарность Взаимодействие неаллельных генов Явление, когда признак развивается только при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развитие признака Расщепление по фенотипу 9:7

Комплементарность Взаимодействие неаллельных генов

Задача: Наследование окраски цветков у душистого горошка. От скрещивания чистых линий душистого горошка с белыми цветами в F1 получились все особи с красными цветками. А от скрещивания F1 - дигетерозиготных особей горошка с красными цветками получились _ с красными цветками и _ с белыми. А - - наличие пропигмента В - - наличие фермента Комплементарность Взаимодействие неаллельных генов Р ААвв х ааВВ бел. бел.

A В а bА В а b A- B- – зеленый цвет, aаbb – белый цвет А- bb – желтый цвет, ааВ- – голубой цвет Р: g:g: АВ,Аb, аВ, аb F:F: зеленый АВ,Аb, аВ, аb

АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав ААВВААВb АаВВ АаВb ААВbААbbАаВb Ааbb АаВВАаВbааВВааВb АаВbАаbb ааВbааbb белыйголубой F:F: желтый голубой зеленый

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы было получено потомство нормальной высоты. В F 2 от скрещи­вания между собой растений F 1 было получено 452 растения нормальной высоты и 352 карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты, определите генотипы исходных растений. Реши задачу:

Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой. Гены, подавляющие действие других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями). Доминантный эпистаз (расщепление по фенотипу 13:3) и рецессивным (расщепление по фенотипу 9:3:4) Эпистаз Взаимодействие неаллельных генов

Эпистаз ДоминантныйРецессивный Расщепление по фенотипу в F2 13:3 Расщепление по фенотипу в F2 9:3:4 Наследование окраски оперения кур Наследование окраски шерсти домовых мышей

Доминантный эпистаз

Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на развитие одного и того же признака. Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак (цвет кожи, удойность коров) Взаимодействие неаллельных генов Полимерия

Пример полимерии

Полимерия Кумулятивная Некумулятивная Степень выраженности фенотипа зависит от числа доминантных аллелей разных генов однозначного действия в генотипе. Для полной выраженности фенотипа достаточно одного доминантного аллеля одного из полимерных генов.

Взаимодействие неаллельных генов Кооперация Явление, когда при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов, каждый из которых имеет свое собственное фенотипическое проявление, происходит формирование нового признака Расщепление по фенотипу 15:1