«Развитие инновационного потенциала педагога. Современный урок в свете Федеральных государственных образовательных стандартов». занятие 1 Исайкина Ирина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии готовности педагога к введению ФГОС. Когнитивный аспект Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе.
Advertisements

«Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи управления развитием инновационного потенциала современного педагога ( в условиях.
Зам.директора по УВР Кузьминова Надежда Николаевна.
Самооценка готовности педагогического коллектива к деятельности в условиях реализации ФГОС (по результатам анкетирования педагогов) О.А.Беляева, педагог-психолог.
Особенности ФГОС основного общего образования. От терминологии к определению сущности ФГОС ООО. Проблемы и перспективы внедрения. Методический семинар.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 2013 год Консультация-практикум.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Урок в соответствии с ФГОС.. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Транксрипт:

«Развитие инновационного потенциала педагога. Современный урок в свете Федеральных государственных образовательных стандартов». занятие 1 Исайкина Ирина Юрьевна, специалист по НМР ГБОУ СОШ 659 Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования

1. Назначение программы «Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях освоения ФГОС»; 2. Инновационный потенциал учителя и его развитие. Инновационные подходы к организации образовательной деятельности. 3.Система оценки успешной профессиональной деятельности учителя. Мотивирующий ВШК. 4. Об организации и проведении программы посещения уроков в ГБОУ СОШ 659 (6-10 классы). Проблемы, ресурсы. 5. содержание

Школа будущего. Не только особенностями постройки здания, расположением кабинетов, оборудованием должна быть она выражена на символе. Я считаю, что символ должен показать, что может дать ученику школа будущего. На моей модели символа изображён ученик, под его ногами находятся знания и письменность, что и является основой. По направлению рук находятся коллективная работа и интернет, это то, что помогает ученику. Над головой изображена лампочка, которая обозначает постоянство новых идей. Все элементы взаимодействуют между собой. Но также мы не должны забывать о душе человека (в центре находятся сердце), в которой всегда должно быть место для добра, любви и сострадания. «Талисман школы будущего» Москаленко Ирина, г. Ярославль К вопросу о содержательной рефлексии…

Обучение педагогических кадров при введении ФГОС общего образования основные идеи и принципы системно- деятельностного подхода; методика разработки программ внеучебной деятельности; инновационные методы организации образовательной деятельности; основы тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории школьника; инновационные методы оценивания образовательных достижений обучающихся…

сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Задачи отбор, изучение, классификация нововведений. Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов. Педагогическая инноватика

Совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Инновационный потенциал

РЕАЛИЗОВАННЫЙ инновационные знания, инновационный опыт, личностные особенности НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ инновационное мышление, виртуальный инновационный опыт, мотивация

Инновации-модернизации видоизменяют учебный процесс, направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации технологический подход к обучению направлен на сообщение обучающимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение Инновации-трансформации преобразуют учебный процесс, направлены на обеспечение исследовательского характера, организацию поисковой учебно- познавательной деятельности поисковый подход к обучению направлен на формирование опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности Типология инновационных подходов

системное развитие + инновационная активность учителей ОУ затруднения учителей в осуществлении педагогической деятельности в условиях системных изменений недостаточная результативность инновационной деятельности невысокий инновационный потенциал учителей, низкий уровень активности и инициативы в его повышении Проблемное поле

Система оценки успешности профессиональной деятельности внесение изменений в действующую систему оценки; разработка новых показателей для оценки деятельности учителей, руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений; информирование педагогов и руководителей об изменениях в оценке и аттестации кадров и учреждений системы образования; обновление методов сбора информации в соответствии с новыми показателями оценки; проведение оценки деятельности учителей и руководителей образовательных учреждений по новым показателям и анализ ее эффективности.

Мотивирующий ВШК: правила Объективность оценки работы и реалистичность требований, предъявляемых проверяющим. Слишком высокая планка – недостижима, слишком низкая – не порождает чувства успеха. Оценка справедливая, если: все сотрудники, достигшие равных результатов, оцениваются одинаково; критерии и показатели, по которым проводится оценка работы, достаточно обоснованы и объективны. Справедливость контроля: согласование критериального инструментария; обоснованность и аргументированность оценочных суждений; право на самооценку; отношение к личности контролируемого.

Структура управления ГБОУ СОШ 659

Практические задачи и их решение В группу практических задач по формированию программы развития инновационного потенциала педагогов в условиях введения новых образовательных стандартов включается комплексный анализ аспектов – когнитивного, мотивационного, личностного и развёрнутого технологического в соответствии с критериальной базой готовности к введению к ФГОС. По итогам диагностики разрабатывается система выявления уровня готовности к введению ФГОС по тому или иному аспекту.

Когнитивный аспект (познавательный); Мотивационный аспект Личностный аспект Технологический аспект Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Когнитивный аспект: Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе Знание основных документов, связанных с введением ФГОС: Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ Пр-271; ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Мотивационный аспект: Понимание значения ФГОС для современного образования Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем Настойчивость в преодолении затруднений Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Личностный аспект: Умение выстраивать субъект-субъектные отношения; Демократический стиль общения с обучающимися; Индивидуальный подход к обучающимся; Толерантность. Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Технологический аспект: Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем: элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; проблемы (противоречий); возможности организовать учебное исследование; вариативности Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности: целеполагания; контроля и оценки; учебного интереса; содержательной рефлексии Умение организовать учебное исследование Умение организовать проектную деятельность обучающихся Умение предоставлять самостоятельность обучающимся Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) Умение работать с ошибками учеников Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.) Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» технологический аспект

По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. Анализ результатов диагностики

Урок – был, есть и остается основной формой образовательного процесса.

деятельность педагогов по созданию на уроке учебных ситуаций; деятельность педагогов по реализации уровневого подхода к оценке индивидуальных образовательных результатов учащихся; коммуникативная деятельность обучающихся на уроке или в ходе внеурочной деятельности; регулятивная деятельность обучающихся на уроке или в ходе внеурочной деятельности и др. сформированность предметных или универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных); ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с опорой на систему дидактических принципов.

Дата, урока, время, кабинета предметтемаКласс (тип)Ф.И.О. педагога Дата собеседования по итогам посещения уроков Наличие плана урока (сценария, технологической карты) Потенциал, ресурсы , 6 урок, 15 история «Борьба горожан с сеньорами» 6а6а Цыбин Виталий Викторович , 4 урок, 15 история«Средневековый цех»6а6а Цыбин Виталий Викторович , 3 урок, 19 интегрированный урок (литература) Пушкин «Дубровский»6а6а Петрищева Лариса Николаевна , 5 урок, 1 английский язык«Моя страна»5а5а Тульская Наталья Александровна , 1 урок, 24 русский язык «Источники фразеологизмов и употребление их в речи» 6б6б Козулина Светлана Юрьевна урок, 14 английский язык «Грамматика: будущее время» 6а6а Думко Татьяна Алексеевна , 2 урок, химия «Минеральные ресурсы» 10 а Вострецов Олег Игоревич , 4 урок технология 5Козияткина , 2 урок, химия «Количество вещества» 8а8а Вострецов Олег Игоревич , 3 урок, 14 математика «Решений задач с помощью уравнений» 5 Симакова Елена Марковна , 4 урок, 9 физикаЗаконы Ньютона9а9а Шамшудинова М.Т физикаЗаконы Ньютона9a9a Шамшудинова М.Т , 6 урок, биология«Побег. Строение побега» 6а6а Тамошина Г.Б Программа посещения уроков в 5-9-х классах ГБОУ СОШ 659 в октябре 2012 года Исполнитель: специалист по НМР Исайкина И.Ю. Цель: общее знакомство с методикой преподавания педагогов основной и старшей школы, анализ предварительной готовности педагогов к организации урочной деятельности в условиях перехода к ФГОС 2 поколения ООО. Форма представления результатов посещения уроков: аналитическая справка.

Уровень готовности педагогов ГБОУ СОШ 659 к введению ФГОС (по 10-б. системе), программа посещения уроков, октябрь 2012 года. Личностный аспект пп Составляющие (параметры) аспекта Начальная ступень 1-4 классы Основная ступень 5-9 классы 1. Умение выстраивать субъект-субъектные отношения 6,76,5 2. Демократический стиль общения с обучающимися 7,47,7 3. Индивидуальный подход к обучающимся 7,36,1 4. Толерантность7,27,4 средний показатель7,27,0

Составляющие (параметры) аспекта Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нём: элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера элементов развивающего характера проблемы (противоречий) возможности организовать учебное исследование вариативности Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности: целеполагания контроля и оценки учебного интереса содержательной рефлексии Умение организовать учебное исследование Умение организовать проектную деятельность обучающихся Умение предоставлять самостоятельность обучающимся Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) Умение работать с ошибками учеников Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т.д. Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог) Уровень готовности педагогов ГБОУ СОШ 659 к введению ФГОС (по 10-б. системе), программа посещения уроков, октябрь 2012 года. Технологический аспект

РЕСУРСЫ Внедрение инновационных технологий определило положительную динамику всех параметров образовательной среды и, в целом, изменения здоровьесберегающих и социализирующих эффектов. В 2009 году школа 659 победила в конкурсе, проводимом Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект «Вместе против жестокости и безразличия» стал обладателем Гранта Фонда, а в 2011 году был получен Грант Правительства Москвы на создание в общеобразовательных учреждениях системы Департамента образования г. Москвы Центра по работе с детьми по месту жительства за Проект «Дорога детства»

Традиционный урокФГОС 1.урок усвоения новых знаний. 2.урок совершенствования знаний, умений, навыков. 3.урок систематизации и обобщения ЗУН. 4.урок контроля знаний и умений. 5. урок коррекции ЗУ (работа над ошибками) 6.Комбинированный урок. Системно-деятельностный подход предлагает типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию: 1.уроки «открытия» новых знаний 2.урок отработки умений и рефлексии 3.уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности) 4.уроки развивающего контроля. 5.уроки – исследования (урок творчества) Сравнительная характеристика традиционных уроков и уроков в логике реализации системно- деятельностного подхода (ФГОС) Типы уроков

Традиционный урокФГОС 1.Орг. Момент. 2.Проверка Д/З. 3.Сообщение темы урока. 4.Актуализация знаний. 5.Вариативность (в зависимости от типа и вида урока). 6.Подведение урока. 7.Д/з. 1.Восприятие информации. 2.Понимание 3.Запоминание 4.Применение 5.Перенос знаний. Творческое применение Структура традиционного и современного урока

Этап урокаДеятельность учителя Деятельность ученика УУД 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Рефлексия Технологическая карта современного урока

13 декабря в – заседание МС (каб.1) 17 декабря 2012 года в состоится заседание Педагогического Совета «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов». Благодарю за внимание! Внимание!