22.11.2010 г. Система инновационной и технологической разведки – залог конкурентоспособности предприятия и экономики Версия 2.0 Автор: Ромачев Роман Владимирович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Версия от г. Безопасное движение в будущее.
Advertisements

г. Особенности рынка бизнес-разведки в России г. Особенности рынка бизнес-разведки в России Для Гильдии Маркетологов.
г. Российский рынок бизнес-разведки Рогачева Елена Юрьевна Генеральный директор ООО «ДьюМаркс»
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
г. Аудит и минимизация деловых рисков «Управлять можно лишь тем, что можно измерить» Презентация построена на примере программного комплекса.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Тема 3 Внешние связи ИКС. Организации с которыми постоянно взаимодействует ИКС: Правительственные, государственные, административные, статистические и.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Партнерство регионов - конкурентоспособность России Титов В.Т., ректор, председатель Совета ректоров, д.филол.н.,
Торгово- э кономическое представительство РСО – Алания в г. Москва План развития на 2011 год.
Точка отсчета деятельности Центр учреждён в 2005 г., как некоммерческое Партнёрство. Учредителями Партнёрства являются: ГОУ ВПО «Ростовский государственный.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
Разработка программы инновационного развития ОАО «Холдинг МРСК» Москва, 2010 ОАО «Холдинг МРСК» Начальник Департамента технического развития и регулирования.
Сергей Кравцов, д.пед.н. доцент, директор Института управления образованием Российской академии образования Тренинговый Центр развитие кадрового потенциала.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОКЛАД проф., д.п.н. Керимов Ф.А. Перспективы развития системы научно-технической информации.
Транксрипт:

г. Система инновационной и технологической разведки – залог конкурентоспособности предприятия и экономики Версия 2.0 Автор: Ромачев Роман Владимирович Генеральный директор «Р-Техно» Член Общества Профессионалов Конкурентной Разведки (SCIP)

Ромачев Роман Владимирович Участие в профессиональных организациях, союзах: член Общества Профессионалов Конкурентной Разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals (SCIP)) член Института Внутренних Аудиторов член Международной Ассоциации Профессиональных Риск- Менеджеров (Professional Risk Managers' International Association (PRMIA)) эксперт Международной Контртеррористической Тренинговой Ассоциации Генеральный директор ООО «Р-Техно» Директор интернет-проекта «Технологии разведки для бизнеса»

Инновационная экономика – путь развития России «… В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности …» Д.А. Медведев, «Россия, вперёд!» «… Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире …» Послание Федеральному Собранию Российской Федерации г.

От Футуролога Максима Калашникова – Президенту Дмитрию Медведеву (отклик на статью «Россия, вперед!») …Необходимо начать формирование дееспособной НИС – Национальной инновационной системы. Вместо нынешнего «государственно-венчурного» позорища в РФ. С опорой на реальных практиков-инноваторов, а не на тупиц- чиновников… Что нужно сделать? Создать при президенте РФ (а не при правительстве!) некий ВИСНХ – Высший инновационный совет народного хозяйства. А также – аналог ДАРПА, Департамента передовых исследований при МО США. Но если у американцев ДАРПА существует при Пентагоне (обеспечивая разработку прорывных технологий ДВОЙНОГО назначения ради общего развития США и последующей коммерциализации разработок-прорывов), то предлагаю вам создать Управление передовых разработок при президенте РФ. Тем паче, что в США создается ДАРПА-Э при Обаме: управление по разработке новых энергетических технологий. Почему РФ не воспользоваться тем же опытом? Источник:

Опыт применения инновационной разведки за рубежом США Rand Corporation Год основания: 1948 г. Заказчики: Правительство США, Ford Motor, Pfizer, Гарвардский и Стэнфордский университеты, ООН, Еврокомиссия и Всемирный банк, фонды Сороса и Рокфеллера и даже Министерство здравоохранения Китая и многие другие. Организационная структура Штаб-квартира корпорации расположена в Санта-Монике. RAND открыл свои отделения в Нью-Йорке, Вашингтоне, Питсбурге, а с начала 90-х за пределами Соединенных Штатов в Нидерландах, Великобритании, Германии и Катаре. Кроме филиалов у RAND имеется также три «полевых бюро» в Лэнгли (где расположена штаб-квартира ЦРУ), в Баулдере и с недавних пор в Москве. В корпорации РЭНД 11 исследовательских отделов Вашингтонский отдел оборонных проблем, отделы проблем управления, анализа ресурсов, инженерных наук, наук об окружающей среде, социальных наук, физики, изучения систем, математики, электронно-вычислительной техники и экономики (т.е. отделы скорее соответствуют академическим дисциплинам, а не номенклатуре исследований, деление носит профессиональный, а не функциональный характер). Цели и задачи Цели организации продвинуть и содействовать научной, образовательной, и благотворительной деятельности в интересах общественного благополучия и национальной безопасности США. РЭНД ставит также задачу разработки и выявления новых методов анализа стратегических проблем и новых стратегических концепций. Для достижения своих целей корпорация организует конференции (международные и национальные), симпозиумы и семинары, брифинги; выпускает пресс-релизы; участвует в создании радио- и телепрограмм; организует брифинги и презентации для членов правительства, оппозиционных политических сил, политических и промышленных организаций, а также ведет образовательные и тренинговые программы.

Опыт применения инновационной разведки за рубежом США SAIC (Science Applications International Corporation) Область деятельности – научные разработки в области безопасности и обороны. Среди заказчиков: Пентагон, ЦРУ, АНБ и т.п. В 1996г. SAIC, по поручению правительственных ведомств США организовывал конкурс на проведение научно-исследовательских работ - «Российские технологии мониторинга». Эта программа осуществлялась в Российской Федерации в целях совершенствования национальных и международных мер мониторинга за соблюдением международных соглашений по ограничению, запрещению и уничтожению различных видов оружия массового поражения и его нераспространению. Однако, о количестве утекших «мозгов», технологий в результате этой программы, остается только догадываться.

Опыт применения инновационной разведки за рубежом США Область деятельности: научные разработки в целях Северо-Атлантического Альянса The NATO Research and Technology Organisation (RTO) Канада Defence Research and Development Canada Область деятельности – научные разработки в области безопасности и обороны. Defense Advanced Research Projects Agency Агентство передовых оборонных исследовательских проектов это агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах. Перед DARPA была поставлена задача сохранения военных технологий США передовыми. DARPA независима от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно верховному руководству Министерства обороны.

Опыт применения инновационной разведки за рубежом Китай В Китае существуют две государственных информационных системы: Система научно-технической информации (СНТИ), которая принадлежит Государственной комиссии по науке и технологии; Система экономической информации (СЭИ), подчиняющаяся Государственной комиссии по планированию. Каждая из них имеет собственные подразделения по анализу информации. СНТИ была основана в 1956 году и насчитывает сотрудников по всей стране. Она предоставляет информационно-разведывательную поддержку для государственных научно-технических исследований, инженерных проектов и перспективного государственного планирования. СЭИ была создана в 1986 году и насчитывает сотрудников. Ее главная роль в том, чтобы оказывать поддержку государственным организациям в области экономического анализа и прогнозирования.

Опыт применения инновационной разведки за рубежом Япония Правительство Японии в 1957 г. организовало Японский научно-технологический информационный центр (JICST- Japanese Information Center of Science and Technology), который ежегодно анализирует журналов, в том числе 7000 зарубежных, технических отчетов и докладов и рассылает более резюме. Корпоративный опыт: Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в фирме "NEC" информационной работой в 80-х годах постоянно занимались 250 человек. В фирме "Mitsubishi" З0 человек занимаются патентами, 50 человек занимаются только технологией и т.д.

Положение дел с ИТР в бизнесе Не так давно, на форуме специалистов по бизнес-разведке был проведен опрос, на тему: Какое место в разведсистеме вашего предприятия занимает Технологическая разведка? Технологическая разведка нашему предприятию не нужна! 6.67% Данный вид разведки нашему предприятию нужен, но нет ресурсов и средств % Технологическая разведка нам нужна и мы ее постоянно ведем % Я не знаю что такое технологическая разведка % Мы применяем методы промышленного шпионажа %

Инновационная (технологическая) разведка Экономическая (бизнес, деловая, конкурентная) разведка сбор и анализ информации из разных источников, для выработки управленческих решений, направлена на снижение деловых рисков и повышения конкурентоспособности организации. Проводится в рамках закона и с соблюдением этических норм. Инновационная разведка – составляющая часть конкурентной разведки, объектом исследования которой являются: ноу-хау (патенты, технологии, торговые марки, промышленные образцы, формулы и т.п.), а также люди принимающие участие в создании ноу-хау (изобретатели, испытатели, а также инвесторы). Цель инновационной разведки – поиск, мониторинг, контроль новых технологий и решений в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

Место технологической разведки в компании Инновационный менеджмент предприятия Технологическая разведка

Основные технологии инновационной разведки Технологический форсайт Технологический скаутинг Патентный мониторинг (сканинг) Куда идти? Как идти? Куда и как пошли другие?

Форсайт (Foresight) - предвидение Форсайт – дополнительный (мало используемый в России) метод получения информации о тенденциях развития отрасли. В конце 1950-х гг. отдельные методы Форсайта начали применять в США, в основном для военно-стратегических оценок, опираясь на известный метод DELPHI. Позже Форсайт стали активно развивать в Японии и Европе, используя сценарное планирование, экспертные обсуждения (фокус-группы, мозговые штурмы). Собственно Форсайт как форма активного прогнозирования возник в 90-х гг. прошлого века. Форсайт - это процесс построения видения будущего, предвидение или активный прогноз. Это системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке, технологиях, экономике, социальных отношениях, культуре. В основу Форсайта заложено несколько базовых принципов. 1. Вовлеченность различных общественных сил - бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества в обсуждение и составление долгосрочных прогнозов, стратегий развития. 2. Коммуникация участников. 3. Концентрация на долговременном периоде. 4. Координация. Оценки развития науки и технологий даются в связи с экономическими и социальными изменениями. 5. Согласие. Необходимость слаженной работы бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к консенсусу на основе разработанных специалистами сценариев развития общества; 6. Системность процесса, основанная на структурированных размышлениях экспертов. Специально подчеркивается, что Форсайт - это не совсем прогнозирование (forecasting), так как производится не только учеными, а представителями всего общества.

Технологический скаутинг – поиск технологий Технологический скаутинг выполняет две основные функции. Во-первых, с помощью этого метода выявляют научные и технологические новшества, которые могут быть использованы в интересах компании. Скаутинг может иметь направленный характер (технологический мониторинг), то есть исследование в специализированных технологических областях, или ненаправленный характер (сканнинг технологий), то есть исследование новых технологических возможностей в областях, еще не освоенных технологическими возможностями компании. Во-вторых, скаутинг облегчает или осуществляет сорсинг технологий. Источник:

Патентный мониторинг (сканинг) Разведка по открытым источникам - OSINT 1. Изучение печатной периодической прессы и тематических изданий 2. Интернет-разведка -Мониторинг тематических журналов и печатных СМИ -Мониторинг отраслевых каталогов -Мониторинг научных альманахов и дайджестов -Мониторинг «Желтой» прессы -Мониторинг онлайновых баз данных патентов, торговых марок, промышленного дизайна -Мониторинг отраслевых сайтов -Мониторинг форумов и блогов -Выявление новых интернет-ресурсов -Мониторинг компаний и персон в Интернет -Мониторинг технологий в Интернет и т.п.

Бенчмаркинг 1. Сравнение собственных бизнес-процессов и технологий с технологиями конкурента 2. Изучение продукции конкурента 1.Изучение технологий НИОКР (R&D) 2.Изучение технологий внедрения инноваций 3.Изучение технологий HR 4.Изучение технологий продвижения, маркетинга ноу-хау и т.п. 1.«Контрольная закупка» 2.Разбор продукции 3.Технические испытания и т.п.

Разведка на выставках Этапы: 1.Подготовка 2.Проведение мероприятия 3.Анализ результатов Для конкурентной разведки выставки и конференции уникальный шанс получить максимальный результат за минимальное время. Происходит это потому, что множество конкурентно нужных или конкурентно опасных людей, которые обычно разбросаны географически и укрыты за барьером из секретарей и охраны, на выставке становятся доступны. Более того, на выставке заранее известно место и время появления этих людей, к тому же они внутренне настроены на общение. Прежде всего, на таких мероприятиях идет охота на таких людей, как руководители компании и ее технические специалисты.

HUMINT Использование разведывательной сети Пример Deutsche Telekom AG Участник разведывательной сети: 1) Внутренние исследователи 2) Внешние исследователи 3) «Академики» (Теоретики) 4) «Производители» Используемые стимулы (мотивация): Для 1): - Признание (одобрение, похвала) - Денежные премии в системе вознаграждения Для 2): - Оплата за подходящую технологическую находку - Возможность карьерного (профессионального) роста Для 3): - Признание - Возможность совместных исследовательских проектов Для 4): - Развитие фирмы/компании (бизнеса) - Увеличение объема продаж - Возможность сотрудничества

Анализ связей Позволяет выявить: 1.Родственные связи 2.Дружественные связи 3.Профессиональные связи 4.Каналы финансирования 5.Каналы лоббирования 6.Участников бизнес-проектов 7.Недоброжелатели 8.Криминальные связи и т.п.

Проблемы специалистов БР при работе с потребителем услуг 1.Отсутствие четких целей. 2.Недостаток времени, чтобы удовлетворить запросы всех пользователей. 3.Разные потребности у разных пользователей. 4.Информация «придерживается» и не сообщается коллегам. 5.Организационные барьеры. 6.Нечетко определены потребители информации. 7.Отсутствие обратной связи. 8.Недостаточный бюджет. 9.Трудно добиться встречи с топ-менеджерами.

Промышленный шпионаж Промышленный шпионаж – незаконная деятельность основанная на криминальных методах получения информации, таких как: 1.подкуп (подкупаются лица, способные передать документацию или образцы продукции по интересующей тематике); 2.шантаж (в отношении тех же лиц); 3.кража (документов или продукции); 4.диверсия (временный или постоянный вывод из строя образцов продукции, людей или предприятий конкурента); 5.тайное физическое проникновение на объект конкурента, связанное с умышленным преодолением рубежей защиты, созданных конкурентом для обеспечения сохранности информации или продукции. 6.хищение информации с помощью незаконного использования технических средств снятия информации (прослушивание чужих телефонных линий, незаконное проникновение в чужие компьютерные сети и т. п.). Бизнес-разведка не имеет ничего общего с промышленным шпионажем!

Дезинформация и оперативная игра Кадр из фильма «Duplicity» В России шел под названием «Ничего личного» Известный случай дезинформации, когда американцы подсунули нам полную документацию по IBM PC (причем тупиковую ветвь), а М.Шкабардня (с помошью Политбюро ЦК КПСС) зарубил ВСЕ отечественные разработки вычислительных машин.

Профессиональные объединения разведчиков 1.SCIP – Общество Профессионалов Конкурентной Разведки Форум Бизнес-Разведчиков

Полезные интернет-ссылки: - Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности - United States Patent and Trademark Office - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам - Google Patent Search - Patent Searching and Inventing Resources Более полный список ссылок см. в раздаточном материале.

Выводы: 1.Если вы инновационное предприятие и не ведете разведку – вы топчитесь на месте! Так как не представляете, куда движется технический прогресс в вашей отрасли! 2.Инновационная разведка – составляющая конкурентной разведки и способна повысить конкурентоспособность предприятия! 3.Бизнес-разведка – универсальный инструмент по выработке управленческого решения и снижения деловых рисков!

О компании «Р-Техно»

Структура группы Р-Техно

Международная сеть

ООО «Р-Техно» Р-Техно – головное предприятие управляющее проектами в сфере экономической разведки и минимизации рисков. Бизнес-разведка: - проверка юридических лиц; - проверка физических лиц; - финансовые расследования; - внутрикорпоративные расследования; - выявление бизнес- структуры компании; - выявление организационно штатной структуры компании; - выявление угроз со стороны партнеров и сотрудников; - изучение платежеспособности контрагентов; - создание службы конкурентной разведки.

Пример бизнес-структуры компании

Пример визуализации связей физ.лица

ООО «ДьюМаркс» Duemarx – первая маркетинговая компания на российском рынке объединившая в себе технологии due diligence и маркетинга. Маркетинговая разведка: - рыночные исследования; - конкурентные исследования; - моделирование потребительского опыта; - оценка привлекательности отрасли; - поиск деловых партнеров; - ценообразование; - брендинг. В 2008 году компания «ДьюМаркс» была награждена дипломом - «Инновационным продуктом года»

ООО «ДьюМаркс» имеет опыт работы в различных отраслях начиная от сельского хозяйства до металлургической и нефтяной промышленности.

ООО «Стратегия Антаго». Стратегия Антаго – компания специализирующаяся на управлении экономическими конфликтами. - корпоративные конфликты; - правовые конфликты; - долговые споры; - информационные конфликты; - прогнозирование конфликтов

Эффективно Каждая 4-я проверяемая нами компания не готова выполнить взятые на себя обязательства, а каждый 6-й сотрудник способен нанести серьезный урон бизнесу. Проводимые нами проверки оправдали себя на практике и эффективны для предотвращения финансовых угроз.

Достоверно Высокая достоверность информационных продуктов осуществляется благодаря сопоставлению данных сразу из нескольких источников.

Вклад в развитие отрасли. Группа Р-Техно – активно работает над развитием рынка бизнес разведки в России. - компанией в 2003г. создан отраслевой портал по бизнес-разведке; - эксперты Р-Техно активно привлекаются для комментариев как на радио так и на телевиденье; - сотрудниками компании выпущено несколько книг; - сотрудники компании активно публикуются в СМИ; - специалисты компании проводят обучение и тренинги.

Заслуженно Клиентами Компании стали более 10 общественных (негосударственных) организаций и объединений, около 40 крупных финансово-промышленных групп, более 150 средних и около 240 малых предприятий различных отраслей промышленности. Среди них:

Контактные лица Ромачев Роман Владимирович Генеральный директор Тел.: +7 (903) roman [at] romachev.ru Рогачева Елена Юрьевна Заместитель генерального директора Тел.: +7 (495) office [at] it2b.ru