Д.пед.н., профессор Макарова Наталья Владимировна makarova@ibispb.rumakarova@ibispb.ru mak234@mail.ru mak234@mail.ru (812)571-60-44

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 С Е М И Н А Р МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Ведущие: Наталья Владимировна Макарова - руководитель.
Advertisements

Программа Макаровой Н.В. и профильное обучение Октябрь Омск 2007.
Д.пед.н., профессор Макарова Наталья Владимировна (812)
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
1 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Непрерывное обучение информатике в школе на базе учебно-методического.
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
Методист по информатике ОМС Гончарова А.А. Реализация ОБУП по предмету «Информатика и ИКТ» в учебном году.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
1 ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ Морозова Елена Владимировна
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Информатика в 5-7-х классах Томск, 2010 Образовательный центр «Школьный университет »
Учебно-методический комплекс обеспечения преподавания информатики в основной и полной средней школе И.Г.Семакин.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Стандарт Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Начальное общее образование (Приказ.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Основные принципы календарно- тематического планирования Кудрявцев Вадим Леонидович, учитель информатики и ИКТ, председатель ГМО учителей информатики г.
Экспертиза реализуемого в ОУ содержания образования.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в МОУ СОШ 2 города Каргополя Пахомова Наталья Евгеньевна, заместитель директора.
УМК по информатике для 8 – 11 классов, разработанные авторским коллективом под руководством И.Г.Семакина.
Транксрипт:

д.пед.н., профессор Макарова Наталья Владимировна (812) Непрерывное обучение информатике в школе на базе учебно-методического комплекта «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» (базовый уровень) Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой С Е М И Н А Р

Содержание семинара 2 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 1.Концепция построения курса и основные содержательные линии дисциплины «Информатика и ИКТ» 2.Анализ соответствия требований Государственного образовательного стандарта и ЕГЭ 3.Расширение базового уровня 4.Методическое обеспечение учителей. Структура нового интерактивного диска УМК

Историческая справка Авторский коллектив – преподаватели с большим опытом преподавания школьной информатики Авторский коллектив – преподаватели с большим опытом преподавания школьной информатики 1997 г. - начало работы 1997 г. - начало работы 1998 г. - первый вариант комплекта 1998 г. - первый вариант комплекта 2001 г. - второй вариант комплекта 2001 г. - второй вариант комплекта 2003 г. – изданы методические пособия для учителей по основному курсу 2003 г. – изданы методические пособия для учителей по основному курсу г.г.- переработанному комплекту «Информатика и ИКТ» присвоен гриф МО РФ и учебники вошли в федеральный перечень г.г.- переработанному комплекту «Информатика и ИКТ» присвоен гриф МО РФ и учебники вошли в федеральный перечень 3 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Учебно-методический комплект «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» ИНФОРМАТИКА 4 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

5

6 2. Концепция построения курса и основные содержательные линии дисциплины «Информатика и ИКТ» Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

7

8 В информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения «Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» Философский словарь «Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» Философский словарь

Умение человека работать с информацией определяет: Уровень его информационной культуры; Уровень развития мышления; Успех в профессиональной карьере. 9 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Системно-информационная концепция. изучение законов функционирования информации об объектах, процессах, явлениях. 10 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Информационный подход в науке Надо научиться: выделять объекты и отбирать необходимую о них информацию обрабатывать и передавать информацию Технические средства Компьютерные программные комплексы Как это делать? создание индустрии производства и обработки информации;

Системно-информационная концепция 11 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Основные идеи системного подхода: 1.Формулировка цели 2.Определение проблемы в целом 3.Использование моделирования для поиска решений 4.Анализ последствий каждого решения Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих единую целостность Системный подход – исследование объектов как системы

Системно-информационная концепция Модель исследуется по критерию: адекватности (соответствие модели заданной цели); степени чувствительности модели к внешним воздействиям. 12 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Инструментальная основа – компьютерная технология Основной метод - построение обобщенной модели, отображающей все воздействующие факторы

13 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой РЕАЛЬНЫЙ МИР ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА (КАРТИНА МИРА) КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА ОБЪЕКТ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТЫ- ИНСТРУМЕНТЫ КОМПЬЮТЕР

СИСТЕМА БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ 14 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Объект Информационная модель Система Информация Информационный процесс Технические и программное обеспечение компьютера Технические и программное обеспечение компьютера Модель Компьютерная модель

Основные этапы исследования в информатике на базе системного подхода Задание цели исследования; Отбор информации об объекте как едином целом или как системе для построения информационной модели; Выбор программной среды и построение компьютерной модели; Компьютерное моделирование; Анализ результатов и синтез (принятие решения). 15 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Преподавание информатики на основе системно-информационной концепции позволяет учителю помимо основных задач дисциплины «Информатика и ИКТ»: сформировать основы системного подхода; сформировать основы системного подхода; обеспечить интеграцию знаний из разных предметных областей за счет организации межпредметных связей; обеспечить интеграцию знаний из разных предметных областей за счет организации межпредметных связей; закрепить полученные знания из других предметных областей. закрепить полученные знания из других предметных областей. 16 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ ИНФОРМАТИКИ СРЕДИ ВСЕХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Основные цели школьного курса информатики и ИКТ Формирование информационной культуры школьника; Развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей; Обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов; Интеграция знаний разных предметных областей. 17 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

18 Основные содержательные линии дисциплины «Информатика и ИКТ» Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

19 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Компьютер Архитектура компьютера Процессор Внутренняя память Внешняя память Периферийные устройства Компьютерная сеть Кодирование информации Логические основы построения компьютера ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Информация Информационный процесс Объект Система Среда Класс Классификация Модель Информационная модель Моделирование Компьютерный эксперимент ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Алгоритм Программа Файл, папка Системная среда Среда программирования Инструментарий программирования Прикладная среда Компьютерный документ Редактирование Форматирование ИНФОРМАТИКА и ИКТ

20 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Теория - 20 час. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Теория - 45час. Практика - 22час. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Теория - 31 час. Практика - 78час. ИНФОРМАТИКА и ИКТ (основная школа) 204 час. = 68 час. * 3 Теория - 96 час. Практика час. Зачетные занятия - 8 час.

21 Государственного образовательного стандарта «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) и ЕГЭ для среднего (полного) общего образования 2. Анализ соответствия требований Государственного образовательного стандарта «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) и ЕГЭ для среднего (полного) общего образования Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Требования стандарта знать/понимать Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; Назначение и функции операционных систем 22 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Требования стандарта уметь Оперировать различными видами информационных объектов и соотносить результаты с реальными объектами; Распознавать и описывать информационные процессы; Использовать готовые информационные модели и оценивать их соответствие реальному объекту и целям; Оценивать достоверность информации; Иллюстрировать учебные работы с использованием ИТ; Создавать информационные объекты сложной структуры; Создавать, редактировать и пр. записи в базах данных; Наглядно представлять числовые показатели с помощью деловой графики. 23

Требования стандарта использовать в практической деятельности Эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности; Ориентироваться в информационном пространстве; Автоматизировать коммуникационную деятельность; Соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией; Эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство. 24 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

25 Анализ заданий ЕГЭ на соответствие требованиям стандарта (базовый уровень) Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

26

г.г. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ 1236 от и 56 от ). В связи с принятием федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования РФ 1089 от 5 марта 2004 г.), данный кодификатор носит временный характер и в 2008 г. будет заменен на новый, основанный на федеральном компоненте стандарта.

28 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой 2009 г. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ 1236 от и 56 от ) и стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования РФ 1089 от 5 марта 2004 г.)

Распределение заданий ЕГЭ по основным темам стандарта 29 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Распределение баллов за задания ЕГЭ по основным темам стандарта 30 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

31 Анализ заданий Для сдачи ЕГЭ требуются знания и умения Алгоритмизации и программирования; Алгоритмизации и программирования; Основ алгебры логики; Основ алгебры логики; Кодирования информации. Кодирования информации.

Анализ требований стандарта по линии «Алгоритмизация и программирование» Алгоритмизация упоминается в стандарте для основной школы. Дидактические единицы, посвященные алгоритмизации занимают 4 строки из 100 в стандарте для основной школы и 1,5 строки из 38 в стандарте для старшей школы (базовый уровень), что в обоих случаях составляет 4% дидактических единиц; Алгоритмизация упоминается в стандарте для основной школы. Дидактические единицы, посвященные алгоритмизации занимают 4 строки из 100 в стандарте для основной школы и 1,5 строки из 38 в стандарте для старшей школы (базовый уровень), что в обоих случаях составляет 4% дидактических единиц; Программирование в стандарте для основной и старшей школы НЕ упоминается; Программирование в стандарте для основной и старшей школы НЕ упоминается; 32 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Выводы Требования стандарта по информатике для базового уровня и знания, проверяемые ЕГЭ, различаются как по по содержанию, так и по по удельному весу дидактических единиц Требования стандарта по информатике для базового уровня и знания, проверяемые ЕГЭ, различаются как по по содержанию, так и по по удельному весу дидактических единиц При тех часах, что отводятся на изучение курса информатики и ИКТ по базисному учебному плану, научить алгоритмизации и программированию невозможно При тех часах, что отводятся на изучение курса информатики и ИКТ по базисному учебному плану, научить алгоритмизации и программированию невозможно ЕГЭ по информатике ориентировано на учащихся физико-математического и информационно- технологического профиля ЕГЭ по информатике ориентировано на учащихся физико-математического и информационно- технологического профиля Учащимся, осваивающим в школе базовый курс информатики, необходимы дополнительные занятия, ориентированные на решение типовых заданий ЕГЭ Учащимся, осваивающим в школе базовый курс информатики, необходимы дополнительные занятия, ориентированные на решение типовых заданий ЕГЭ 33 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Документы 1. Результаты единого государственного экзамена 2007 года: Аналитический отчет. Представлены авторы всех частей, кроме раздела «Информатика»Результаты единого государственного экзамена 2007 года: Аналитический отчет. 2. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании ИНФОРМАТИКИ в средней школе». Авторы В.Р. Лещинер, П.А. Якушкин - члены федеральной предметной комиссии по информатикеМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании ИНФОРМАТИКИ в средней школе».

Выдержки из письма Цель ЕГЭ: выделить учащихся, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Массовость ЕГЭ по Информатике: в целом по России в экзамене приняли участие только 0,24% выпускников!!!

Выдержки из письма Подтверждается разрыв между требованиями школьной программы и запросами приемных комиссий вузов. Высшие учебные заведения предъявляют завышенные требования к абитуриентам, которые невозможно реализовать без специальной подготовки, дополняющей школьный курс информатики К базовому уровню относится только 50% от общего числа заданий Информатику выбирают менее 3% выпускников региона, что четко указывает на профильный характер этого экзамена

Выдержки из письма При сканировании и распознавании ответов на задания второй части возможны ошибки обработки (!) В экзаменационных работах много ошибок, связанных с неправильным заполнением бланка ответов на вопросы второй части работы Источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Это сказывается на результатах по информатике в силу высокой роли межпредметных связей в курсе этой дисциплины. Даже эксперты не могут решить задания группы С!!!

38 3. Расширение базового уровня Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Развитие линии «Алгоритмизация и программирование» в учебно-методическом комплекте В учебнике для «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» первое знакомство с программированием – разработка виртуальных микромиров в среде ЛогоМиры; В учебнике для «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» первое знакомство с программированием – разработка виртуальных микромиров в среде ЛогоМиры; В учебнике для 8-9-х классов тема 12 «Алгоритмы»; В учебнике для 8-9-х классов тема 12 «Алгоритмы»; В практикуме для 8-9-х классов: В практикуме для 8-9-х классов: –практикум по основам алгоритмизации» (Раздел 8); –реализация алгоритмов в среде ЛогоМиры (Раздел 7). Практикум по программированию на Visual Basic для старшей школы. Практикум по программированию на Visual Basic для старшей школы. 39 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Практикум по программированию класс Практикум по программированию класс Темы 1-7 Основные инструменты среды Visual Basic Темы 8-9 Процедуры. Функции Темы Циклы. Условные операторы. Массивы Темы Работа со строками, списками, файлами 40 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

Элективный курс Компьютерное делопроизводство 41 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Первый раздел (главы 1-12) – теоретические знания по основам делопроизводства Второй раздел (главы 13-18) – практическое руководство по делопроизводству в электронном офисе

42 4. Методическое обеспечение учителей Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

43 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

44 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РАЗДЕЛ 1РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ N... Тема урока 1 Тема урока 2 Тема урока N... Тема урока 1 Тема урока 2 Тема урока S... Тема урока 1 Тема урока 2 Тема урока K...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В НАЧАЛЕ КАЖДОГО РАЗДЕЛА Цели обучения Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь Ключевые понятия Методическое обеспечение Количество часов Поурочно-тематическое планирование (описание последовательности изучения тем) 45 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЖДОГО УРОКА Цель урока; Цель урока; Опорные понятия; Опорные понятия; Новые понятия; Новые понятия; Задачи учителя; Задачи учителя; Методика проведения урока; Методика проведения урока; Домашнее задание. Домашнее задание. 46 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Концентрический метод изучения тем содержательных линий; Концентрический метод изучения тем содержательных линий; Модульность представления учебного материала для реализации собственного маршрута обучения; Модульность представления учебного материала для реализации собственного маршрута обучения; Индивидуализация обучения на компьютерной практике при групповой форме организации учебной деятельности. Индивидуализация обучения на компьютерной практике при групповой форме организации учебной деятельности. 47 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ТЕОРИИ Организация учебной деятельности на основе сочетания различных организационных форм: Организация учебной деятельности на основе сочетания различных организационных форм: Метод диалога для введения новых понятий; Метод диалога для введения новых понятий; Активная форма обучения для закрепления материала: игра, викторина, конкурс и др. Активная форма обучения для закрепления материала: игра, викторина, конкурс и др. Формулировка определений; Формулировка определений; Примеры, основанные на жизненном опыте учащихся, для объяснения нового материала; Примеры, основанные на жизненном опыте учащихся, для объяснения нового материала; Задания, направленные на индивидуализацию обучения. Задания, направленные на индивидуализацию обучения. 48 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УРОКОВ (ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕД) Цель МЕТОДИКИ - индивидуализация обучения, интенсификация учебного процесса, развитие навыков самостоятельной работы Суть МЕТОДИКИ Постановка задачи Реализация задачи в программной среде Сравнение с эталоном Индивидуальные задания Переход на следующий уровень освоения программной среды

Модели обучения 50 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Модели Всего Основная Основная + раб. тетради (5-6) Основная + раб. тетради (5-6) Сокращенная По стандарту - базовый уровень

51 Содержание интерактивного диска УМК Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой

52 Учебно-методический комплект по информатике под ред. профессора Н.В. Макаровой Макарова Наталья Владимировна (812)