Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» Биология © ООО « Баласс », 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности содержания учебников биологии в Образовательной системе «Школа 2100»
Advertisements

Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» География © ООО « Баласс », 2013.
Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» География.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Современный урок Требования ФГОС. ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Проблемно-диалогическая технология как средство формирования УУД учащихся Рябинцева И.В., заместитель директора по УВР. г. Ершов, 2012 г. Муниципальное.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
Федеральный инновационный проект: Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного.
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ: Какие качества вы хотите видеть у своего ребёнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение.
Плетенцова Е.И., зам. директора ИМЦ Красногвардейского р-на СПб ГБС(К)ОУ школа-интернат 1 им. К.К.Грота Педагогический совет «Современный урок в контексте.
Создание развивающей образовательной среды.
Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Реализация ФГОС с помощью комплекса технологий деятельностного типа опыт Образовательной системы «Школа 2100»
Педагогическая мастерская «Анализ дидактического аппарата учебников: новый взгляд с позиции ФГОС ООО» Цель: показать роль пактикоориентированных заданий.
ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
1 Построение развивающей образовательной среды как перспективная цель образовательного учреждения Информация к размышлению. (часть 2. Построение развивающей.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Транксрипт:

Роль УМК в достижении нового образовательного результата ФГОС Опыт Образовательной системы «Школа 2100» Биология © ООО « Баласс », 2013

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ © ООО « Баласс », Стихийное бедствие? Мечта? СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели «как лучше», получилось «как всегда» Поможем друг другу спасти мечту и наших детей ГОЛОСОВАНИЕ К чему ближе ваши ощущения? Скорее это: 1) «Стихийное бедствие» (преобладают плохие ожидания). 2) «Осуществление мечты» (преобладают хорошие ожидания). 3) Пока не могу определиться.

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Какова роль учебника (УМК) ? «Учебник и весь УМК – инструмент, гарантирующий получение нужного результата» Роль учебника (УМК) – главная или второстепенная? «Настоящему учителю учебник не очень-то и нужен, он и без него всё сделает, как надо!» Роль учебника (УМК) – главная или второстепенная? © ООО « Баласс », 2013

Две стратегии использования УМК Учебник – путеводитель в страну знаний. В своём дворе можно делать всё, что хочешь. В незнакомой местности лучше идти по тропе. Универсальный учебник – систематическое изложение знаний в определённой области. УМК можно использовать любыми способами при любых методиках преподавания. Наши универсальные учебники на протяжении 15 лет позволяли получать новый образовательный результат. Все необходимые для этого способы и приёмы работы были понятны только опытному учителю. Требования ФГОС сделали необходимым достижение нового образовательного результата. Каждый учитель должен освоить новые способы и приёмы работы с помощью учебника – путеводителя.

Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» – развитие личности через культуру в деятельности авторский коллектив Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач. шк. + до и после» КТО будет учить? УМК от д/с до старшей школы КАК учить? (технологии) ЧТО изучать? (содержание) ?! © Главные задачи учебников – «инструментов» для достижения нового образовательного результата: 1. Помочь самостоятельной систематизации знаний учениками – построению ими своей картины мира в виде ответов на актуальные в каждом возрасте вопросы. 2. Обеспечить учителя инструментарием для организации самостоятельной деятельности детей.

© ООО «Баласс», 2012 СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1. Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 2. Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель 3. Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4. Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕИспользование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3» и т.д., иногда с кратким комментарием. 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы. 2. Иногда отдельные тексты читаются в классе. Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности ТРАДИЦИОННЫЙУРОК

© ООО «Баласс», 2012 технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА технология ОЦЕНИВАНИЯтехнол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности УРОК ПО ТЕХНОЛОГИЯМ Учитель создаёт проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме, и определяют пути решения, поиска нового 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение 4. Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаём вопросы к тексту, ищем ответы в нём, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание.

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов (на примере биологии) Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Биология, география Технология проблемного диалога Технология оценивания – Технология продуктивного чтения – Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность

Какую особенность обнаруживаем в каждом параграфе. Пример оформления 5 класса Решаем проблему, открываем новые знания Определяем проблему урокаВспоминаем то, что знаем Сравниваем свой вывод с авторским Применяем новые знания Каков смысл этих плашек? РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели, оценка её достижения)

Что обозначают кружки разного цвета около каждого задания? РегулятивныеПознавательныеЛичностныеПредметныеКоммуникативные В учебниках мы размечаем, какое задание нацелено на предметный результат, а какое – ещё и на метапредметный

12 Поиск решения (фрагмент) – продуктивное чтение КОММУНИКАТИВНЫЕ (смысловое чтение: вычитывание подтекста, позиции автора) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (определять причины и следствия, делать выводы)

Чтобы себя оценивать, ученик должен знать, каким умением он овладевает и на каком уровне Биология, 5-й класс © ООО « Баласс », 2013

Особенности учебников биологии © ООО « Баласс », 2013

Состав УМК Учебник – путеводитель по науке Рабочая тетрадь – практикум Проверочные и контрольные работы – с указанием умений, заданий на разных уровнях Методические рекомендации Диск: конструктор проблемных ситуаций, наглядность, алгоритм формирования УУД, ссылки на презентации к каждому уроку © ООО « Баласс », 2013

УМК по биологии (ФГОС) Все учебники утверждены в 2011 году. Комплект «Школа 2100» – система учебников Учебник « Обо всём живом » (бактерии, грибы, растения) 5 класс 6 класс 7 класс Учебник « Они растут, цветут и пахнут » Учебник « От амёбы до человека » 8 класс 9 класс Учебник « Познай себя » Учебник « Порядок в живых организмах » + глава «НАУКА О ЖИЗНИ» (повторение начальной школы)

17 Учебник 5-го класса «Обо всём живом» (авторы: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.) ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ Повторение материала из курса «Окружающий мир» Знакомство со свойствами живых организмов Знакомство со всеми царствами БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ Систематический порядок изучения Попытка объяснить причины биологических явлений Пытаемся говорить на простом языке о сложных явлениях © ООО « Баласс », 2013

18 Первая особенность учебника 5-го класса – систематический порядок изучения Глава 1. НАУКА О ЖИЗНИ Глава 2. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ, § 8 Глава 3. БАКТЕРИИ – САМЫЕ МЕЛКИЕ И САМЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА Глава 4. КЛЕТКИ ЯДЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ,§ 14 Глава 4. КЛЕТКИ ЯДЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ, § 14 Глава 5. ГРИБЫ Глава 6. РАСТЕНИЯ 6.1. ВОДОРОСЛИ – СЛОЕВИЩНЫЕ РАСТЕНИЯ 6.2. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ 6.3. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ © ООО « Баласс », 2013

Вторая особенность учебника 5-го класса – опора на знания из курса «Окружающий мир»

20 Третья особенность учебника 5-го класса – знакомство с сравнительным методом и основными царствами – самый главный сухой остаток всего курса биологии Глава 1. НАУКА О ЖИЗНИ § 1. Живой организм и его свойства § 2. Экосистема – совместное «хозяйство» § 3. Почему живые организмы так разнообразны § 4. Систематика – наука о многообразии § 5. Биология и её роль в жизни человека § 6. Научные методы

Четвёртая особенность учебника 5-го класса – объяснение смысла биологических явлений § 26. Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток Для выполнения многих функций в растениях есть особые клетки Выполнение каждой из функций требует особого устройства Некоторые функции выполняет каждая клетка Некоторые функции выполняют особые группы клеток Клетки одной ткани имеют общее происхождение В состав ткани входят не только клетки, но и просветы, и межклеточное вещество Это заголовки рубрик

22 Пятая особенность учебника 5-го класса – последовательное формирование понятий полового, бесполого и вегетативного размножения Для вегетативного размножения не нужны специальные устройства, но потомков немного. При бесполом споровом размножении потомков много, но приходится расходовать вещество на специальные устройства. При половом размножении появляются новые сочетания признаков. © ООО « Баласс », 2013

23 Шестая особенность учебника 5-го класса – максимум Знакомство с жизненными циклами Эволюционный подход, или поиск гомологий (без использования термина) Знакомство с гаметофитной и спорофитной линиями в эволюции растений © ООО « Баласс », 2013

24 Учебник 6-го класса «Они растут, цветут и пахнут» (авторы: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.) Знакомство с цветковыми растениями Функциональный подход Знакомство с основными семействами и их ролью в природе и жизни человека Попытка объяснить причины биологических явлений Пытаемся говорить на простом языке о сложных явлениях Учимся сравнивать и наблюдать © ООО « Баласс », 2013

Функциональный подход легко улавливается из названия рубрик Лист большинства растений – слоистая пластинка Фотосинтез – главная функция листа Часть поступившей по ксилеме воды испаряется листом, а часть возвращается по флоэме Расположение жилок – карта движения растворов Лист должен быть жёстким, чтобы оставаться повёрнутым к свету, но при этом должен быть и податливым, чтобы уступать дождю и ветру Покровная ткань защищает от повреждений, но пропускает свет

Знакомство с основными семействами и их ролью в природе и жизни человека § 17. Мотыльковые (Бобовые) – ароматные источники белков, обогащающие почву § 18. Паслёновые – картофель и его съедобные и ядовитые родственники § 19. Капустные (Крестоцветные) – цветки похожие, а побеги и плоды разные § 20. Розоцветные (Розовые) – украшение и угощение § 21. Зонтичные (Сельдереевые) – морковь и её родственники § 22. Сложноцветные (Астровые) – соцветия, похожие на цветки § 23. Лилейные – околоцветник простой, но часто яркий § 24. Злаки (Мятликовые) – хлеб человечества

Учимся сравнивать и наблюдать

Знакомоство с растительными сообществами § 27. Лес – деревья создают особую среду § 28. Луг и степь – сплетение трав в почве и воздухе § 29. Болота – сырые и безводные § 30. Тундра – растительность высокогорий и северных широт § 31. Пустыня оживает ненадолго Болота – это сообщества наземных растений, растущих в воде Низинные болота формируются на месте водоёмов Даже находясь в воде, растения могут ощущать нехватку влаги Верховые болота формируются на склонах и сами запасают воду Иногда верховые болота пересыхают Болото – само себе летопись Болото угощает, лечит и греет Верховые болота запасают чистейшую воду

29 Учебник 7-го класса «От амёбы до человека» (авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Изучение планов строения животных (целостная характеристика вместо анализа отдельных систем органов) Главное внимание – важнейшим приспособительным особенностям каждой группы Характеристика жизненных форм животных Жизнь на суше Сила тяжести Иссушение Плоское тело Рычажные конечности Железистые покровы Дыхание легкими Соединение с позвоночником Развитие мышц Второй круг кровообращени я Трехкамерное сердце

30 Учебник 8-го класса «Познай себя» (Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Раутиан А.С.) Функциональный подход к изучению человека – взаимодействие функций при обеспечении целостности организма и гомеостаза. Появление разделов «Как обеспечивается целостность организма», «Внутренняя среда организма». Основные разделы названы, подобно Ж. Кювье, по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора и движение). Это позволяет рассмотреть любой физиологический процесс вплоть до того, что происходит в каждой клетке. Психологический раздел.

31 Учебник 9-го класса «Общая биология» (авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.) Знакомство с регуляцией биологических процессов Знакомство с регуляцией биологических процессов Подведение итогов знакомства с общей биологией на страницах учебников 5–8-го классов Подведение итогов знакомства с общей биологией на страницах учебников 5–8-го классов (5-й класс « Что такое эволюция?»; 6-й класс «Знакомство с клеткой»; 7-й класс «Биогенетический закон»; 8-й класс «Строение клетки») Главный объект изучения – иллюстрация (схема, график, таблица и т.п.) Формирование умения работать со схемами, графиками

ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – НА САЙТЕ Контакты издательства «Баласс» – секретариат – отдел реализации Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» Контакты УМЦ Контакты издательства «Баласс» – секретариат – отдел реализации Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» Контакты УМЦ