Реализация задач ФГОС начального общего образования в Образовательной системе «Школа 2100» © ООО « Баласс », 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ: Какие качества вы хотите видеть у своего ребёнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение.
Advertisements

Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100»
Современный урок Требования ФГОС. ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Создание развивающей образовательной среды.
1 Технология оценивания образовательных достижений состоит из 7-ми правил, отвечающих на основные вопросы оценивания: ЧТО? Решение задачи КТО? Ученик +
1 Как организовать контроль на уроке в соответствии с технологией оценивания учебных успехов?
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г.Ершова Саратовской области» Денискина Л. Н.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
Транксрипт:

Реализация задач ФГОС начального общего образования в Образовательной системе «Школа 2100» © ООО « Баласс », 2013

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ © ООО « Баласс », Стихийное бедствие? Мечта? СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели «как лучше», получилось «как всегда» Поможем друг другу спасти мечту и наших детей

Какие качества вы хотите видеть у своего ребёнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться её Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье … Федеральный государственный образовательный стандарт о новом образовательном результате РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ЛИЧНОСТНЫЕ результаты © ООО « Баласс », 2013

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Какие качества Вы хотите видеть у своего ребёнка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Сравните с тем, что в ответ на этот вопрос называют в любой аудитории от Камчатки до Калининграда уже 8 лет Сравните с тем, как всё это называется во ФГОС! Совпадают ли государственный и социальный заказы к школе? Это ли не «мечта»! Самое главное!!! Новый результат теперь будут проверять. Требования ФГОС к системе оценки порождают новые задания на проверку действий! Они уже сделаны в начальной школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НУЖЕН НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ЭТО ОЧЕРЕДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ? ФГОС 2009, 2010, 2012 гг. « Р азвитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат образования» В чём принципиально изменились требования к результату? Готова ли к этому система образования? © ООО « Баласс », 2013

ОТВЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100» © ООО « Баласс », 2013

Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» – развитие личности через культуру в деятельности авторский коллектив Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач. шк. + до и после» КТО будет учить? УМК от д/с до старшей школы КАК учить? (технологии) ЧТО изучать? (содержание) ?! © Главные задачи учебников – «инструментов» для достижения нового образовательного результата: 1. Помочь самостоятельной систематизации знаний учениками – построению ими своей картины мира в виде ответов на актуальные в каждом возрасте вопросы. 2. Обеспечить учителя инструментарием для организации самостоятельной деятельности детей.

Цель ОС «Школа 2100» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Концепция «Педагогика здравого смысла» (А.А. Леонтьев, 1995 г.)

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ОС «ШКОЛА 2100» Метапредметные результаты – сформированные УУД Регулятивные Коммуникативные Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания - Технология продуктивного чтения - Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Программа духовно- нравственного воспитания и развития

ЧТО ТАКОЕ «учебник нового поколения»? Цель Методи- ческий аппарат Подача матери- ала (текст) СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний Объяснить всё так, чтобы ученик понял и запомнил Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей Традиционный учебникУчебник нового поколения НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнёры в деятельности Новая развивающая цельДиагностичностьТехнологичность

Какую особенность обнаруживаем в каждом параграфе? Пример оформления учебника 3 -го класса Решаем проблему, открываем новые знания Определяем проблему урокаВспоминаем то, что знаем Сравниваем свой вывод с авторским Применяем новые знания Каков смысл этих плашек? РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели, оценка её достижения)

Что обозначают кружки разного цвета около каждого задания? Регулятивные УУДПознавательные УУДЛичностные результаты Предметные результатыКоммуникативные УУД В учебниках мы размечаем, какое задание нацелено на предметный результат, а какое ещё и на метапредметный

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС в ОС «Школа 2100» а) через предметное содержание © ООО « Баласс », 2013

ФГОС провозглашают новые развивающие цели, но как их достичь? ФГОС (2009): цель – «компетентный деятель»; «Школа 2100» (1999): цель – функционально грамотная личность Главные образовательные результаты: ФГОС (2009) личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД); «Школа 2100» (2004): общеучебные умения Предметные результаты: ФГОС (2009) – система действий с предметным содержанием; «Школа 2100» (2000) – предметные линии развития Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями

15 Главное средство достижения целей – работа с ПРОДУКТИВНЫМИ заданиями Осмысли цель задания (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис. …) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых, …, во-вторых, …» и т.д. Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что, на твой взгляд, люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3-й кл.) Перескажи текст о Петре I =

Как найти время для развития УУД, если мы не успеваем осваивать даже содержание? Содержание предметов насыщено огромным количеством фактов, понятий, закономерностей Число учебных часов сокращается, а ученики должны освоить те же объёмы информации плюс ещё и формирование УУД!!! 16 © ООО « Баласс », 2013

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В XXI ВЕКЕ ВОЗРАСТАЕТ Предположим, вы захотели купить мобильный телефон. Будем ли мы, как нас учили раньше, внимательно читать всё? НЕТ, В ВЕК ИНФОРМАЦИИ ВОСТРЕБОВАНО УМЕНИЕ ИСКАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД) 80 млн страниц (!) Где же в них содержится истина?

Обычный учебник дети должны «съесть» целиком, правда, выйдя из класса, они его часто «выплёвывают». 18 В нашем учебнике дети выбирают то, что им интересно. Надеемся, что они лучше усвоят то, что сами выбрали. О каком принципе работы с содержанием учебника идёт речь?

В русском языке и математике принцип минимакса используется иначе Сначала изучается минимум, а потом (если осталось время и уровень класса позволяет) – максимум.

20 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы © ООО « Баласс », 2013

«Да кто про этот минимакс знает? Как им пользоваться?» ПРАВИЛА НА ОБЛОЖКЕ УЧЕБНИКА: Каждому надо учиться выбирать главное и интересное! Не всё, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить! ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА: 1. Определить минимум ближайшего урока (по программе, специальным страницам учебника и т.д.) 2. Выделить в параграфе минимум (правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.д.) и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием. 3. Распорядиться максимумом (остальное содержание параграфа): если успеем – хорошо, если нет – не страшно, не будем это читать и делать и не будем задавать на дом!!!

22 Определение минимума Как мы можем определить минимум? С помощью таблицы требований в дневнике. С помощью программы, а также методических рекомендаций. С помощью учебника (перечень умений на с. 7) Объяснять действие притяжения Земли на предметы С помощью вывода в параграфе Понятие, которое нужно запомнить

Реализация ФГОС в ОС «Школа 2100» б) через образовательные технологии деятельностного типа © ООО « Баласс », 2013

© ООО «Баласс», 2012 СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1. Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 2. Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель 3. Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4. Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕИспользование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3» и т.д., иногда с кратким комментарием. 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы. 2. Иногда отдельные тексты читаются в классе. Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности ТРАДИЦИОННЫЙУРОК

© ООО «Баласс», 2012 технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА технология ОЦЕНИВАНИЯтехнол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности УРОК ПО ТЕХНОЛОГИЯМ Учитель создаёт проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме, и определяют пути решения, поиска нового 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение 4. Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаём вопросы к тексту, ищем ответы в нём, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание.

26 Немного теории: проблемный диалог Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы. + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведёт к нужному результату коротким путём - Меньше творчества А если в диалоге участвуют только 3–5 активных детей? + Каждый третий-четвертый вопрос диалога (или задание) давать для работы в парах: «Полминуты посовещайтесь в парах и договоритесь, какой ответ (или формулировку вопроса) вы даёте». Потом спрашиваем 3–4 пары!!!

27 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания: ) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы Один факт/ мнение Другой факт/ мнение ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА: «Почему …?» Ключевые слова версий Мы ЗНАЕМ: выполнение задания про пройденному материалу (у доски, с места) Надо УЗНАТЬ: План: 1. … 2. … 3. … Систематизация нового знания на доске по ходу открытия: а) в схеме б) в таблице в) списком и т.п.

Примеры проблемно- диалогических уроков © ООО « Баласс », 2013

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО СЛОВАРЮ © ООО « Баласс », 2013

Русский язык. 2 кл.

34 Пример проблемной ситуации (задание с затруднением ) Знакомимся с основным вопросом урока Катя придумала задачу: в вазе лежало 4 яблока. Несколько яблок взяли. Сколько яблок осталось? Составьте выражение и ответьте на вопрос задачи. ?! Как в выражении обозначить число взятых яблок? Как найти значение выражения? Узнаём новое Петя, решая задачу Кати, начал рассуждать так: количество яблок, взятых из вазы, не названо, значит, это неизвестное число. Обозначим его х. При этом х не может быть больше 4… Продолжите рассуждение Пети и ответьте на основной вопрос урока. Отвечаем, проверяем себя по тексту. Учебник «Математика», 2-й класс Выражения с переменной

35 Примерный алгоритм подготовки проблемно- диалогического урока 1. Отобрать минимум – новые знания данного урока. 2. Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие умений). 3. Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока (+ версии решения). 4. Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы, и планирование поиска решения. 5. Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами. 6. Спланировать выражение решения проблемы. 7. Подготовить задания на применение нового знания.

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология? Метапредметные: 1.Регулятивные: умение решать проблемы. 2.Коммуникативные: умение вести диалог. 3.Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п. 4.Личностные: в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. © ООО «Баласс», 2013.

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст). 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая своё понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других. Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и перескажите. (Зачем мне это?) Б. Ответьте, кто действует в этом тексте, что делает, когда. (Только фактуальная инф.) В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов непонятна?...)

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Предположение, о чём будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение). Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении для того, чтобы: -задать вопрос автору по прочитанному (В); -предположить ответ (О); -при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя (П). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта), в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов, информации, выраженной в явном и неявном виде, с помощью активных приёмов на трёх этапах работы с текстом!

Пример. Литературное чтение, 1-й кл. 1. Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (В Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок бересты на берёзе, остальная береста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обратишь. (П Вот что это такое!) Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) (О Ответ-предположение.) 2. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. (П Проверка. Вот что на самом деле нашёл герой в трубочке!) Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? (О Ответ- предположение.) «Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватит орех, чтобы не выпал». М. Пришвин «Берестяная трубочка» До чтения. Понятно заглавие? Можно ли найти трубочку на рисунке? Во время чтения. Диалог с автором: В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения по прочитанному тексту.

Продолжение примера. Литературное чтение, 1-й кл. 3. Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. (П Проверка своего предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!) Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: (В Интересно, какое?) под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. (П Вот какое открытие!) Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (Выход на подтекстовую информацию.) Сколько открытий сделал писатель? А вы? (Концептуальная информация.) После чтения. В тетради соединим с частями рассказа загадочные заголовки: 1) Удивительная трубочка. 2) Как же орех туда попал? 3) Ещё одно открытие. … М. Пришвин «Берестяная трубочка»

Пример: чтение учебного текста. МАТЕМАТИКА, 1-й кл..

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? 1.Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. 2.Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. 3.Личностные: в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения. 4.Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму). © ООО « Баласс », 2013.

ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам. 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

44 Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (задача, задание)». Оценка – словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика). Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за выполнение полноценного задания – каждого в отдельности). Пример. Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за выполнение одного задания от начала до конца. Первое правило разводит два понятия и ориентирует на новый результат.

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания отметку определяет учитель. Ученик имеет право скорректировать эту отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

46 Правило 2. САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ Вопросы к ученику: 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?» (Подробнее см. технологию.)

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки 1-й шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см. принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учёбе). 2-й шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания лёгкое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы. МИНИ МАКС

Формирование умения самооценки (начало) 1-й шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке 1–3 учеников). 2-й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задаёт ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): 1. Задание? (Приучаем помнить цель.) 2. Выполнил? (Учим сопоставлять цель и результат.) 3. Правильно? (Учим признавать ошибки.) 4. Сам? (Учим анализировать процесс исполнения.) 5–6. Какая отметка? (Учим различать уровни, корректируем отметку.)

3-й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса. 4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Примечание. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение. 5-й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано. Формирование умения самооценки (окончание)

Использование сформированного умения самооценки 1-й шаг. Планируя урок, учитель перестаёт сокращать предметный материал. 2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой ответ следует ответ ученика: «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке 4 – хорошо» и т.п. Если мнения ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою отметку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ УСПЕШНОСТИ? Максимальный уровень (НЕобязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований, «превосходно». Повышенный уровень (обязательно оценивается) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, что необходимо всем. Это «хорошо», но не «отлично».

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например : Необходимый уровень «хорошо», но не «отлично». Повышенный уровень приближается к «отлично»; «отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ5- и 6-балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6

Контрольные работы по предметам Общий вид заданий в НОВЫХ контрольных работах: по уровням, на выбор ученика. Формулировка задания (указание проверяемого умения из требований программы). Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо», но не «отлично»). Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»). Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»).

54 Какие образовательные результаты обеспечивает технология оценивания? 1.Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности. 2.Коммуникативные: умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. 3.Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы. 4.Личностные: толерантное отношение к иным решениям. © ООО « Баласс », 2013.

А МОЖНО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО РАЗВИВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? © ООО « Баласс », 2013.

Три стратегии достижения новых образовательных результатов 1-я стратегия 1-я стратегия: понадеяться на авторов, которые предусмотрели в своих учебниках достижение УУД школьниками. (Мы предлагаем так действовать при работе с «Букварём»: работайте по методическим рекомендациям с соблюдением технологий, и у вас всё получится.) 2-я стратегия 2-я стратегия: используя методический аппарат учебников и УМК, во всём разобраться самим, чтобы можно было тонко настраивать работу по формированию УУД. (Мы предлагаем действовать так на всех предметах с 1-го класса.) 3-я стратегия 3-я стратегия: вместе с учениками работать по формированию УУД. (Мы предлагаем так действовать, начиная со 2-го класса.) © ООО « Баласс », 2013.

57 Важнейшую роль в развитии УУД играет такое МЕТАпособие, как Дневник школьника

Как развивать УУД на уроках? 1. Выбрать одно УУД на неделю по таблицам, приведённым в дневниках «Школы 2100», то, что наиболее важно сейчас (слушать друг друга, оценивать свой результат, сравнивать что- либо и т.д.) 2. Обсудить важность этого действия с учениками и записать как цель на недельный разворот дневника: «На этой неделе мы будем стараться…» 3. Каждый день давать задания на это действие: минимум на двух разных уроках по одному заданию, эпизоду, ситуации с обязательной рефлексией: что и зачем мы делаем, чему учимся? 4. В конце недели отрефлексировать результат и поставить новую цель: научились или нет? Повторяем на следующей неделе или ставим новую цель?

Самооценка новых результатов Личный еженедельник первоклассника (с. 118–121) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные

А КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ФГОС В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ? (Главные идеи программы духовно- нравственного воспитания и развития в «Школе 2100») © ООО « Баласс », 2013.

«ДОБРЫЕ ДЕЛА» ВЛАСТЬ СМИ ТВОРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУГ ОБЩЕНИЯ СЕМЬЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА СПЛАНИРОВАННЫЕ – задания, мероприятия с выбором поступка СПОНТАННЫЕ – ситуации и поступки с реагированием на них ПРИРОДА ЗДОРОВЬЕ ТРУД Творчество Наука Базовыеценности идеал ВОСПИТАНИЕВ ШКОЛЕ Воспитательные задачи Принятие или отторжение СТРАНА Патриотизм Гражданственность Солидарность Культура. Человечество КРАСОТА ДОБРО Человек. Семья

Что авторы «Школы 2100» подготовили в помощь педагогам, реализующим ФГОС? Скачать на сайте

Что ещё мы подготовили для реализации ФГОС? Серия «Как мы учимся?» «Всё узнаю, всё смогу» (проекты) «Я открываю знания» (пробл. диалог) «Понимаю смысл текста» (прод.чтение) «Оцениваю свои успехи» (тех.оцениван.)

Обучение УУД с помощью анимаций Метапред- метная диагностика Предметные контрольные (умения и уровни) Таблицы и отчёты по новым результатам ФГОС Домашние тренажёры к контрольным АПРОБАЦИЯ

САЙТ – средство оперативной поддержки Рабочие программы по предметам для 5– 9-го классов (ФГОС) С августа 2012 года – выкладываем поурочные метод. рекомендации по всем предметам для 5-го класса (ФГОС)

ИТАК, ФГОС – БЕДСТВИЕ ИЛИ МЕЧТА? Мы давно мечтали о таком стандарте. Теперь главное – не утопить светлые идеи в бумажном море отчётности. Для этого всем руководителям, от завуча до министра, нужно помнить: свободных и достойных детей смогут воспитать только свободные и уважаемые учителя!!!

ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – НА САЙТЕ Контакты издательства «Баласс» – секретариат – отдел реализации Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» Контакты УМЦ Контакты издательства «Баласс» – секретариат – отдел реализации Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» Контакты УМЦ