Русский язык и литература в Образовательной системе «Школа 2100». Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Advertisements

Создание развивающей образовательной среды.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
«Школа – 2100» Современное направление развития образования.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Толмачева С.М., руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ 9 г. Амурска 1 февраля 2012 г.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ. Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционный урок Традиционный урок 1.Проверка.
Транксрипт:

Русский язык и литература в Образовательной системе «Школа 2100». Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Темы для обсуждения 1. Функционально грамотная личность как сквозная цель обучения во ФГОС и в Образовательной системе «Школа 2100». 2. Особенности непрерывного курса русского языка в ОС «Школа 2100». 3. Особенности непрерывного курса литературы в ОС «Школа 2100». 4. Образовательные технологии ОС «Школа 2100» как средство формирования УУД обучающихся.

1. Функционально грамотная личность как сквозная цель обучения во ФГОС и в Образовательной системе «Школа 2100»

Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» – развитие личности через культуру в деятельности авторский коллектив Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач. шк. + до и после» КТО будет учить? УМК от д/с до старшей школы КАК учить? (технологии) ЧТО изучать? (содержание) ?! ©

Цель «Школы 2100» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей « Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». «Человек, способный решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Концепция «Педагогика здравого смысла» (1995) А.А. Леонтьев

6 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие, прочные ЗНАНИЯ ФГОС 2009, 2010 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Главное – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий».

ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 7 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предметных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Личностные ценностно- смысловые установки основы гражданской идентичности ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации Система оценки результатов ФГОС: КИМы, проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия! (Сделано в нач. школе, меняются ГИА и ЕГЭ.)

8 Новые стандарты провозглашают новые развивающие цели, но КАК их достичь? ФГОС (2009): цель – «компетентный деятель» Школа 2100 (1999): цель – функционально грамотная личность Главные образовательные результаты: ФГОС (2009–2012) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные «Школа 2100» (2004) – общеучебные умения Предметные результаты: ФГОС (2009) – система действий с предметным содержанием «Школа 2100» (2000) – предметные линии развития Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями

2. Особенности непрерывного курса русского языка в ОС «Школа 2100»

Руководители авторского коллектива: член-корр. РАО, доктор пед. наук профессор БУНЕЕВ Рустэм Николаевич доктор пед. наук БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна Впервые одним авторским коллективом создан непрерывный курс русского языка на основе единых линий развития. Основная цель – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения, развитие функциональной грамотности средствами предмета. Классы:

Специфика предмета «Русский язык» в ОС «Школа 2100» Цель – практическая речевая деятельность на родном языке Объект изучения – язык Основной метод – наблюдение над языком Научный подход – на основе наблюдений научиться понимать законы языка и правила его употребления в речи

Руководитель авторского коллектива: доктор пед. наук, профессор ЛАДЫЖЕНСКАЯ Таиса Алексеевна Впервые создан непрерывный курс риторики: специальная система обучения эффективному и результативному общению. Программа школьной риторики включает: речеведческие понятия (виды общения, качества речи, речевые жанры и т.д.); инструментальные знания о способах коммуникативной деятельности; нравственно-риторические идеи. Классы:

Пример диагностичности целей: единые линии развития (компетенции) через предметы Риторика ФИЛОЛОГИЯ Нравственное самоопределение Общение Литература ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ ЯЗЫК КАК СПОСОБ (ФОРМА) ОБЩЕНИЯ ЯЗЫК КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ Личностные результаты Коммуникативные УУД Русский язык Овладение языком и речевой деятельностью Познавательные УУД ОБЩЕНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК 1–4 5–9 10–11 Грамотное и эффективное пользование русским языком в устной и письменной речи Осознание русского языка как национального достояния Приобретение и систематизация знаний о языке ЦЕЛИ – ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ средствами предмета РУССКИЙ ЯЗЫК Коммуникативно-деятельностный подход

Познавательные УУД 1ЛР: первичные навыки работы с информацией 2 ЛР: дальнейшее овладение родным языком 6ЛР: знания о языке как основа речевой деятельности Языковая/лингвистическая компетенция Приобретение и систематизация знаний о языке

Коммуникативные УУД 3ЛР: умения различных видов устной и письменной речи 4 ЛР: овладение орфографией и пунктуацией (грамотной письменной речью) 5ЛР: понимание и анализ текстов Коммуникативная компетенция Грамотное и эффективное пользование русским языком в устной и письменной речи

Личностные результаты 7ЛР: осознание себя носителями языка как части культуры 8 ЛР: развитие чувства языка Культурологическая компетенция Осознание русского языка как национального достояния

Как поставить предметные цели урока с учётом деятельностного подхода? Тема: Разбор слова по составу Предметные компетенции (линии развития): 1. Коммуникативная (использование языка как средства общения) Умение: читать, понимать, создавать, обогащать… 2. Языковая/лингвистическая (овладение системой языка, всеми его уровнями) Умение: находить, определять, различать, разбирать, писать… 3. Культурологическая (формирование мировоззрения, национальной ментальности) Умение: осознавать, чувствовать, выражать «дух народа» Цели урока – научиться: 1. Коммуникативная = 3ЛР: понимать тонкость смысловых оттенков, вносимых частями слова, обогащать словарный запас и грамматический строй речи 2. Языковая/лингвистическая = 6ЛР: разбирать слова по составу с опорой на законы их образования, определять значение частей слова, анализировать схемы состава слова и подбирать слова к схемам. 3. Культурологическая = 7ЛР: осознавать красоту и богатство русского языка, создаваемые его словообразовательными средствами

1. Определить тип урока. 2. Определить предметные цели. 3. Соотнести тип урока, предметные цели и УУД. Примечание: а) в структуру уроков открытия нового знания заложены регулятивные УУД; б) в структуру уроков развития речи заложены коммуникативные УУД. Как поставить цели урока с учётом УУД?

Методические рекомендации к учебникам «Русский язык» 1–9-го классов М/п: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; преобразовывать информацию (строить алгоритм действия), обосновывать «шаги» рассуждения, соотносить информацию, представленную в разных формах (модели, слова, графические образцы). М/к: излагать своё мнение, корректировать его, договариваться о совместных действиях (работать в группе), контролировать и оценивать свои действия и действия партнёров в группе. Как поставить цели урока с учётом УУД? Тема: Разбор слова по составу

21 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

Учебники «Русский язык», 1–9-й классы Принцип минимакса Деятельностный характер: – в структуру параграфов заложены технологии проблемного диалога и продуктивного чтения; – в методический аппарат учебников и пособий – разноуровневые продуктивные задания, проектные/исследовательские задачи. Методологические основы построения УМК по русскому языку

Основа УМК русск. яз. – продуктивные задания Алгоритм решения продуктивных задач Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст/илл.) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последоват. …) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых…» и т.д.) Составь рассказ (рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы Спишите, объясняя известные вам орфограммы. Расположите вопросы в нужном порядке (дополните своими вопросами, уберите «лишние» вопросы) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Ответьте на вопросы = ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Примеры продуктивных заданий на уроках русского языка Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Сравни два способа записи одной и той же информации. Какой удобнее для тебя? (Познавательные УУД) На основании названия темы и ключевых слов предположи, какие вопросы будут рассмотрены на уроке (Регулятивные УУД) Прочитай и ответь на следующие вопросы … Выучи правило в рамке Назови имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (Познавательные УУД)

3. Особенности непрерывного курса литературы в ОС «Школа 2100»

Новые цели – сформировать читателя, через чтение научить общению, развить эмоции, приобщить к отечественному и мировому культурному наследию, сформировать интерес к чтению. Первыми осуществили обновление содержания литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!). Технология продуктивного чтения учит общаться с автором через текст, вычитывать смыслы и определять своё отношение к прочитанному. Классы: Руководители авторского коллектива: член-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор БУНЕЕВ Рустэм Николаевич доктор пед. наук БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна

28 ЛИТЕРАТУРА 1–4 5–9 10–11 Самостоятельная интерпретация литературного произведения (понимание, эмоциональная и нравственная оценка) Приобщение к литературе как искусству слова (понятия теории литературы) Приобретение и систематизация знаний об истории литературы, книгах, писателях Функциональная грамотность (получение текстовой информации, различные виды чтения) Приобщение к читательской культуре (эстетический вкус, самостоятельный выбор) ЦЕЛИ – ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ средствами предмета ЛИТЕРАТУРА

Основная цель изучения литературы в школе – формирование умений: · читать; · комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; · создавать собственный текст. Развитие указанных умений, овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), а затем и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного необходимы школьникам для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности.

Литература как искусство словесного образа (Героический характер в литературе…) Художественный мир (Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика в литературе... Дневники, письма и сны героев... Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе) Художественная речь Литературные роды и жанры Литературный процесс

Основу литературы в школе составляет чтение и изучение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко- литературные знания. Литература в школе взаимодействует с другими учебными предметами: развивает речевую культуру учащихся, формирует эстетическое отношение к окружающему миру; обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

– приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; – формирование их представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; – развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы и отражённых в них явлений жизни; – воспитание культуры речи учащихся.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ литературоведческий подход проблемно- тематический подход историко- хронологический (культурологический) подход ОСНОВА ДЛЯ ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАЛОЖЕНА В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ (программа, учебник, лекция учителя, дополнительные источники)

не оставляют ученика равнодушным (идея Льва Толстого: «Верен лишь тот образ преподавания, которым довольны ученики»); ориентированы на разных учеников (и тех, кто не хочет получать плохих отметок, и тех, кто ищет себя в гуманитарной сфере, и тех, кто хочет научиться получать удовольствие от общения с книгой, познавать себя и самореализовываться); личностно ориентированы (обращение к каждому, предлагаются разные формы и способы общения). не оставляют ученика равнодушным (идея Льва Толстого: «Верен лишь тот образ преподавания, которым довольны ученики»); ориентированы на разных учеников (и тех, кто не хочет получать плохих отметок, и тех, кто ищет себя в гуманитарной сфере, и тех, кто хочет научиться получать удовольствие от общения с книгой, познавать себя и самореализовываться); личностно ориентированы (обращение к каждому, предлагаются разные формы и способы общения).

Цель – помочь школьнику быть квалифицированным читателем (самое страшное преступление против литературы – нечтение). Научить понимать текст (неправильно понял – значит не понял) – это проблема номер один. Текст литературного произведения, текст учебника, литературно-критической статьи – инструмент обучения, как для математика – текст задачи, учебника. Понимание – основа успешной коммуникации, и самое трудное в нашем деле – НАУЧИТЬ понимать. Понимание не предшествует обучению, оно само есть результат. Цель – помочь школьнику быть квалифицированным читателем (самое страшное преступление против литературы – нечтение). Научить понимать текст (неправильно понял – значит не понял) – это проблема номер один. Текст литературного произведения, текст учебника, литературно-критической статьи – инструмент обучения, как для математика – текст задачи, учебника. Понимание – основа успешной коммуникации, и самое трудное в нашем деле – НАУЧИТЬ понимать. Понимание не предшествует обучению, оно само есть результат.

4. Образовательные технологии ОС «Школа 2100» как средство формирования УУД обучающихся

ЧТО ТАКОЕ «учебник нового поколения»? Цель Методи- ческий аппарат Подача матери- ала (текст) СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: передача знаний Объяснить всё так, чтобы ученик понял и запомнил Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей Традиционный учебник Учебник нового поколения НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие умений, способов действий, личностных качеств Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнёры в деятельности Новая развивающая цельДиагностичностьТехнологичность

Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнёру » Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстов Проектная технология (компетентностные/исследовательские задачи): модели реальных жизненных ситуаций с предметным содержанием

Жизненные задачи ЖИЗНЕННАЯ ЗАДАЧА (5–6-й класс) 1. Ситуация. Подготовка к спартакиаде. 2. Ваша роль. Спортивный обозреватель. 3. Описание ситуации. В спартакиаде будут принимать участие спортсмены, занимающиеся различными видами спорта. Это будет яркий и запоминающийся праздник. При проведении соревнований по отдельным видам спорта необходим соответствующий комментарий, который даст чёткое представление о каждом из них. 4. Результат. Заметки об отдельных видах спорта (борьба, лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, фехтование, стрельба, игровые командные виды спорта и др.), в которых должны быть использованы причастия разных разрядов в краткой или полной форме. Помни: причастие может переходить в существительное, например, нападающий (причастие) игрок – нападающий (сущ.). Примечание. Заметки может сопровождать презентация с видеоматериалами и ключевыми словами – причастиями.

Исследовательские задачи ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА (7–9-й класс) Ситуация. Продолжение работы над Словарём языкового расширения. Ваша роль. Исследователь-лексикограф. Описание ситуации. Для выражения высокой оценки качества какой-либо работы нередко приходится использовать наречия образа действия, меры и степени. Проведите опрос среди друзей, знакомых, родителей: «Как бы вы сказали, если бы вам что-то очень понравилось: поступок, книга, стихи, музыка, фильм, песня». Составьте словник, введя пометы (нейтр., разг., жарг., инд.-авторск. и т.д.), отметьте частотность употребления одних и тех же слов. Распределите слова по группам: наречия и слова, не являющиеся наречиями по грамматическим признакам. Данная работа продолжит начатые вами исследования лексики в 5–6-м классах. Результат. Мини-словарь наречий, выражающих высокую оценку качества.

развитие регулятивных УУД Решение проблемы Оценка результата Материал для наблюдения за новой закономерностью в различных языковых ситуациях, позволяющий вывести новое определение (правило) Новое задание в начале урока: затруднение, побуждающее к формулированию новой темы, вопроса, плана урока Формулировка правила (определения), проверка по учебнику Продуктивные задания к тексту произведений, которые дают возможности для осмысления текста и формулирования своих мыслей Диалог перед разделом, представляющий противоположные мнения, побуждающие к формулированию проблемы Выводы в конце изучения произведения, позволяющие ученику сравнить свои оценки с мнением авторов, критиков и т.д. Определение проблемы Примеры технологичности учебников и пособий. Поддержка проблемно-диалогической технологии: Русский язык Литера- тура

Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом. задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3. Объяснение: «Итак, слушайте внимательно» 4. Закрепление: «Повторите, что…? Когда …?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: «С одной стороны, …, но с другой – …»; «Что вас удивляет?»; «Какой возникает вопрос (проблема)?» 2. Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель – обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС). Средство – открытие знаний вместе с детьми. Е.Л. Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

43 Определяем основной вопрос урока Прочитай предложения парами из каждого столбика. Что в них общего? У него денег кот наплакал. Кот мяукал тихо и жалобно. В разговорах он собаку съел. Сын давно просил купить собаку. Объясни смысл предложений в первом столбике. Говорится ли в них о животных? Выпиши словосочетания, которые можно заменить одним словом. Прочитай название темы и попробуй предположить, какими признаками должны обладать фразеологизмы. Задай вопросы по теме урока. Решаем проблему, открываем новые знания Сравни выражения в левом и правом столбиках. Ловко, хитро обмануть. Обвести вокруг пальца. Неожиданно появился. Как с неба свалился. Можно ли вывести значения выражений в правом столбике из отдельных слов? Попробуй заменить одни слова другими (обвести вокруг … руки, головы). Что получилось? Какой вывод ты можешь сделать? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Сформулировать определение фразеологизмов, назвать их отличительные признаки. РЕШЕНИЕ: 1. Неизменный порядок слов, нельзя заменить одно слово другим (устойчивость). 2. Общий смысл не складывается из значений отдельных слов. 3. Переносное значение отдельных слов. Пример проблемного диалога Пример проблемного диалога «Фразеологизмы», 6-й кл., § 1. Фразеологизмы ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (формулировать своё мнение, находить общее решение)

Какую группу новых результатов прежде всего развивает проблемный диалог? 1.Регулятивные – умение решать проблемы: цель – решение. 2.Коммуникативные – вести диалог. 3.Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст). 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая своё понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других. Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и ответьте на вопросы. Б. Перескажите содержание. В. Главный приём анализа текста на уроке – беседа (система вопросов предлагается учителем). (Зачем мне это?)

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение). Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы: -задать вопрос автору текста (В); -предположить (спрогнозировать) ответ (О); -при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя (П). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта), в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. Технология продуктивного чтения Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде

ПРАКТИКУМ КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, ДИАЛОГ С АВТОРОМ

Прихрамывая (В Почему? Что случилось? О), они спускались к речке (Путь явно был долгим и сложным.), и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись (Не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) среди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения. В Ради чего?) Плечи им оттягивали тяжёлые тюки, стянутые ремнями... – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. ( П Значит, патроны кончились, именно к тайнику они стремятся. В Догадались, почему хотя бы два? О П ) Голос его звучал вяло, без всякого выражения… его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил. Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. (Представили?) В его глазах появилось выражение страха… «Любовь к жизни» Джек Лондон (Литература, 5-й кл.) До чтения. Понятно заглавие? О какой любви идёт речь? Во время чтения. Диалог с автором: В – задай вопрос автору. О – спрогнозируй ответ. П – проверь себя по ходу чтения.

1.Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора). 2.Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. 3.Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения. 4.Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму). Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает продуктивное чтение:

Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: учитель ТО учебных успехов ЧТО: умение по применению знаний в ходе выполнения заданий КТО: ученик (самооценка) и учитель в диалоге + ещё 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Технология оценивания учебных успехов Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной деятельности

Немного теории: минимум правил технологии оценивания 1-е правило. Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний. 2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге: 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель? 2-й шаг. Удалось получить результат? 3-й шаг. Справился полностью правильно (или с ошибкой)? 4-й шаг. Справился самостоятельно или с помощью? 5-й шаг. По каким признакам мы отличаем «5», «4», «3»? 6-й шаг. Какую ставишь себе отметку?

ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – НА САЙТЕ Контакты издательства «Баласс» – секретариат – отдел реализации Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» Контакты УМЦ Контакты издательства «Баласс» – секретариат – отдел реализации Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» Контакты УМЦ