Подготовила: учитель начальных классов «МОУ Средняя общеобразовательная школа 3 г.Красноармейска Саратовской области» Карандина Г.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие об имени числительном Ахметшина Н.Ю. учитель русского языка и литературы гимназия 148 им.Сервантеса г. Санкт-Петербург Ахметшина Н.Ю. учитель русского.
Advertisements

Имя числительное.. Познакомимся с именем числительным как частью речи. Научимся находить числительное в тексте. Узнаем о количественных и порядковых числительных.
Русский язык. 4 класс Имя числительное. НОШ Каражар Урок 1.
Программа «Начальная школа 21 век» Русский язык. 4 класс Имя числительное. Общее значение. Автор: Шуликова Н.Н. МОУ ВСОШ 2 Урок 1.
ПОНЕДЕЛЬНИК Неделя Не + делати по – «после». Давай подумаем Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножить,
Тема: «Имя числительное» Учитель: Величко Елена Николаевна МБОУ гимназия 5 Г. Морозовск Ростовская область.
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Добрый день ! Желаю удачного дня и веселого настроения ! веселого настроения !
Понятие об имени числительном Урок - лабиринт в 6 классе. Русский язык.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Выполнила: Мантюхина Н.О.. Цель - формирование навыков употребления порядковых числительных в речи. Задачи : 1) обучение различению количественных и порядковых.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Игра «Третий лишний» 1) один, одиночка, одиночество; 2) пятёрка, пятерня, пять; 3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Что такое числительное? Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете, отвечает на.
Обобщающий урок по теме: «Имя числительное» Подготовила учитель начальных классов ЗОШ14 г.Мелитополь Бессалова Ирина Сергеевна.
Урок русского языка Автор-составитель: Мартынова Татьяна Дмитриевна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Шереметьевка Саратовской области Тема:
Тема: Имя числительное как часть речи. Кластер Таблица вопросов Фишбоун Синквейн.
Подготовила Евсейчик Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Стахановской СОШ 32.
Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. ма3ца = маТРИца 100лица = СТОлица.
И мя числительное
Транксрипт:

Подготовила: учитель начальных классов «МОУ Средняя общеобразовательная школа 3 г.Красноармейска Саратовской области» Карандина Г.И.

Информация об уроке Тема: « Имя числительное ». Раздел: « Как устроен наш язык ». Учебник: русский язык: 4 класс: в 2 ч. Ч.2/ С.В.Иванов и др. –М.:Вентана-Граф, Словарь: орфографические словари русского языка.

Работа с пословицей Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как понимаете пословицу? Какое задание по русскому языку можно предложить, используя пословицу? Определите части речи. Расскажите кратко, что вы знаете о каждой части речи? Легко ли вам было выполнять это задание? Почему?

Распределение слов по заданным группам (Рубрика,,Давай подумаем) Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножить, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы. Имена сущ. Имена прилаг. ГлаголыМестоимени я Наречи я

Проверка Имена сущ. Имена прилаг. ГлаголыМестоимени я Наречия карандашидеревянныйcчитатьонвдалеке пеналбыстрыйумножитьтызавтра партаумныйвычитатьвыдосуха

Подумайте! Какие слова вы не выписали? Почему? К какому выводу пришли?

Тема урока: «Имя числительное»

Подпишите картинки, указывая количество предметов.

Проверка Что получилось? Одна мышка, две подружки, пять тигрят. Как можно записать? Цифрой и словом. Что объединяет эти слова? Обозначают количество предметов при счете, отвечают на вопрос: « Сколько? », относятся к одной части речи.

Подумайте! Как учитель физкультуры определяет количество учащихся, присутствующих на уроке? Продемонстрируем это у доски. Какие слова прозвучали? Первый, второй, третий, четвертый, пятый. Что объединяет эти слова? Называют порядок предметов при счете. Это числительные. Что их отличает от слов предыдущего задания? Отвечают на вопрос: « Какой? ».

Заполните карточку 1 группа2 группа Количество предметов при счете.Порядок предметов при счете. Сколько?Какой? Имя числительное.

Проверка Сравните свое определение с тем, что предлагают авторы учебника. Ваши выводы? Ваши рекомендации? Дополните определение.

Общее понятие о числительном Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой?

Количественные числительные Числительные, которые обозначают количество, называются количественными, например: один, два, три... пять... десять... двадцать... сто... двести сорок семь. Они отвечают на вопрос « Сколько?»

Исследовательская работа 1 Измените по родам количественные числительные: один, два, пять, восемь. Попробуйте найти еще количественные числительные, которые изменяются по родам. Измените по числам числительные: один, два, пять, восемь. Как вы думаете, есть ли еще количественные числительные, которые изменяются по числам? Измените по падежам количественные числительные: один, два, пять, восемь. Какую интересную особенность заметили при склонении?

Продолжение работы Разберите предложения по членам предложения. Четыре не является нечетным числом. Семью восемь-пятьдесят шесть. Разделите сорок пять на девять. Какими членами предложения могут быть количественные числительные?

Количественные числительные. Вывод. Количественные числительные (кроме числительного один) изменяются по падежам так же, как существительные, например: пять, пяти, пятью и т. д. Числительное один в большинстве падежей имеет окончания, как у прилагательного (одного, одному и т. д.). Количественные числительные отличаются от имён существительных и прилагательных следующими особенностями: 1) не имеют рода и не изменяются по родам (кроме числительных один, два, оба, полтора); 2) не имеют формы числа (кроме числительного один).

Синтаксическая роль В предложении количественные числительные могут быть подлежащими (Одиннадцать не делится на два без остатка), дополнениями (Умножьте три на пять), именной частью сказуемого (Пятью пять – двадцать пять), несогласованными определениями (Фото шесть на девять).

Порядковые числительные Числительные, которые обозначают порядковый номер предмета, называются п о р я д к о в ы м и, например: первый дом, второй вагон, третья машина, четвёртое издание книги, двадцать пятый параграф.

Исследовательская работа 2 Изменяются ли по родам, числам и падежам порядковые числительные: первый, второй, четвертый, седьмой. На какую часть речи они похожи? Какими членами предложениями являются порядковые числительные в следующих предложениях: Я подошел к пятому вагону. Мой вагон был восьмой.

Порядковые числительные. Вывод. Порядковые числительные по своим морфологическим характеристикам, по синтаксической связи с существительными и по значению очень близки к прилагательным: они изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с определяемыми существительными; в предложении они бывают определениями или именной частью сказуемого, например: Мы подошли к пятому вагону. Наш вагон был восьмой.

Самостоятельная работа 1 группа Стр.77 упр.2 2 группа стр.78 упр.4 Прочитайте стихотворение. Найдите имена числительные. Объясните, как вы выполняли задание. Выпишите имена числительные. Выполните вторую часть задания. Ответьте на вопрос. Проверьте работу по эталону. Письменно ответьте на вопросы. В каких ответах вы используете количественные числительные, а в каких порядковые? Как вы определяете вид числительного? Проверьте работу по эталону.

1 группа. Проверка. Неделя. Вместе с другом захотели Мы однажды подсчитать: Сколько дней у нас в неделе – Три, четыре или пять? Мы до вечера пыхтели, Но найти ответ сумели, И ответа нет верней: Ровно семь в неделе дней. (В.Степанов)

Три, четыре, пять, семь. Вопрос: сколько? Понедельник – первый день недели, вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – шестой, воскресенье – седьмой. В стихотворении встретились количественные числительные, а в предложении – порядковые.

2 группа. Проверка. Мне десять лет. У меня день рождения четырнадцатого марта. Я учусь в четвертом классе. В нашем доме пять этажей. Я живу на третьем этаже. Порядковые числительные: четырнадцатого, в четвертом классе, на третьем этаже. Количественные числительные: десять, пять. Измените числительные по числам, родам и падежам. К какому выводу пришли?

Это интересно! Древнерусские имена Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.

Вратарь-хоккеист Владислав Третьяк

Домашнее задание (по выбору) Вспомнить как можно больше пословиц и поговорок, в состав которых входят числительные. Подобрать фразеологизмы, в состав которых входят числительные. Вспомнить названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. Подобрать загадки, в состав которых входят имена числительные.

Обобщение - Что изучает раздел «Морфология»? (части речи) - Сколько частей речи в русском языке? (10) - К какой части речи относится слово десять? (числительное) - Что такое числительное? - Что вам известно о числительных?

Рефлексия деятельности Какова была цель нашей деятельности? Достигли ли мы ее? Что способствовало достижению цели? Что мешало? Каковы ваши пожелания? Какие советы дадите учителю по организации следующего урока?

Информационные источники 1.Майл.ру. Картинки. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов. В2 ч.Ч2.Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация/Н.В.Костромина, К.А.Николаева и др.; Под ред.Л.Ю.Максимова.-М.: Просвещение, с. Русский язык:4класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов и др. –М.:Вентана-Граф, с.:ил.-(Начальная школа ХХI века).