Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 49» г. Рязани.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Advertisements

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
ДВОЕТОЧИЕ в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ в бессоюзном сложном предложении (тренажер)
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Вспомним: По количеству грамматических основ предложения делятся на… (простые и сложные) Простыми называются предложения… (в состав которых входит одна.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Урок 18 Тире в бессоюзном сложном предложении. Теоретический материал Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: Тире.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Урок - презентация МАОУ СОШ 10 Курганинский район ст.Петропавловская Учитель Бойко О.А.
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Презентация «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Дополнительный материал к уроку русского языка УМК любой Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Сочинение на лингвистическую тему по цитате Л.Т.Григорян о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе.
Транксрипт:

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 49» г. Рязани

Я крикнул они побежали. Я крикнул,они побежали. Я крикнул : они побежали. Я крикнул - они побежали.

Проверим работу I группа II группы 1.а, г, д 2. а – второе предложение дополняет смысл первого; д – отношения причины 1.а, в, г 2.а – условные отношения; г – вывод, следствие

Проверим работу III группы IV группы 1.а, б, в 2.б – причинные отношения; в – второе предложение поясняет смысл первого 1.а, в, г 2.а – время; г – вывод, следствие

Равноправные части отделяются друг от друга знаками препинания: Двоеточие Тире Запятая, точка с запятой 1) [ ] : [причина ]. = потому что, так как, ибо 2) [ ] : [пояснение]. = а именно 3) [ ] : [добавочное действие ]. = и увидел, и услышал, и почувствовал 4) [ ] : [дополнение]. = что 1) [ ] : [причина ]. = потому что, так как, ибо 2) [ ] : [пояснение]. = а именно 3) [ ] : [добавочное действие ]. = и увидел, и услышал, и почувствовал 4) [ ] : [дополнение]. = что 1) [ ], [ ]. = одновременность действий 2) [,| |, ], [, ]. = части распространены, осложнены 1) [ ], [ ]. = одновременность действий 2) [,| |, ], [, ]. = части распространены, осложнены 1) [время] – [ ]. = когда 2) [условие] – [ ]. = если 3) [ ] – [вывод, следствие]. = поэтому, следовательно 4) [ ] – [противопоставление]. = а, но 5) [ ] – [быстрая смена событий или неожиданный результат]. 6) [ ] – [сравнение]. = словно, будто 1) [время] – [ ]. = когда 2) [условие] – [ ]. = если 3) [ ] – [вывод, следствие]. = поэтому, следовательно 4) [ ] – [противопоставление]. = а, но 5) [ ] – [быстрая смена событий или неожиданный результат]. 6) [ ] – [сравнение]. = словно, будто Бессоюзные сложные предложения

Алгоритм применения пунктограммы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, нужно: 1) выделить грамматические основы и разбить данное сложное предложение на простые; 2) определить смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного, вставив подходящий союз на место знака препинания:

Алгоритм применения пунктограммы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Последовательность, одновременность событий (между этими предложениями можно поставить союз И) Другие смысловые отношения Значительно ли распространены, есть ли запятые внутри простых? Причина Дополнение Пояснение Добавочное сообщение Причина Дополнение Пояснение Добавочное сообщение Противопоставление Время Условие Вывод Быстрая смена событий Противопоставление Время Условие Вывод Быстрая смена событий Да Нет Ставьте точку с запятой Ставьте запятую Ставьте двоеточие Ставьте тире

«Кто последний?» 1 и 3 группы « условие – следствие » 2 и 4 группы «противопоставление одного явления другому » Вспомните и назовите пословицу, соответствующую схеме:

Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное сложное предложение, в котором употребляются: а) двоеточие; б) тире. а) Неутомимо хотелось пить … б) Вражеского отряда не было видно … в) Погода стоит переменчивая … Конструирование предложений

Поменяйте местами части бессоюзного сложного предложения и запишите, расставляя знаки препинания. а) Время сеять овёс: распустилась берёза. б) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озером шёл небольшой дождь. в) Кто-то зажёг спичку – мелькнул огонёк. г) Ноги вязли по щиколотку – идти было трудно. Распустилась берёза - время сеять овёс. Где-то за озером шёл небольшой дождь - широкая радуга стояла над лесами. Мелькнул огонёк: кто-то зажёг спичку. Идти было трудно: ноги вязли по щиколотку. Проверим задание

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Тёмный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые. 1. Ставится двоеточие, т. к. вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение 2. Ставится тире, т. к. содержание второй части противопоставляется содержанию первой 3. Ставится тире, т.к. вторая часть имеет значение вывода 4. Ставится запятая, т. к. перечисляются одновременно происходящие явления

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Любите книгу ( ) она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей. 1. Ставится двоеточие, т. к. вторая часть поясняет содержание первой 2. Ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первом 3. Ставится тире, т.к. в предложении содержится противопоставление 4. Ставится запятая, т.к. перечисляются последовательно происходящие события

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. 1. Ставится двоеточие, т.к. вторая часть сложного предложения имеет значение причины 2. Ставится тире, т.к. вторая часть сложного предложения имеет значение причины 3. Ставится тире, т.к. вторая часть сложного предложения имеет значение следствия 4. Ставится тире, т.к. в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части

4. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении: Запомните ( ) ни один злой человек не бывает счастлив. 1. Ставится двоеточие, т. к. вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части 2. Ставится тире, т.к. первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части 3. Ставится тире, т.к. содержание второй части противопоставляется содержанию первой 4. Ставится двоеточие, т. к. вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение пояснения, дополняет, раскрывает содержание первой

5. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие 1. Он гость ( ) я хозяин. 2. Варвара прислушалась ( ) донёсся шум вечернего поезда. 3. Проснулся ( ) уже светло. 4. Наступила весна ( ) появились первые цветы на поляне.

6. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире. 1. Пробовал бежать ( ) ноги не двигались. 2. Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти. 3. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки ( ) мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса. 4. Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло ­ жении? Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4. Обобщающее слово стоит перед однородными члена ­ ми предложения.

8. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие? 1. Богатому не спится богатый вора боится. 2. Это было не только горе это была полная перемена жизни всего будущего. 3.Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье всё это разнилось с нашей городской жизнью. 4. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке одним словом, везде.

9.В каком предложении не должно ставиться тире? 1. Художник Коровин был талантлив во всем он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания. 2. Простить виноватого верное решение. 3. Единственный признак жизни бесконечное кру­жево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой. 4.Вот у кур есть курятник, у лошадей стойло, у собаки конура, а только я один должен был скитаться где попало.

10. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки не расставлены.) 1. Яков запел все замерли. 2. Самое главное в человеке доброе сердце. 3. Тоска мучила Настеньку уже три года она не была дома. 4. У Лыско было своё ворчанье на зверя и своё на человека.

Домашнее задание 1. § Упражнение Тренировочные тесты «ЕГЭ-ликбез».

Интернет-ресурсы 1. Тест-практика 2. Шаблон - powerpoint/3709-shablon-powerpoint-shkolnaya- doska.htmlhttp://prezentacii.com/shablony- powerpoint/3709-shablon-powerpoint-shkolnaya- doska.html

Информационные источники 1.Бисеров А. Ю. ЕГЭ Русский язык: тематические тренировочные задания / А. Ю. Бисеров. М. : Эксмо, с. (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания). 2. Московкина Р.Н. Изучение сложного предложения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Е.М. Сергеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», , [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).