Т у к а й начал изучать русский язык Урок развития речи в 7 классе Обучающее изложение (сжатое изложение с последующим рассуждением)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Advertisements

Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Автор – Судакова С. Р.. 1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов. 2. Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ Автор-составитель О.В.Короленко ЕГЭ 9 КЛ.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Транксрипт:

Т у к а й начал изучать русский язык Урок развития речи в 7 классе Обучающее изложение (сжатое изложение с последующим рассуждением)

Цель урока: дать возможность проявить самостоятельность в использовании имеющегося у учащихся словарного запаса научить строить высказывание, учитывая ведущий тип речи и элементы других типов развивать умение запоминать чужое высказывание, сохраняя его в памяти; излагать материал обобщенно, выделять в содержании главное, избежать ненужных подробностей исходного текста; отбирать и использовать языковые средства авторского текста; грамотно оформить текст с орфографической и пунктуационной стороны раскрыть яркие черты характера Тукая, раскрывающиеся в этом тексте

Этапы урока: вступительное слово учителя, призванное создать в классе тот эмоциональный настрой, который поможет учащимся глубже воспринять содержание текста, познакомить с его автором, что будет способствовать расширению их общего кругозора выразительное чтение текста словарно-орфографическая работа, нацеленная на объяснение значений непонятных слов и выражений, комментирование слов, трудных в орфографическом плане, обоснование постановки некоторых знаков препинания беседа по содержанию, определение темы, основной мысли текста, анализ языковых средств составление плана устный пересказ по плану повторное чтение текста письменное оформление изложения

Сжатое изложение Материал излагается обобщенно. В тексте выделяется главное, пропускаются ненужные подробности и обобщаются однородные явления. Последовательность работы: 1.Внимательно прослушай текст. 2. Определи тему и основную мысль текста. 3. Вдумайся в название текста (именно в нем обычно содержится тема или идея рассказа). 4. Установи причинно-следственные связи в содержании текста 5. Определи тип речи. 6. Раздели текст на смысловые части 7. Начинай работу по сжиманию текста. Ты должен передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное. 8. Сохраняй особенности языка данного текста, используй авторские ключевые слова 9. Напиши черновик изложения, после исправления и проверки перепиши его начисто.

Его саз звучал недолго… Пушкин – море! Море – Лермонтов! В небе вечности сверкай, Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай! – так писал известный татарский поэт, гениальный татарский классик Габдулла Тукай. Его стихами и поэмами зачитываешься. Может, потому, что он сумел выразить в своих произведениях всю душу народа. Своими учителями он считал Пушкина, Лермонтова, переводил их на татарский язык. Говорят, Максим Горький плакал, слушая переводы его стихов.

Работа над текстом Сформулируйте тему и основную мысль текста Вдумайтесь в название текста Определите к какому типу речи относится текст Определите стиль речи Разделите текст на композиционные и смысловые части

Повествование с элементами описания В основе лежит рассказ о каком-нибудь событии, которое разворачивается во времени и имеет динамику и следующую схему построения: 1.Завязка 2.Кульминация 3.Развязка В некоторых пунктах схемы имеются описания чего-то или кого-то, которые помогают раскрыть содержание текста

Словарная работа По наивности – по простоте своей Приемный отец – человек, который усыновил ребенка, принял в свою семью Ошеломила – очень сильно удивила Шакирды – ученики медресе

Беседа по содержанию текста Какое событие произошло в жизни Тукая в 1896 году? Что рассказывает он о первом дне пребывания в «русском классе» медресе? Какая путаница произошла с фамилией мальчика? Почему новая школа «ошеломила» Тукая? Почему мальчику было трудно в этой школе? Как долго мальчик преодолевал трудности в обучении? Кому принадлежит «дорогое место в его сердце»?

Средства сжатия текста Обобщение однородных фактов, явлений, признаков Сокращение описаний Абзацное сокращение, т.е. выделение из абзаца главной мысли Перестраивание диалогов

План изложения 1.Событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Тукая. 2.Первый день в «русском классе» медресе в Уральске 3.Путаница с фамилией. 4.Русская школа. 5.Преодоление трудностей.

Образец изложения В 1896 году Габдулла Тукай начал изучать русский язык. Сам поэт вспоминает об этом так: «Мне было десять лет. Свою фамилию не знал, не знал и значения этого слова. Только дома от сестер я узнал, что моего отца звали Гарифом, и сказал об этом учителю. Он так и записал в журнал: «Гарифов». Но Тукай, конечно знал, кто его отец. Но он не хотел обидеть никого: ни Гарифа-муллу, родного отца, ни Мухамметвали, ни Сагъди, которые приняли его в свою семью. Русская школа ошеломила Тукая. Двухэтажный большой каменный дом с просторными классами нельзя было сравнить с медресе, где все сидели на низеньких скамейках, поджав ноги. Это уже не медресе. И учитель просто генерал! Уроки ведет совсем по- другому. Пишет буквы на доске, показывает их в книжке с картинками, заставляет переписать в тетрадь. Но вот беда: Габдулла ни слова не понимает по-русски, а другие свободно разговаривают с учителем Через несколько месяцев мальчик выучил много русских слов, стал понимать русскую речь, читать книги на русском языке. На третий год обучения Габдулла стал первым учеником в русском классе. Учитель перед шакирдами объявил: «Гарифов – кругом пять!» Он занимался с ним отдельно и давал книги для чтения. В них Габдулла впервые увидел стихи многих русских поэтов, прочел их вслух. Пушкин поразил Тукая и навсегда занял дорогое место в его сердце.

Рассуждение Какие яркие черты характера Тукая раскрываются в этом отрывке?

Образец рассуждения К личности Тукая, я думаю, можно относиться с глубокой благодарностью и постоянным удивлением. Он входит в нашу жизнь с детства, постепенно мы открываем для себя все новые грани его таланта. Тукай уже в десять лет был очень трудолюбивым, увлекающимся и любознательным мальчиком. Целеустремленность помогает ему преодолеть препятствия в изучении русского языка. За столь короткое время Габдулла смог стать первым учеником в русском классе! В данном рассказе мне открылись только привлекательные стороны личности Тукая.