Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Advertisements

Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Дисграфические ошибки при письме. Примеры. Классификации. Автор презентации учитель – логопед МДОУ детский сад 7 Алексеева Оксана Владимировна.
Транксрипт:

Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)

Задачи: Изучить психологические и речевые предпосылки процесса овладения младшими школьниками орфографическими умениями и навыками; Описать симптоматику и механизмы дизорфографии у младших школьников

Обученность; Обучаемость; Образованность на основе функциональной грамотности, воспитанности, информационной компетенции.

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка». Я.К. Грот. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Причины и механизмы ДизорфографияДизорфография- стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических процессов.

Серьёзные трудности при: - пересказывании правил своими словами; - применении правил в процессе письма; - выделении «опасного» места; - обобщении и аргументации своих ответов; - составлении связных логических текстов;

Для понимания истинного механизма имеющихся трудностей необходимы следующие условия: анализ соотношения специфических ошибок разных типов; (возможно при использовании психолого-педагогических методов). изучение взаимосвязи нарушения письма, устной речи и других психических функций; (может быть выполнено только при применении нейропсихологических методов наряду с психолого- педагогическими).

Письмо- сложный психический процесс, особый вид речевой деятельности. Сенсомоторный уровень- обеспечивает «технику» письма: - звуковой анализ слова (умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы); - анализ слова (операция установления последовательности, порядка звуков в слове); - операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой; -перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, которые осуществляются серией последовательных движений руки. Более высокий уровень- обеспечивает протекание письма как речевой деятельности (владение семантической, лексической и грамматической структурой языка). На этом уровне письмо выступает как познавательный процесс.

Структурные компоненты письменной речи 1 блок 1 блок – энергетический - регуляция тонуса и бодрствования; –При слабости функционирования данного блока страдает активность внимания, быстрая истощение и утомление. Этот блок требует двигательной нагрузки. 2 блок 2 блок – прием, переработка и хранение информации: –переработка слухоречевой информации: фонемное распознавание, опознание лексем, слухоречевая память; –переработка кинестетической информации: дифференциация артикулем, кинестетический анализ графических движений; –переработка зрительной информации: актуализация зрительных образов букв и слов; –переработка полимодальной информации: - расположение элементов букв, ориентировка на листе, зрительно-моторная координация и т.д. 3 блок 3 блок – операциональный - планирования, программирования, регуляции и контроля: –серийная организация движений; –регуляция психической деятельности

Орфографический навык Автоматизированное действие, формирующееся у школьников на основе умений и связанное с усвоением ряда правил, способов их применения в письме, а также частных операций.

Условия образования орфографического навыка Знание правил (знание формулировки орфограмм или умение рассказать содержание своими словами); Знание приёмов применения правил и умение их применять; Система упражнений, благодаря которым формируется правило.

Операции формирования орфографического навыка Расчленение общей орфографической задачи на ряд частных; Решение частных задач в определённой последовательности с опорой на прежний учебный опыт; Активное включение мнестических процессов; Включение аналитико-синтетических операций, абстракции, обобщения и умозаключения.

Неречевые процессы у детей с ОНР Неустойчивость внимания; Недостатки памяти; Неспособность к запоминанию и актуализации имеющихся знаний; Низкий уровень самоконтроля; Снижение мотивации к учебной деятельности; Трудности планирования предстоящей работы, определения путей и средств достижения поставленной цели; Удержание их в памяти определённое время.

выводы: 1. Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников. 2. Младшие школьники с дисграфией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу. 3. Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу дисграфии у детей позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.

Вывод: Недостаточная сформированность или нарушение мнестических процессов и низкий уровень развития операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, ограниченный словарный запас обуславливают тот факт, что дети с речевой патологией с трудом запоминают и применяют в практической деятельности учебную терминологию, овладевают содержанием орфограмм.