Нетрадиционные формы работы факультативного курса « Основы православной культуры. Из опыта работы учителя Основ православной культуры Муниципальной Старогольчихинской основной общеобразовательной школы. Ивановская область Вичугский район г.-
Беззубов Сергей Сергеевич - учитель Основ православной культуры.
Сегодня в обществе не затихает спор: нужен ли курс «Основы православной культуры»? В нашей школе найден положительный ответ на данный вопрос. У нас много добрых, славных традиций: краеведческая работа, работа школьного музея боевой и трудовой славы, забота о ветеранах ВОВ, туристические поисковые походы - все это прекрасно сочетается с этикой православной христианской культуры. Этот курс учит добру, просвещает, раскрывает детям богатство русской культуры.
Мои занятия ОПК - Это занятия повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности,искусства; Это занятия, построенные по концепции А.В.Бородиной с использованием краеведческого материала по истории родного края; Это занятия на факультативной основе, разнообразные по форме и посещаемые добровольно; Это занятия, обогащающие содержание учебно-воспитательного процесса в школе; Это проявление интереса к национальной истории, проблемам глобализации, сохранения традиций; Это занятия общекультурного и коммуникативного характера, способствующие приобщению к традициям и культурам других народов.
Важно, чтобы не путем воцерковления, а через нетрадиционные формы обучения ребенок прикоснулся к истокам православия, русской культуры. Поэтому основной своей ведущей педагогической идеей считаю преподавание ОПК с широким применением краеведческого материала по истории культуры родного края, с использованием самых интересных форм работы.
Факультативный курс « Основы православной культуры» выполнен в контексте реализации Закона РФ «Об образовании»; «Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации», одобренной Правительством РФ г.; Федеральной программы развития образования; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и рассчитан на преподавание в начальной школе.
Задачи курса: дать ребятам общее представление о культуре, духовно- эстетических ценностях русского народа, о православии; сформировать начальные понятия о православной вере, о народе; формировать представление о культурном единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; формировать мотивацию к учению вообще и получению знаний в области культуры и истории; повышать эрудицию ребенка; воспитывать потребность школьника в творческом участии в созидании и сохранении природы и культуры Отечества; способствовать творческому развитию ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории
Для меня главное в преподавании курса – соблюдение четырех принципов: Принципа деятельности (ученик сам получает знания через экскурсии, посещение музеев, храмов, архивов.) Принципа целостности (на занятиях идет формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире), Принципа психологической комфортности (создаю доброжелательную атмосферу) Принципа творчества (ребенок приобретает собственный опыт творческой деятельности).
Формы учебных занятий нетрадиционные. Экскурсия в природу, фотосессия, игра- путешествие, концерт, выставка рисунков «Я вижу этот мир», велосипедный поход, лыжный поход в лес, посещение храмов, игра « Города России», встречи с интересными людьми (художниками нашего края), библиотечные занятия. Обучение строится на коммуникативной основе и принципах сотрудничества (вере в свои силы, обеспечении успешности, отказе от авторитарности, обеспечении атмосферы комфортности
Урок-игра «Путешествие по страницам Основ православной культуры Посещение Воскресенской церкви
Мои краеведческие работы В поход по родному краю В мир православной культуры.
Важен для меня и деятельностный подход в обучении. Мы не только с ребятами наблюдаем за красотой родной природы, восхищаемся храмами, соприкасаемся с русской культурой, но и сами участвуем в созидании и сохранении природы и культуры родного отечества
Восстанавливаем парк Помощь детскому саду Каждой пичужке по кормушке. Не забываем ветеранов.
Участвуем в акции «Я - гражданин России» Посещение храма
К р и т е р и е м э ф ф е к т и в н о с т и д а н н о й р а б о т ы д л я м е н я я в л я ю т с я о т в е т ы у ч а щ и х с я н а ч а л ь н о й ш к о л ы : « Я м о г у у ч а с т в о в а т ь в с о х р а н е н и и и р а з в и т и и к у л ь т у р ы. Я м о г у р а з в и в а т ь с в о и с п о с о б н о с т и, э р у д и ц и ю. Я м о г у б ы т ь п о л е з е н Р о д и н е, с в о е м у н а р о д у, с в о и м б л и з к и м, м н о г и м ч у ж и м л ю д я м ».
Заботимся о памятнике погибшим воинам трудовой десант по благоустройству территории 9 мая 2009 год
Храним русские традиции
Участвуем в акции « ПАМЯТНИК»
Оценка продуктивности моего труда – через диагностику уровня воспитанности обучающихся по методике Н.П.Капустина,
в том числе диагностику их нравственной воспитанности.
Диагностика уровня нравственной самооценки показала, что в учебном году все дети имели средний уровень нравственной самооценки. В учебном году у всех учащихся высокий уровень нравственной самооценки. Ребята стали добрее в обращении со своими сверстниками и взрослыми, готовы придти на помощь своему однокласснику, если он попал в беду. Им приятно доставлять радость людям. Они готовы прощать людям их отрицательные проступки.
Таким образом, я делаю вывод, что изучение «Основ православной культуры» положительно влияет на нравственную воспитанность учащихся и повышает уровень воспитанности в целом. Отсутствие в школе правонарушителей и курящих подростков тоже очень важный для меня показатель. На протяжении последних лет, ни один подросток из нашей школы не состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Следовательно, у учащихся уже сформировано правильное отношение к негативным явлениям в обществе.