Обстоятельства, влияющие на размер санкции по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых антимонопольными органами Дмитрий Николаевич Махонин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обстоятельства, влияющие на размер санкции по делам о нарушениях антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2010 г.
Advertisements

Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Порядок назначения наказаний и их исполнение.. Общие правила назначения административного наказания Административное наказание за совершение административного.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЧАСТИЕ В КАРТЕЛЕ.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕР САНКЦИИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, РАССМАТРИВАЕМЫМ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 2007 г.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Мероприятия по противодействию коррупции г. Калининград Для просмотра слайдов нажмите F5.
Правовое регулирование в области защиты конкуренции в интересах хозяйствующих субъектов на рынке. Практика применения закона «О защите конкуренции» Дмитрий.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Административные разбирательства.
Транксрипт:

Обстоятельства, влияющие на размер санкции по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых антимонопольными органами Дмитрий Николаевич Махонин Руководитель Пермского УФАС России Пермь, 2011 Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

Большинство административных санкций за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренных в КоАП РФ, имеют нижние и верхние пределы. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке наказывается штрафом от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки юридического лица - правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (статья КоАП). Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности наказывается штрафом от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки юридического лица - правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (статья КоАП). Административные санкции

Общие факторы, влияющие на размер административных санкций 3 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. продолжение Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Общие факторы, влияющие на размер административных санкций 4 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАПстатьей 4.6 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Внутренние правила ФАС России 5 Наряду с общими нормами КоАП РФ, определяющими факторы, которые могут повлиять на размер санкций, в ФАС России используются внутренние правила. Они не носят статус нормативно – правового акта и носят рекомендательный характер. Методические рекомендации по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями и КоАП (Письмо ФАС России от г. ИА/21482). Принятие этих правил продиктовано: необходимостью формирования единых подходов к назначению санкций за нарушение антимонопольного законодательства; прозрачностью принятия решений при назначении санкций (решение о размере оборотного штрафа принимается коллективно (комиссией) как в ЦА ФАС России, так и в каждом территориальном органе ФАС России); реализацией приоритетных направлений деятельности ФАС России, в частности направление по борьбе с картелями; оказанием методологической помощи территориальным органам ФАС России. продолжение Необходимость принятия внутренних правил

Внутренние правила ФАС России 6 ПШ = БШ+(Сумма увеличивающая штраф)-(Сумма уменьшающая размер штрафа), где БШ – базовый штраф - произведение одной пятнадцатой (1/15) максимального штрафа на коэффициент тяжести, умноженное на срок, в течение которого продолжалось нарушение (Ксрок): БШ=(МШ*Ктяж*Ксрок)*1/15, Ксрок – срок, в течение которого продолжалось нарушение. Срок принимается равным одному году, если нарушение продолжалось меньше, чем один год; в случае, если правонарушение продолжалось более одного года, срок принимается равным количеству полных лет, в течение которых продолжалось правонарушение, увеличенному на 0.25 за каждый целый квартал сверх срока, выраженного в полных годах. Коэффициент тяжести (Ктяж) – величина, характеризующая степень тяжести правонарушения продолжение Формула для расчета штрафа

Внутренние правила ФАС России 7 продолжение Разновидность правонарушения в зависимости от степени его тяжести п/п Разновидность правонарушения в зависимости от степени его тяжести Коэфф ициент (Ктяж) 1. Заключение запрещенного статьей 11 Закона о защите конкуренции ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, которые привели или могли привести к: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, которые запрещены статьями 11, 16 Закона о защите конкуренции и не указаны в пункте 1 таблицы Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, которое привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и выразилось в следующих действиях: 1) установлении, поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятии товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами…..); 4)экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара….; 6) установлении финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 7) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. 3

Внутренние правила ФАС России 8 продолжение Разновидность правонарушения в зависимости от степени его тяжести п / п Разновидность правонарушения в зависимости от степени его тяжести Коэфф ициент (Ктяж) 4.4. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, которое привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и выразилось в следующих действиях (бездействии): 1)экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос……; 2) создании дискриминационных условий; 3) создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 4) ином действии (бездействии) Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, которое не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 1

Внутренние правила ФАС России 9 продолжение Обстоятельства, уменьшающие штраф п/п Обстоятельства, уменьшающие штраф Величина уменьшения штрафа 1 Правонарушитель не инициировал ограничивающие конкуренцию соглашение или согласованные действия, либо получил обязательное для исполнения указание участвовать в них 10 процентов базового штрафа 2 Правонарушитель заключил соглашение, ограничивающее конкуренцию, однако его поведение на рынке свидетельствует, что он не исполняет соглашение и его поведение можно квалифицировать как самостоятельное и конкурентное 20 процентов базового штрафа 3 Лицо нарушило запреты, установленные статьями 10, 11 и 16 Закона «О защите конкуренции», факт нарушения отражен в решении антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства, лицу выдано предписание, которое им исполнено до окончания производства по делу об административном правонарушении по статье или КоАП 40 процентов базового штрафа 4 Правонарушитель признал, что нарушил запреты, установленные в статье 10 Закона «О защите конкуренции», прекратил правонарушение и оказал помощь в проведении антимонопольным органом расследования правонарушения 100 процентов базового штрафа 5.Правонарушитель признал, что нарушил запреты, установленные в статьях 11, 16 Закона «О защите конкуренции», прекратил правонарушение и оказал помощь в проведении антимонопольным органом расследования правонарушения (за исключением случаев обращения в антимонопольный орган лиц, в отношении которых антимонопольным органом применяется освобождение от административной ответственности по основанию, указанному в примечании к статье КоАП) 100 процентов базового штрафа

Внутренние правила ФАС России 10 продолжение Обстоятельства, увеличивающие штраф п/п Обстоятельства, увеличивающие базовый штраф Величина увеличения штрафа 1. Правонарушитель повторно совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьёй или процентов базового штрафа 2.Совершение правонарушения группой лиц 50 процентов базового штрафа 3. Правонарушитель инициировал ограничивающие конкуренцию соглашение или согласованные действия 50 процентов базового штрафа 4. Правонарушитель принуждал иных лиц к совершению правонарушения либо к продолжению участия в соглашении или согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию 100 процентов базового штрафа 5. Степень тяжести правонарушения характеризуется двумя и более коэффициентами тяжести из Таблицы 1 (например, если злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке выразилось как в создании дискриминационных условий, так и в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам) 50 процентов базового штрафа 6. Правонарушитель препятствовал проведению антимонопольным органом расследования правонарушения 50 процентов базового штрафа

11 Изменения, вносимые в КоАП РФ в рамках третьего антимонопольного пакета Для применения статьей 14.31, , , Кодекса в отношении юридического лица предлагается в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств установить следующие обстоятельства: правонарушитель исполнил выданное ему антимонопольным органом предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства до окончания производства по делу об административном правонарушении; правонарушитель в письменной форме признал, что нарушил антимонопольное законодательство, прекратил правонарушение и оказал помощь антимонопольному органу в проведении расследования правонарушения. Каждое из указанных обстоятельств влечет снижение размера административного штрафа на одну четвертую от минимального размера подлежащего наложению административного штрафа. При этом указанные обстоятельства подлежат учету к величине административного наказания, составляющей половину от максимально возможного административного наказания, которое ограничивается минимальным размером административного штрафа. Смягчающие обстоятельства

12 Изменения, вносимые в КоАП РФ в рамках третьего антимонопольного пакета Для целей применения статьей 14.31, , , Кодекса в отношении юридического лица предлагается в качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств установить следующие обстоятельства: 1) продолжительность совершенного правонарушения превышает один год; 2) правонарушением причинен ущерб гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей или в результате правонарушения извлечен доход в размере более пяти миллионов рублей; 3) повторное совершение правонарушения, предусмотренного статьями – 14.33, если за совершение первого административного правонарушения юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию и с момента вступления постановления о привлечении такого юридического лица к административной ответственности прошло менее трех лет. Каждое из указанных обстоятельств влечет увеличение размера административного штрафа на одну четвертую от минимального размера, подлежащего наложению административного штрафа. При этом указанные обстоятельства подлежат учету к величине административного наказания, составляющей половину от максимально возможного административного наказания, которое ограничивается максимальным размером административного штрафа. Отягчающие обстоятельства

13 Изменения, вносимые в КоАП РФ в рамках третьего антимонопольного пакета Для целей применения статьи КоАП РФ в отношении юридического лица в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств предлагается установить следующие обстоятельства: 1) правонарушитель не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получил обязательные для исполнения указания участвовать в них; 2) правонарушитель не приступил к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения; 3) правонарушитель исполнил выданное ему антимонопольным органом предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства до окончания производства по делу об административном правонарушении; 4) правонарушитель в письменной форме признал, что нарушил антимонопольное законодательство, прекратил правонарушение и оказал помощь антимонопольному органу в проведении расследования правонарушения. Каждое из указанных обстоятельств влечет снижение размера административного штрафа на одну четвертую от минимального размера подлежащего наложению административного штрафа. При этом указанные обстоятельства подлежат учету к величине административного наказания, составляющей половину от максимально возможного административного наказания, которое ограничивается минимальным размером административного штрафа. Смягчающие обстоятельства ст

14 Изменения, вносимые в КоАП РФ в рамках третьего антимонопольного пакета Для целей применения статьи КоАП РФ в отношении юридического лица в качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств предлагается установить следующие обстоятельства: 1) организация правонарушителем ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованных действий; 2) принуждение правонарушителем иных лиц к совершению правонарушения либо к продолжению участия в соглашении или согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию; 3) продолжительность совершенного правонарушения превышает один год; 4) правонарушением причинен ущерб гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей или в результате правонарушения извлечен доход в размере более пяти миллионов рублей; 5) повторное совершение правонарушения, предусмотренного статьями – 14.33, если за совершение первого административного правонарушения юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию и с момента вступления постановления о привлечении такого юридического лица к административной ответственности прошло менее трех лет. Каждое из указанных обстоятельств влечет увеличение размера административного штрафа на одну четвертую от минимального размера, подлежащего наложению административного штрафа. При этом указанные обстоятельства подлежат учету к величине административного наказания, составляющей половину от максимально возможного административного наказания, которое ограничивается максимальным размером административного штрафа. Отягчающие обстоятельства ст

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!