Разработка и экспертиза раздела «ИТМ ГОЧС» проектов строительства ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «ЛУКОЙЛ» Управление промышленной безопасности и экологии Отдел нормативного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инженерная защита населения Инженерная защита населения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГО и ЧС ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация создания, использования и пополнения запасов.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
ГО и ЧС в ОУ. Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в области ГОЧС 1. ФЗ от « О гражданской.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
Титульный лист Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю «Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия.
Уфимский государственный нефтяной технический университет ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ.
«Развитие систем мониторинга потенциально опасных объектов ТЭК в РСЧС» Конференция «Управление технологическими рисками в ТЭК» 13 октября 2010 г. Старший.
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
О внесении изменений в земельное законодательство.
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) ДОЦЕНТ И.А. ЖМАКИН ЛЕКЦИЯ.
1 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ «Требования к муниципальным образованиям действующего законодательства в области защиты населения.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Несчастные случаи с людьми происходят в различных сферах их деятельности, и для спасения людей одних только сил и полномочий МЧС России явно недостаточно.
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
Транксрипт:

Разработка и экспертиза раздела «ИТМ ГОЧС» проектов строительства ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «ЛУКОЙЛ» Управление промышленной безопасности и экологии Отдел нормативного и экологического сопровождения проектов Ведущий специалист – к.т.н., с.н.с. Алешин Юрий Викторович, тел

Правовые основы разработки ИТМ ГОЧС при проектировании зданий и сооружений 190-ФЗ от «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с ) 190-ФЗ от «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с ) СНиП «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» СНиП «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» СНиП «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (в настоящее время носит рекомендательный характер) СНиП «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (в настоящее время носит рекомендательный характер)

Объекты, для которых с в проектной документации приводится перечень ИТМ ГОЧС Объекты использования атомной энергии Опасные производственные объекты (по 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов) Особо опасные объекты Особо опасные объекты Технически сложные объекты Технически сложные объекты Уникальные объекты Уникальные объекты Объекты обороны и безопасности Объекты обороны и безопасности

Лицензионные требования и условия для разработки раздела «ИТМ ГОЧС» (с учетом требований постановления Правительства РФ от ) Наличие в штате юридического лица не менее 50% проектировщиков и среди них специалистов по ГО и ЧС, имеющих высшее образование, стаж работы по проектированию не менее 5 лет и допуск к работе с с/д Наличие в штате юридического лица не менее 50% проектировщиков и среди них специалистов по ГО и ЧС, имеющих высшее образование, стаж работы по проектированию не менее 5 лет и допуск к работе с с/д Наличие на правах собственности или ином законном основании помещений для работы (например, комнаты для работы с с/д) Наличие на правах собственности или ином законном основании помещений для работы (например, комнаты для работы с с/д) Повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации специалистов, разрабатывающих раздел «ИТМ ГОЧС» Повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации специалистов, разрабатывающих раздел «ИТМ ГОЧС» Разработка раздела в соответствии с требованиями действующих законодательства, государственных стандартов и других нормативных документов Разработка раздела в соответствии с требованиями действующих законодательства, государственных стандартов и других нормативных документов Наличие системы контроля за качеством разрабатываемых разделов «ИТМ ГОЧС» Наличие системы контроля за качеством разрабатываемых разделов «ИТМ ГОЧС»

Нормативная база разработки раздела «ИТМ ГОЧС» проектов строительства Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации Нормативные документы системы нормативных документов в строительстве (СНиП, РДС, СП, ТСН, ВСН) Нормативные документы системы нормативных документов в строительстве (СНиП, РДС, СП, ТСН, ВСН) Государственные стандарты (ГОСТ БЧС, ГОСТ ССБТ) Государственные стандарты (ГОСТ БЧС, ГОСТ ССБТ) Нормы и правила в области промышленной безопасности (РД, ПБ) Нормы и правила в области промышленной безопасности (РД, ПБ) Нормы и правила пожарной безопасности (НПБ) Нормы и правила пожарной безопасности (НПБ) Санитарные правила и нормы (СанПиН) Санитарные правила и нормы (СанПиН) Правила и нормы в области использования атомной энергии (ПНАЭ) Правила и нормы в области использования атомной энергии (ПНАЭ) Другие нормативные документы в рассматриваемой области, введенные в действие приказами и письмами министерств и ведомств (Росстроя, МЧС России, Росгидромета, Минпромэнерго и др.) Другие нормативные документы в рассматриваемой области, введенные в действие приказами и письмами министерств и ведомств (Росстроя, МЧС России, Росгидромета, Минпромэнерго и др.)

Исходные данные и требования для разработки раздела «ИТМ ГОЧС» Для ИТМ ГО Сведения об отнесении объекта к категории по ГО Данные о рядом расположенных категорированных по ГО объектах и городах Зоны, в которые попадает место строительства (по СНиП ) Требования к типу, защитным свойствам, характеристикам жизнеобеспечения и готовности к приему укрываемых ЗС ГО на проектируемом объекте Данные о наличии ЗС ГО и их характеристиках на территории соседних объектов или жилой застройки Дополнительные требования в зависимости от вида проектируемого объекта Для ИТМ предупреждения ЧС Опасные природные процессы в районе строительства, требующие защитных мер ПОО и транспортные коммуникации, при аварии на которых в зону ЧС попадает проектируемый объект (с указанием количественных характеристик поражающих факторов) Требования к ЛСО Требования по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность проектируемого ПОО Сведения о необходимости разработки декларации промышленной безопасности Перечень норм и правил, которые дополнительно необходимо учесть при проектировании

Структура раздела «ИТМ ГОЧС» Титульный лист Наименование раздела и проектируемого объекта Номер тома (книги) в составе проекта Запись ГИПа о соответствии нормам Место расположения объекта, год Сведения о разработчиках Наименование организации и ее реквизиты (адрес, тел., факс) Список исполнителей (должности, степени, Ф.И.О.) Сведения о лицензии Оглавление Названия глав, пунктов, приложений, номера страниц, с которых они начинаются Основные главы Характеристика объекта Основные данные о проектируемом объекте, его состав, мощность и т.д. Сведения, влияющие на ИТМ ГОЧС (место размещения и характер застройки, численность работников, природно- климатические условия).. Решения по ИТМ ГО Обоснование продолжения работы в военное время, категории по ГО, попадания в зоны опасности по СНиП , численности НРС. Система оповещения ГО, безаварийная остановка по сигналу ВТ. Повышение устойчивости энергоснабжения. Защита источников водоснабжения от РВ и ОВ. Светомаскировка. ПСД на ЗС ГО ил ЗПУ. Дополнительные решения для ПОО, РОО, МТ, аэропортов, портов, метрополитенов и т.д. Решения по ИТМ предупреждения ЧС При авариях на объекте Перечень ОПО, зоны действия ПФ, возможное число жертв, размер ущерба, классы ЧС. Риски аварий и ЧС. Решения по исключению аварий. Решения по уменьшению последствий аварий. Резервы. Системы автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций. Меры пожаро- и взрывобезопасности. Устойчивость ПУ, энергообеспечения, водоснабжения. ЛСО, обеспечение эвакуации При авариях рядом с объектом Перечень соседних источников ЧС, Зоны действия ПФ, частоты их возникновения. Возможное количество жертв, размер ущерба. Классы ЧС. Технические решения на проектируемом объекте по защите от аварий на соседних объектах (сопряжение систем оповещения, обеспечение эвакуации и т.д.) Природного характера Оценка частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов (по СНиП ), мероприятия по инженерной защите зданий и территории от них. Молниезащита. Системы мониторинга опасных природных процессов. Резервы средств. Оповещение.

Классификация ЧС природного и техногенного характера (постановление Правительста РФ от ) Наименование показателя Классы ЧС ЛокальнаяМестнаяТеррито- риальная Регио- нальная ФедеральнаяТрансграничн ая Погибшие и пострадавшие менее 10 10…5050…500 более 500 Люди, у которых нарушены нормальные условия жизни менее …300300…500500… 1000 более 1000 Материальный ущерб, МРОТ менее 1 тыс. 1 тыс. … 5 тыс. 5 тыс. … 0.5 млн. 0.5 млн. … 5млн. более 5 млн. Границы зоны ЧСне выходят за пределы объекта не выходят за пределы нас. пункта, района не выходят за пределы субъекта РФ не выходят за пределы 2 субъектов РФ выходят за пределы 2 субъектов РФ выходят за пределы РФ

Нормативные документы, устанавливающие показатели приемлемого риска аварий на опасных объектах ОПБ-88/97 Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» ОПБ-88/97 Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» ГОСТ «ССБТ. Взрывобезопасность» ГОСТ «ССБТ. Взрывобезопасность» ГОСТ «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» ГОСТ «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» ГОСТ Р «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования и методы контроля» ГОСТ Р «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования и методы контроля» СТО РД Газпром «Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «Газпром» СТО РД Газпром «Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «Газпром» ПБ «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» ПБ «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»

Анализ риска аварий – составная часть управления промышленной безопасностью Этапы анализа риска: Планирование и организация работ (описание объекта и обоснование причин анализа риска, подбор исполнителей и исходных данных)Планирование и организация работ (описание объекта и обоснование причин анализа риска, подбор исполнителей и исходных данных) Идентификация опасностей (что плохого может произойти)Идентификация опасностей (что плохого может произойти) Оценка риска (как часто плохое может случиться и какие могут быть последствия, т.е. анализ частоты и анализ последствий)Оценка риска (как часто плохое может случиться и какие могут быть последствия, т.е. анализ частоты и анализ последствий) Разработка рекомендаций по уменьшению риска (управление риском)Разработка рекомендаций по уменьшению риска (управление риском)

Методы анализа риска Качественные «Что будет, если…»? «Что будет, если…»? Проверочный лист Проверочный лист Комбинация методов «Что будет, если…?»/Проверочный лист Комбинация методов «Что будет, если…?»/Проверочный лист Анализ опасности и работоспособности Анализ опасности и работоспособности Анализ вида и последствий отказов Анализ вида и последствий отказовКоличественные Анализ дерева отказов;Анализ дерева отказов; Анализ дерева событий;Анализ дерева событий; Соответствующие эквивалентные методыСоответствующие эквивалентные методы

Матрица «частота-тяжесть последствий» Количественный анализ риска: А-обязателен, В-желателен. Качественный анализ: С-рекомендуется, Д –нет нужды в анализе Отказ Частота возникнов. отказа в год Тяжесть последствий отказа катастрофич еского критическогонекритическ ого с малыми последствиями ЧастыйБолее 1.0АААС Вероятный1х10 -2 ААВС Возможный10 -2 …10 -4 АВВС Редкий10 -4 …10 -6 АВСД Практически невероятный Менее ВССД

Рекомендации по выбору методов анализа риска Метод Вид деятельности Размеще ние Проектирова ние Ввод (вывод) в эксплуатаци ю Эксплуа тация Реконструк ция «Что будет, если…?» Метод проверочного листа Анализ опасности и работоспособности Анализ видов и последствий отказов Анализ деревьев отказов и событий Количественный анализ риска ++ 0+

Показатели риска (по РД «Методические указания по проведению анализа риска ОПО») Риск аварии – мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на ОПО и тяжесть ее последствий Индивидуальный риск – частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий (в общем случае численно выражается отношением числа пострадавших людей к общему числу рискующих за определенный период времени и для определенной группы людей) Коллективный риск – ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенное время Социальный риск (или F/N кривая) – зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало или погибло не менее N чел., от этого числа N Потенциальный территориальный риск – частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории Технический риск – вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня за определенный период функционирования ОПО Риск аварии – мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на ОПО и тяжесть ее последствий Индивидуальный риск – частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий (в общем случае численно выражается отношением числа пострадавших людей к общему числу рискующих за определенный период времени и для определенной группы людей) Коллективный риск – ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенное время Социальный риск (или F/N кривая) – зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало или погибло не менее N чел., от этого числа N Потенциальный территориальный риск – частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории Технический риск – вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня за определенный период функционирования ОПО

Показатели индивидуального риска гибели человека от «неестественных причин» (сл./год) Смерть от «неестественных причин» – 1.1х10 -3 Гибель в происшествиях с подвижным составом – 1.6х10 -4 Убийство или самоубийство – 2.6х10 -4 Гибель в ДТП (Московская обл., 1991 г.) – 2.7х10- 4 Гибель персонала ОПО – 1.9х10 -5 Гибель населения в результате техногенной ЧС – 2.4х10 -6 Гибель населения в результате природной ЧС – 1.2х10 -6 Гибель при полетах на самолетах Аэрофлота – 8.0х10 -7 Гибель при полетах на самолетах фирмы «Боинг» - 4.3х10 -7

Показатели социального риска аварий (F-N кривая или диаграмма) Пример правильного построения F-N кривой – интегральной функции числа погибших при авариях на НПС с резервуарным парком (Гражданкин А.И. и др. Основные показатели риска аварии в терминах теории вероятностей//Безоп асность труда в промышленности )

Матрица для определения опасности территории по критерию «частота реализации – социальный ущерб» Интенсивность реализации опасности (ЧС), сл./год Социальный ущерб Погибло более 1 чел., имеются пострадавшие Погиб 1 чел., имеются пострадавш ие Погибших нет, имеются серьезно пострадавшие Серьезно пострадавших нет, имеются потери трудоспособнос ти Лиц с потерей трудоспособнос ти нет Более 1 Зона неприемлемого риска Зона 1…10 -1 (необходимы неотложные меры жесткого контроля …10 -2 по снижению риска) (необходима оценка …10 -3 целесообразности мер Зона …10 -4 по снижению риска) приемлемого риска …10 -5 (нет необходимости в мероприятиях …10 -6 по снижению риска)

Матрица для определения опасности территории по критерию «частота реализации – финансовый ущерб» Интенсивность реализации опасности (ЧС), сл./год Финансовый ущерб, тыс. МРОТ Более …2002…200.2 …2.0Менее 0.2 Более 1 Зона неприемлемого риска Зона Зона 1…10 -1 (необходимы неотложные меры жесткого контроля жесткого контроля …10 -2 по снижению риска) (необходима оценка …10 -3 целесообразности мер Зона …10 -4 по снижению риска) приемлемого риска …10 -5 (нет необходимости в мероприятиях …10 -6 по снижению риска)

Базовые цены разработки раздела «ИТМ ГОЧС» С итм = С итм01 К ин Без проектирования ЗС ГО С итм01 =С б01 К ис К го К сл К об К пр К пф где: С б01 – цена раздела примерного объекта в ценах на г. (например, 87 тыс.руб.); К ис - к-т количества ЧС (0.88 – 1.4); К го – к-т категории по ГО (1-1.04); К сл – к-т сложности объекта (1-1.5); К об – к-т назначения объекта (1-1.15); К пр – к-т приспособления объекта (1- 1.5); К пф – к-т однотипности решений ( ) Проектирование ЗСГО и других ЗСС Рассчитывается с помощью постоянных величин «а» и «б», изменяющихся в зависимости от натуральных показателей (количества укрываемых, величины защищенной площади помещения)

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» ( 68-ФЗ от ) Статья 26 Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от ЧС Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. …. ….

Нормативные правовые акты и нормативные документы, регламентирующие государственную экспертизу по вопросам ГО и предупреждения ЧС 68-ФЗ от «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ПП РФ 1008 от «Порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» Приказ МЧС России 105 от «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах» (зарегестрирован Минюстом России) Положение о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России (от ) Приказ МЧС России 340 от «О государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России» 190-ФЗ от «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с )

Экспертиза предпроектной и проектной документации федерального уровня (Госэкспертиза проектов МЧС России и ее филиалы) до Объекты, стоящиеся полностью или частично за счет федерального бюджета (гос. кредитов, поддержки) Объекты в государственной собственности Объекты за границей РФ Объекты, сооружаемые по соглашению о разделе продукции Объекты, включенные в федеральные целевые программы социально- экономического развития регионов Экспериментальные и базовые проекты (для массового применения) ПОО и технически особо сложные объекты Ядерно и радиационно опасные Объекты по уничтожению химического оружия, ракетного топлива, опасных отходов ГТС I и II классов ОПО по Приложению 1 к 116-ФЗ ТЭС мощностью 150 МВт и выше ЛЭП и подстанции напряжением 330 кВ и выше Морские порты, космодромы, метро, аэродромы (L полосы 1800 м и более), мосты и тоннели (L 500 м и более) РЛС, радио и телецентры, МЛС Общегородские объекты коммунхоза в городах более 500 тыс. жителей Важные объекты пищевой, перерабатывающей пром-ти и с/х Объекты оборонной промышленности

Объекты, для которых с г. проектная документация не подлежит государственной экспертизе Отдельно стоящие жилые дома не более 3-х этажей для проживания одной семьи Жилые дома не более 3-х этажей из нескольких блоков (но не более 10) на одну семью каждый в одном строении Многоквартирные жилые дома не более 3-х этажей из блок- секций (но не более 4), в каждой из которых несколько квартир и подъезд с выходом на территорию общего пользования Отдельно стоящие объекты не более 2-х этажей, общей площадью не более 1500 м2 и не предназначенные для проживания и производственной деятельности Отдельно стоящие производственные объекты не более 2-х этажей, общей площадью не более 1500 м2, для которых не требуется СЗЗ или размеры СЗЗ в пределах земельного участка Объекты, для которых не требуется разрешения на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт Объекты, для которых успешно прошедшая госэкспертизу проектная документация используется повторно, или модифицирована без ущерба для безопасности

Стоимость поведения госэкспертизы по вопросам ГО и предупреждения ЧС От общей стоимости проведения государственной экспертизы: для потенциально опасных и технически сложных объектов – 10%для потенциально опасных и технически сложных объектов – 10% для других объектов производственного назначения – 5%для других объектов производственного назначения – 5% для объектов жилищно-гражданского назначения – 7%для объектов жилищно-гражданского назначения – 7%

Расчет стоимости экспертных работ по прямым трудозатратам Сэ = (З 1 t 1 +З 2 t 2 +…З n t n )К 1 К 2 К 3 К 4 Р, руб., где: З – среднемесячная зарплата эксперта, руб.; t – календарное время работы эксперта, мес.; К 1, К 2 – коэф-ты, учитывающие содержание руководства (К1) и хозяйственные расходы (К2) экспертного органа (определяются по смете на содержание экспертного органа); К 3 – коэф-т, учитывающий начисления на зарплату для образования фондов (пенсионного, занятости, соцстраха, обязат. медстраха); К 4 – коэф-т, учитывающий налоги с предприятия (подоходный, на имущество, специальный, НДС); Р – коэф-т рентабельности.

Рекомендуемый состав экспертного заключения по вопросам ГО и предупреждения ЧС Титульный лист (название экспертной организации, гриф утверждения с печатью, наименование экспертного заключения, регистрационный номер, место проведения экспертизы, год) 1. Вводная часть (цель экспертизы, основание для ее проведения, сведения об экспертной организации, данные об организации-разработчике; перечень объектов экспертизы, на которые распространяется заключение; перечень рассмотренных документов) 2. Характеристика объекта экспертизы (описание объекта и основных реализованных при его проектировании ИТМ ГОЧС) 3. Результаты проведенной экспертизы (замечания и предложения) 4. Выводы и рекомендации (три типа) Подписи экспертов

Требования, которым должен соответствовать эксперт по вопросам ГО и предупреждения ЧС Иметь законченное высшее техническое образование. Иметь законченное высшее техническое образование. Иметь опыт не менее 3-х летней профессиональной деятельности в области ГО и предупреждения ЧС. Иметь опыт не менее 3-х летней профессиональной деятельности в области ГО и предупреждения ЧС. Знать порядок проведения экспертизы. Знать порядок проведения экспертизы. Не реже, чем один раз в 5 лет повышать квалификацию (иметь подтверждающие сертификаты, свидетельства, справки). Не реже, чем один раз в 5 лет повышать квалификацию (иметь подтверждающие сертификаты, свидетельства, справки). Быть независимым от чьих-либо интересов, которые могут побудить его действовать иначе, чем беспристрастно, конфиденциально и недискриминационно. Быть независимым от чьих-либо интересов, которые могут побудить его действовать иначе, чем беспристрастно, конфиденциально и недискриминационно. Знать и уметь охранять конфиденциальные сведения об объекте экспертизы, заказчике, сведения, отнесенные к государственной тайне. Знать и уметь охранять конфиденциальные сведения об объекте экспертизы, заказчике, сведения, отнесенные к государственной тайне. Иметь выдержку, самообладание, уметь вести переговоры. Иметь выдержку, самообладание, уметь вести переговоры.