ОЦЕНКА ДЕЛ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ Расселл Дамтофт Заместитель директора Бюро по международным делам Федеральной комиссии по торговле.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Может ли быть юридически малозначительным нарушение законодательства о конкуренции? Американская точка зрения Расселл Дамтофт Заместитель директора Бюро.
Advertisements

Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Авдашева Светлана Борисовна (НИУ Высшая школа экономики) 1.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Найдите верный вариант ответа Предметом изучения экономики как науки является: 1)Обмен продуктами питания 2)Оформление трудового договора 3)Разработка.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Матрица возможностей по товарам и рынкам. Матрица Ансоффа Игорь Ансофф - математик, родившийся в России, но эмигрировавший в США в возрасте 19 лет. Получив.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ Тема: Предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции на рынке лекарственных средств Украины.
Этапы развития маркетинга.. Возникновение современного маркетинга.
Потребительская концепция маркетинга. Потребительская концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является изучение спроса.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Анализ рынка Судья Майкл Меллой Восьмой Окружной Апелляционный Суд США.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Транксрипт:

ОЦЕНКА ДЕЛ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ Расселл Дамтофт Заместитель директора Бюро по международным делам Федеральной комиссии по торговле США Москва 7 июля 2011 г.

Основные принципы Законы о конкуренции в большинстве стран направлены на поддержку благосостояния потребителей путём недопущения незаконного получения и удержания фирмами рыночной власти Рыночная власть – это возможность с выгодой для себя устанавливать и поддерживать цены выше конкурентного уровня Рыночная власть нарушением закона не является: –Будучи полученной в ходе успешной конкуренции по существу, она является наградой за новаторство и соответствие ожиданиям потребителей –В США она незаконна лишь тогда, когда её добиваются или удерживают антиконкурентными средствами –В других юрисдикциях (за пределами США) способы осуществления рыночной власти также регулируются

Две стороны рыночной власти Когда рыночную власть получают или удерживают антиконкурентными средствами, она приводит: –к повышению цен для потребителей; –к уменьшению выбора товаров; –к сокращению стимулов к новаторству. Но если её получают или удерживают, предлагая более качественные товары по более низкой цене, она приводит: –к стимулированию имеющихся и потенциальных участников рынка к новаторству, снижению цен и улучшению обслуживания; –к стимулированию поиска фирмами новых способов производства товаров и услуг, которых ждут потребители.

Два примера Телефонная связь Исторические монополии линий фиксированной связи Создание стимулов для развития мобильных технологий Авиастроение Авиастроительная компания, владеющая авиаперевозчиком, разрабатывает современный авиалайнер Когда авиапроизводитель отказывается продавать самолёты другим авиакомпаниям, новая фирма начинает заниматься разработкой и совершенствованием. 4

Судейская мудрость «К преуспевающему предпринимателю, вынужденному соревноваться с конкурентами, нельзя поворачиваться спиной после его победы». Судья Лернид Хэнд, дело США против «Алкоа» (1945)

Анализ дел о доминировании на рынке Доминирование (рыночная власть) –«Актуальный» рынок и –Способность с выгодой для себя устанавливать и поддерживать цены выше конкурентного уровня (т. е. без оглядки на реакцию конкурентов). Действия, которые могут навредить конкуренции –Действия, которые необоснованно исключают конкуренцию, в отличие от конкуренции по существу Не оправдано с точки зрения законного бизнеса Антиконкурентный эффект 6

Шаг 1: анализ актуального рынка Что такое актуальный рынок –Группа товаров или услуг, конкурирующих между собой на рынке –которые могли бы неплохо заменить друг друга –чтобы побудить достаточное количество потребителей перейти на них в случае роста цен –чтобы они сдерживали цены друг у друга С точки зрения как потребителя, так и поставщика Актуальный рынок имеет как товарное, так и географическое измерение 7

Шаг 2: доминирует ли компания? Чтобы сделать вывод о том, занимает ли компания доминирующее положение, необходимо рассмотреть ряд факторов. Оценка условий прихода на рынок и других структурных факторов – неотъемлемая часть анализа, необходимого для выявления доминирующего положения. 8

Шаг 3: выявить злоупотребления В США сосредоточивают внимание на исключительных действиях, т. е. стремлении получить или сохранить доминирующее положение путём подавления конкуренции. В других юрисдикциях также обращают основное внимание на действия по использованию доминирующего положения в своих интересах В любом случае в центре внимания – последствия действий для конкуренции, а не жёсткий анализ на основе формы поведения 9

Шаг 4: оценка эффекта и эффективности Оценить последствия действий для конкуренции –Какова сложившаяся деловая практика? –Какая конкуренция устраняется и устраняется ли? –Сколько конкуренции остаётся? –Каковы последствия для цены и объёма производства? –Эффект для конкуренции может быть двояким Несёт ли в себе деловая практика возможные конкурентные преимущества? –Повышает ли она эффективность чего-либо? Баланс антиконкурентных последствий и конкурентных факторов 10

Полного списка злоупотреблений нет Антиконкурентное поведение проявляется в слишком большом количестве форм и слишком зависит от контекста, чтобы можно было указать все разновидности. Примеры часто рассматриваемых действий: –продажа с нагрузкой/пакетом –искусственное занижение цен –исключительные отношения с дилерами –ограничительные отношения с дилерами –отказ от поставок В отдельных случаях факты могут привести к выводу, что многие из указанных факторов способствуют конкуренции 11

Примеры злоупотребления доминирующим положением В Калифорнии разрабатывали стандарт бензина с низким уровнем выбросов В процессе регулирования принимала участие компания «Юнокал» Она побуждала регулятора (Калифорнийское Бюро по воздушным ресурсам, CARB) принять стандарты –Утверждалось, что технология является общедоступной –На самом деле обладатели действующих патентов должны были следовать стандарту Как только стандарт был принят, «Юнокал» потребовала выплаты роялти за весь бензин, продаваемый по стандарту Бюро

Мнение Федеральной комиссии по торговле: «Юнокал» незаконно добилась монопольной власти на рынке технологий производства бензина с низким уровнем выбросов, предписанным Бюро по воздушным ресурсам Если бы «Юнокал» разрешили применить её патентные права, производителям бензина по стандарту КБВР пришлось бы платить роялти, значительную часть которых переадресовали бы потребителям в виде повышения цен на бензин. 13 Примеры злоупотребления доминирующим положением

Применение анализа Шаг 1: определение рынка –1. Технологический рынок лицензированных технологий и нелицензированного технического ноу-хау по производству и поставкам летнего бензина КБВР. –2. Рынок нефтепродуктов в отношении летнего бензина КБВР. Шаг 2: доминирование –Патент позволяет «Юнокал» исключить всех остальных 14

Применение анализа Шаг 3: выявление антиконкурентного поведения: обман –«Юнокал» сделала заявления, создавшие неверное впечатление, что «Юнокал»: 15 не имела собственнических интересов в своём исследовании по выбросам и не станет взимать плату с тех, кто производил бензин с использованием данных её исследования

16 Просим иметь в виду, что «Юнокал» в настоящее время рассматривает эти данные как не являющиеся частной собственностью и при наличии запроса доступные для КБВР, экологических объединений, других игроков нефтяной отрасли и широкой общественности.

17

18 -Шаг 4: проконкурентные оправдания, эффективность и баланс -У «Юнокал» не было законного оправдания своих действий с точки зрения повышения эффективности. -Последствия действий «Юнокал» были очевидны: -«Юнокал» взимала с нефтяных компаний роялти в сумме почти 6 центов за галлон. -Эти роялти напрямую перекладывались на потребителей. -Итог: после суда «Юнокал» согласилась с постановлением, запрещавшем ей отстаивать притязания на патент в отношении бензина, продаваемого в Калифорнии. Применение анализа

Резюме Прежде чем обвинять фирму в злоупотреблении доминирующим положением, необходимо доказать, что оно у неё есть. Само по себе доминирующее положение не является нарушением закона. Закон запрещает действия компании, имеющей доминирующее положение на рынке, только если оно вредит конкуренции. Ущерб, наносимый конкуренту, не обязательно наносит вред конкуренции. На практике трудно провести черту между злоупотреблением доминирующим положением на рынке и жёсткой конкуренцией. Поэтому правоохранительным органам надлежит проявлять осторожность. 19