Иконопись на Руси Православнаякультура 7 класс. Что узнаем сегодня: 1. Почему мы говорим « Святая икона», «Святой образ»? 2. Когда появилась икона? 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
Advertisements

ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой... Это - светлое мгновенье В диком.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Маршрут путешествия Иконопись В мастерской у иконописца В музее икон В гостях у реставраторов и современных иконописцев Что мы узнали?
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
Русская икона IX-XVII веков Виды икон Иконописные сюжеты и образы Символика цвета в иконе.
Библия и мировая культура мотивы в живописи» Темa: « Библейские мотивы в живописи»
Повторение темы «Православное зодчество». Найдите составляющие храма Апсида Барабан Купол Закомара Кокошники.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Иконостас и его составные части Подготовил: Белый Андрей, 2 курс.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
МИР ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. КАК ЧТЯТ ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЮТ СПИСКИ? Часто бывало так, что одна какая- ни будь икона начинала обильно.
Иконостас Исполнитель: ученица 9 «Г»класса Кувалдина Екатерина Руководитель: учитель МХК первой категории Контеева Евгения Александровна.
Дегтярева Елена Александровна ГОУ СО Верхотурская гимназия 1 квалификационная категория.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
Выполнила: Сулейманова А.И Группа:М Подгруппа 2 Проверила: Евдокимова А.Н Изобразительное искусство Древней Руси.
Православный иконостас. Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая.
Архангел Гавриил Архангел Михаил. Благовещение и четыре евангелиста Царские врата 1120 Благовещение нач. 15.
Транксрипт:

Иконопись на Руси Православнаякультура 7 класс

Что узнаем сегодня: 1. Почему мы говорим « Святая икона», «Святой образ»? 2. Когда появилась икона? 3. Какая икона была первой? 4. Какие бывают иконы? 5. Как изображается святой дух в теле? 6. Как создается икона?

Икона- « окно в вечность» ИКОНА (от греч.eikon – изображение, образ) – священное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а так же событий Священной истории. ИКОНА (от греч.eikon – изображение, образ) – священное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а так же событий Священной истории. Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 в., первое изображение Христа появилось во время его земной жизни и названо Нерукотворным Образом, т. к. возникло от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 в., первое изображение Христа появилось во время его земной жизни и названо Нерукотворным Образом, т. к. возникло от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. Спас Нерукотворный

Три типа икон типы икон Богородичный Цикл икон Спасов цикл Иконы с Изображением святых

Богородичный цикл Икона Владимирской Божьей матери. Константинополь, сер. 12 в. Донская икона Божией Матери «Богоматерь Тихвинская». Икона 1 – я пол. 16 век.

Икона Божией Матери Всех скорбящих радость Чудотворность этой иконы самая насущная - исцеление от недугов, спасение от бедности, обретение сил и обычной земной радости. Может поэтому икона так любима в народе, она есть в каждом храме, в каждой обители и домашнем иконостасе.

Казанская икона Божией Матери явилась в 1579 году в г. Казани, спустя 27 лет после покорения Казанского татарского ханства царем Иоанном Васильевичем Грозным. Пресвятая Богородица явила там свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в христианской вере обращенных из тамошних жителей, не веровавших же - расположить к ней. Казанская икона Божией Матери явилась в 1579 году в г. Казани, спустя 27 лет после покорения Казанского татарского ханства царем Иоанном Васильевичем Грозным. Пресвятая Богородица явила там свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в христианской вере обращенных из тамошних жителей, не веровавших же - расположить к ней. Икона Божией Матери Казанская

Икона Божией Матери Умиление Эта икона Пресвятой Богородицы принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейным молитвенным образом. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных, которые после омазания получали исцеление недугов. Подвижник называл икону Умиление - Всех радостей Радость, и перед ней скончался в 1833 году. После кончины святого Серафима икона Умиление была передана настоятелем Саровской пустыни сестрам Дивеевской Серафимовской обители.

Спасов цикл Спас Нерукотворный икона. 2 – я пол. 12 век. Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» Икона г. Федор зубов Христос Вседержитель. Фрагмент иконы. 1685г.

Икона Моление о чаше В саду Иисус пал на колени и стал молиться: Отче! О, если бы ты благоволил пронести чашу сию минуту мимо меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет! Он молился так сильно, что пот его был, как капли крови, падающие на землю. Вернувшись к ученикам, Он нашел их спящими и, разбудив их, сказал: Так не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Отойдя от них, Он опять молился, говоря: Отче мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. В этой молитве Христос говорил о чаше страданий, которую Он должен был испить за грехи наши. Никто не может даже представить себе всей глубины ее горечи и ужаса. Но Сын Божий принял ее покорно. Он знал, что жертвует собой, чтобы спасти каждого из нас. Если бы Он не испил этой чаши страданий, наши грехи остались бы неискупленными.

Иконы с изображением святых Прокопий Чирин. Никита воин Святые Уар и Артемий Веркольский Около Чудо Георгия о змие. Новгородская икона15 век

Икона св. Креститель Иоанн Предтеча (Ангел Пустыни) Пророк Иоанн Предтече возвестил:... Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Он воочию узрел свершение всех пророчеств о Спасителе. Он изображен в одежде из верблюжьего волоса. Крылья за спиной - символ чистоты его бытия как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является образным выражением Божественного дара предвидения. Жил в пустыне, питаясь медом и акридами (саранчой). Призывал людей к покаянию. От Иоанна принял крещение в водах Иордана Сам господь Иисус Христос. За обличение царя Ирода был заключен в темницу, затем святому пророку отсекли голову.

Великомученик Пантелеймон издавна почитается Церковью как Небесный целитель, покровитель и врачеватель Ангел Хранитель- бестелесное духовное существо, обладающие разумом и волей и служащие вестниками и исполнителями воли Божией

Иконы, показывающие события Ветхого и Нового завета Благовещение Рождество Христово

РаспятиеВход в Иерусалим

Воскресение Христово Сошествие Святого Духа

Технология создание иконы Писали иконы на деревянных досках, вытесывали доски из бревна топором. Поэтому иногда на иконе видны тесла (бороздки от топора) Дерево выбирали дуб, сосну, липу… Толщина доски 3-4 см. Большие иконы делали из нескольких досок, склеивали и соединяли при помощи шпонок. Они укрепляли доски и защищали от коробления. Большие иконы делали из нескольких досок, склеивали и соединяли при помощи шпонок. Они укрепляли доски и защищали от коробления.

Шпонки Соединение в торец

Схема технологии создания иконы Собор Богоматери. 60 – годы 16 века. Основа Грунт Красочный слой Защитный слой

Части иконы Центральная часть иконы называется – ковчег (углубление) благодаря чему получаются возвышенные края поля. Доска целиком или частично проклеивается полотном ( паволока), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас) Потом наносят рисунок, чаще использовали прориси. Никифор Савин. Чудо Федора Тирона. 1 – четверть 17 века.

Красочный слой Писали иконы на Руси в технике желтковой темперы (связующее вещество – яичный желток) Эти краски не выгорали, работа выполнялась в технике лессировки, полупрозрачные краски накладывали друг на друга. Если иконописец ошибался - исправить эти иконы было нельзя. На высушенный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом) одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног. Делают надписи инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций. После просушки живопись покрывают олифой.

Техника иконописи Основной рисунок Роскрышка Роспись Наложение пробелов Охрение В иконописной мастерской

Каноны в иконописи В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, Сохранявшиеся с незначительными изменениями в течении последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа) В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, Сохранявшиеся с незначительными изменениями в течении последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа) На полях у некоторых икон писали сцены из жизни или чудеса произошедшие с этим святым они назывались – клеймы. На полях у некоторых икон писали сцены из жизни или чудеса произошедшие с этим святым они назывались – клеймы. Икона Божьей Матери «Живоносный источник». Прорись. Симон Ушаков, Сергий Рожков. Богоматерь «живоносный источник»

Виды окладов Существует много видов оклада иконы. Наиболее распространенные это – наборный и цельной. Оклад наборный – набирали фон и все остальные детали иконы. Наиболее распространенные это – наборный и цельной. Оклад наборный – набирали фон и все остальные детали иконы. Рама – часть оклада. Венец – украшение вокруг головы на месте нимба. Каруна – зубчатое украшение вокруг венца. Риза – часть оклада закрывающая одежду и изображенных. Цата – зубчатое украшение на груди подвешенное к венцу. Цата – зубчатое украшение на груди подвешенное к венцу.

Цельной и наборный оклады Владимирска я икона Божией Матери в окладе. 17 век. Оклад Владимирской иконы Божией Матери Москва, Начало 15 в. Деисус на верхнем поле – 13 век. Риза Владимирской Божией Матери. Мастер Петр Иванов. Москва 1657г. Оклад Владимирской иконы Божией Матери. Москва, 1 – я треть 15 века.

Виды окладов

Разнообразие окладов Икона Иосафовской Божьей Матери. Прорись Евстафий Головкин Преподобный Сергий Радонежский с житием. Темпера Смоленская икона Божией Матери.15 в.Оклад конца 6 в. Корона и венцы – посл. Четв.17 в.

Первые иконописцы На Руси иконы появляются вместе с принятием христианства во времена княгини Ольги и князя Владимира Святославовича в 10 веке. Первым известным нам иконописцем был Алимпий (Алипий), монах Киево – Печерского монастыря (кон. 11 – нач. 12вв.) На Руси иконы появляются вместе с принятием христианства во времена княгини Ольги и князя Владимира Святославовича в 10 веке. Первым известным нам иконописцем был Алимпий (Алипий), монах Киево – Печерского монастыря (кон. 11 – нач. 12вв.) В 11 – 15 вв. на Руси сложились разные школы иконописи: новгородская, псковская, владимиро – суздальская, ярославская и др. В 11 – 15 вв. на Руси сложились разные школы иконописи: новгородская, псковская, владимиро – суздальская, ярославская и др. В 14 – 17 вв. на Руси прославились Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца, Даниил Черный, Дионисий, Феодосий, Симон Ушаков. В 14 – 17 вв. на Руси прославились Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца, Даниил Черный, Дионисий, Феодосий, Симон Ушаков. К началу 18 века происходит постепенное разделение иконописи и живописи. К началу 18 века происходит постепенное разделение иконописи и живописи.

Рублев, Дионисий, Феофан Грек… Андрей Рублев Троица Дионисий. Григорий Богослов (или Двоеслов).1502 – 1503 Архангел Гавриил 1502 – Феофан Грек. Успение Богородицы

Иконостас ИКОНОСТАС – ( от греч. Eikon – место для икон и stasis – место для стояния ) – перегородка состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон. ИКОНОСТАС – ( от греч. Eikon – место для икон и stasis – место для стояния ) – перегородка состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон. В русских храмах 15 – 16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. В русских храмах 15 – 16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Иконостас г.

Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненый в 1425 – 1427 гг., находится в Троице – Сергиевой лавры. Он состоит из трех рядов – деисусного, праздничного, пророческого. Троице – Сергиева лавра. Общий вид

Нижний ряд иконостаса, называется местным, обычно состоит из разновременных икон в нем помещаются храмовый образ иконы Христа, Богоматери и некоторые другие (в Троицком соборе – Троица нач. 15 в.) В этом ряду имеются три двери ведущие в алтарь: центральные, напротив престола – царские, или святые врата, северные (слева) и южные (справа), называющиеся также дьяконскими.

В центральные двери(предназначенные для Царя Славы – Христа) входят только лица, имеющие священный сан. В верху на царских вратах изображается Благовещение, на створках – четыре евангелиста (либо образы составителей литургии). На боковых дверях могут быть изображены :Благоразумный разбойник,покаявшийся первым и попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Верхний ряд иконостаса над (пророческим), возникший в 16 веке, состоит из икон праотцев. В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в 17 веке. Успенский собор. Центральная часть. Внутренний вид

Вопросы Что такое икона? Что такое икона? Какие иконы вам запомнились? Какие иконы вам запомнились? Как художники иконописцы создают иконы? Как художники иконописцы создают иконы? Что такое оклад? Что такое оклад? Расскажи про три типа икон? Расскажи про три типа икон? Из каких рядов состоит иконостас? Из каких рядов состоит иконостас?

Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитвы дни и ночи, Чтобы помиловал Господь. Но если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем От всей души, всем помышленьем Мы Божью милость и любовь? Константин Романов.