КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: «Что делать?, Что сделать?» Обозначает действие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол
Advertisements

познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные.
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Ягафарова Рузиля Маснавиевна УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ 29» г. Нижневартовска УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе ТЕМА: Условное наклонение.
Страна всяческих действий. Тема урока ГЛАГОЛЫ УСЛОВНОГО УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ НАКЛОНЕНИЯ.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол и его формы. Выполнил студент группы 02-7 ОИ Дятлов Андрей.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Глагол и его формы. Правописание глаголов и глагольных форм. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Транксрипт:

КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: «Что делать?, Что сделать?» Обозначает действие. Нужно задать вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: «Что сделать?» и обозначают совершенное действие. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: «Что делать?» и обозначают несовершенное действие.

Вид глагола

Значение глаголов СВ и НСВ

Чтобы узнать ТСЯ или ТЬСЯ пишется на конце глагола, нужно задать ВОПРОС Ь пишется! Будем (что делать?) учиТЬСЯ, (глагол в н.ф.) Ь НЕ ПИШЕТСЯ! Он (что делает?) учиТСЯ. (глагол – 3-е лицо)

брить стелить

Выделите глагол. Определите, ударное или безударное у него окончание. Если окончание безударное, поставьте глагол в неопределенную форму (предварительно задав вопрос что сделать? или что делать?);внимание! Не изменять вид! Выделить суффикс неопределенной формы; Определить написание гласной в окончании.

Люб…т (окончание безударное) Что делает? несовершенный вид Что делать? Любить (глагол на –ить 2 спр.) Надо писать любит

Спряжение глагола хотеть я хочу ты хочешь он хочет мы хотим вы хотите они хотят I спр. II спр.

Спряжение глагола бежать я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите они бегут I спр. II спр.

Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе

Спряжение глаголов есть и дать я ем дам ты ешь дашь он ест даст мы едим дадим вы едите дадите они едят дадут

Говорите правильно! положите кладёт хотите лягте

Переходные и непереходные глаголы У ПЕРЕХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ действие направлено на какой-то предмет.

строит дом

1.Строит дом 2.Кладёт кирпич 3.Штукатурит стены 4.Белит потолок 5.Клеит обои 6.Настилает линолеум 7.Прибивает плинтус (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.)

Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса! Кого?/Чего? и Кого?/Что?

Особые случаи Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: при отрицании, при отрицании, при отрицании, при отрицании, при указании на часть целого при указании на часть целого при указании на часть целого при указании на часть целого

Распилил доски – не распилил досок. не распилил досок. В.п. Р.п.

Налить бензин – налить бензина. В.п. Р.п.

Сравните убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы – непереходные

наклонение - действие происходит на самом деле. Мне подарили собаку. Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам.

ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ Я БЕГУ ПРОИСХОДИЛО Я БЕЖАЛ БУДЕТ ПРОИСХОДИТ Я БУДУ БЕГАТЬ

Глаголы в форме повелительного наклонения Не изменяются по временам. Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего) времени при помощи суффикса -и: убери, сними наклонение - обозначает совет, просьбу, приказ. Подарите мне собаку!

ТАК ТОЧНО! БУДЕТ СДЕЛАНО!

наклонение -о действии говорится как о желаемом, возможном. Подарили бы мне собаку.

Если бы да кабы

наклонение Глаголы в форме условного наклонения по временам не изменяются. Форма условного наклонения образуется при помощи слова в форме прошедшего времени и частицы бы.

грибы Увиде-ть + Л + БЫ Съе-сть + Л + БЫ Собира-ть + Л + БЫ

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени изъявительного наклонения

1.Выберите необходимые книги. – Когда выберете, возвращайтесь в класс. 2.Выйдите из дому пораньше. – Если вы выйдете пораньше, мы успеем на поезд. 3.Не портите телевизор. – Если вы испортите телевизор, придётся вызвать мастера.

2л. мн.ч. повелительного и изъявительного наклонения Определяю наклонение изъявительноеповелительное пишу и те спряжение ете (I) ите (II)

КАК ВЕРНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В БЕЗУДАРНОМ ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА? Нужно определить время и наклонение. В прошедшем времени и условном наклонении определяем по гласной инфинитива. В настоящем и будущем времени– по спряжению. В повелительном наклонении пишем суффикс И.

Б е з л и ч н ы е глаголы

Синтаксическая роль В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего: По ночам подмораживало. Лодырю всегда нездоровится. С моря веет прохладой. За окном гремело.

Смеркалось.

Вечерело.

Рассвело.

Посвежело к утру.

Веет весенней прохладой.

Думается и мечтается о хорошем.

Счастливо живется.

53 Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется –ыва-(-ива-). рассказываю-рассказывать-рассказывал Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ую(-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется –ова-(-ева-) командую-командовать-командовал

54 Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-) гор.вать, доклад.вать 1.Ставлю глагол в форму наст. или буд.вр 1-го лица ед.ч. Я 2. Смотрю, на что оканчивается глагол -ую, -юю -ываю, -иваю -ова-, -ева- -ыва-, -ива-.

55 докладЫВАЮ -докладЫВАть горЮЮ - горЕВАть командУЮ - командОВАть настаИВАЮ - настаИВАть