Перечёркнутая жизнь Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Advertisements

Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
ЦЕЛЬ УРОКА Узнать, что такое интерьер Какие виды интерьера бывают Как описать интерьер музея.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку на тему: Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Уроки жизни в рассказе А.П. Платонова «Третий сын»
Тема урока: «Богатство лексики русского языка. Антонимы. Их роль в художественном произведении.»
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Типы речи Повествование описание рассуждение Предмета, Внешний облик персонажа -портрет Место действия: Интерьер пейзаж состояние Природы (психологический.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Анализ результатов оценки творческих заданий ЕГЭ Всего учащ ихся балл ов балл ов балл ов 7-10 балл ов 2-6 балл ов 0 балл ов
Транксрипт:

Перечёркнутая жизнь Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется»

Рассказ «Спать хочется» …Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор. А. П. Чехов

Задачи урока: Создать собственное истолкование образа Варьки. Убийство ребёнка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню? Осмыслить особенности изображения внутреннего мира героини рассказа. Оправдываем мы Варьку или осуждаем, зависит от мнения писателя. Отношение авт- ора раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей.

Словарная работа Интерьер Душа человека Аффект Внутреннее пространство помещения, его убранство Внутренний психический мир человека, его сознание Состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля

Справка В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу. Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.

Жизнь «в людях» Василий Перов "Тройка" Владимир Маковский "Свидание"

«Жизнь в людях» Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы.Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.

Варька – главная героиня рассказа Какой промежуток охватывает время действия рассказа? Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки? Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова "Спать хочется"

Исследовательская работа (анализ текста в группах) 1-я группа – работа с портретом. 2-я группа – работа с пейзажем. 3-я группа – работа с интерьером. 4-я группа – работа с речью персонажей. Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова "Спать хочется"

Результат работы первой группы Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает, опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.

Результат работы второй группы Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки. После смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город). Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.

Результат работы третьей группы Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна её жизнь. Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка – символ души девочки, её жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок. Зелёное пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.

Результат работы четвёртой группы Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную Бессловесность говорит о её безликости. Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

«В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки». В. Теуш. Можно ли согласиться, что душу Варьки убили? Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую? Почему девочка решает убить младенца? Осознаёт ли она свой поступок?

Творческая работа А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений). Какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки?

Итоги урока Однозначен ли взгляд автора на героиню рассказа и совершённый ею поступок? Какие средства использует Чехов для раскрытия внутреннего мира персонажа? Почему писатель настаивал на «вдумчивости» читателя? Почему так глубоко, так личностно мы изучали это произведение? К чему подводит нас Чехов?

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «Что нового мне открылось в творчестве А. П. Чехова».