СТРАТЕГИЯ 2020 и новая модель российского образования Инновации в деятельности школы и педагога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Проект «Наша новая школа» Краснодар, ШКОЛА как решающий фактор развития РФ Современный уровень жизни граждан РФ, их благосостояние ЗАВИСЯТ от.
Advertisements

1 Проблемные вопросы инициативы «Наша новая школа» Москва, январь 2009.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
Послание Президента РФ Федеральному собранию.. Мне хотелось бы отметить, что в послании президента к Федеральному собранию говорится о том, что система.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой.
Федеральные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Донцова С.В. учитель высшей категории МОУ «СОШ 4 г.Орска»
В 2009 году начала работать национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения.
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
Подготовили учителя ВСШ 4 Н.В. Баженова О.В. Казакова Е.В. Краснова.
Августовское педагогическое совещание «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Чухломском муниципальном районе»
Образование Новосибирской области Результаты (КПМО ) и перспективы ПЕРСПЕКТИВЫ.
Ключевые направления Обновление образовательных стандартов Развитие учительского потенциала Поддержка талантливых детей Развитие школьной инфраструктуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Государственная политика в области образования Государственная политика в области образования.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
1 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Транксрипт:

СТРАТЕГИЯ 2020 и новая модель российского образования Инновации в деятельности школы и педагога

Послание президента РФ Федеральному собранию. 5 ноября 2008г.

Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". И её составляющими станут пять направлений.

Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась. Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически. Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".

Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.

16 Января 2009 Минобрнауки разработало и представило план реализации инициативы президента России "Наша новая школа". Первым направлением станет аттестация педагогических и руководящих кадров. В новых квалификационных характеристиках учителям будут предъявляться следующие требования: умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и электронной почтой. Второе направление - введение новых систем оплаты труда учителей. Третье направление реализации инициативы президента - конкурс "Учитель года России".

Четвертое направление - привлечение на работу в школы специалистов из других сфер деятельности, которые бы помогли ребятам определиться в выборе профессионального пути. Для этих целей Минобрнауки рекомендует регионам изучать потребность школ в необходимых специалистах, в том числе из различных сфер экономики."Необходимо продумать различные варианты привлечения специалистов в школы: на постоянной основе, по совместительству, на безвозмездной основе« (Игорь Реморенко). Шестое направление - обновление механизмов повышения квалификации учителей. "Мы обращаем внимание на целесообразность введения бюджетных сертификатов, когда учитель сам может выбирать учреждение, где повысить квалификацию" ( Игорь Реморенко). Седьмое направление - новая пенсионная реформа. Создан специальный пенсионный фонд "Образование и наука«.

График модернизации образования: 2009 – 12 – – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы –введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.

Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5) Гражданские институт на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.

Образовательная программа школы до 2012 года До 2012 года в регионах должны заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные, спортивные и исследовательские занятия проводились, а главное – имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность. Создать такую образовательную программу, в которой каждый ребенок мог бы развивать свои индивидуальные способности наряду с усвоением общих результатов – это и есть задача, которая решается с помощью стандартов.

Инновации в проектировании образовательного пространства школы Образовательные среды (урочная, внеурочная и внешкольная); Основная образовательная программа и образовательный план; Инвариант и вариативная часть стандарта; Нормативная модель работы педагога; Учебно – методический комплекс как образовательная технология; Индивидуальный образовательный маршрут;

До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.

Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.

По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности. Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.

Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии. 7. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе.

Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.

По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель- исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.

К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования Реализация новой модели «Российское образование 2020». Участие в международных исследованиях оценки качества образования.

Образовательный стандарт второго поколения и профессиональная деятельность педагога Современное качество образования в деятельности педагога

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Ключевые компетентности готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

Сравнительный анализ моделей обучения в начальной и основной школах Начальная школа: Ученик; Учебный день; Оценка учебной деятельности; Универсальность педагогической деятельности; Основная школа: Предметные знания; Урок; Оценка отчужденных знаний; Специализация педагогической деятельности;

Образовательные среды государственного образовательного стандарта Урочная ОС - академические ЗУН Внеурочная ОС - ключевые компетентности Внешкольная ОС - социальный опыт научные знания (ориентация на знания научной отрасли) фундаментальность деятельности (образование на всю жизнь для… ) классно-урочная система в организации обучения (предмет, программа, урок, класс) ЕГЭ практикоориентированные знания (апробация полученных знаний на практике) полезность (личностная значимость знаний, конструкция собственных знаний в определенном контексте) модульность построения самостоятельного обучения во внеурочной деятельности (индивидуальный образовательный маршрут); Диагностика индивидуальных достижений социально ориентированные требования социально востребованные навыки поведения и экономически обоснованные навыки карьерного роста социальные проекты во внешкольной деятельности Портфолио

Урочная образовательная среда Образовательные технологии

Технология усвоения ЗУН и основная форма ее применения Восприятие Осмысление Запоминание Применение УРОК

Внеурочная образовательная среда Есть один вопрос, на который все-таки взрослые знают лучше ответ. Это вопрос – зачем. Может быть, тогда общение учителя с учениками, с учениками, которые ответы на вопросы «что», «где» и «как» могут получить не только у учителя, становится, по сути дела, поиском ответа на самый главный вопрос жизни – зачем. (И.Калина)

Внеурочная образовательная среда

развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.

Технология организации самостоятельной работы с учебным материалом Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия не стандартных решений. Самостоятельная работа – это: вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения.

Признаки самостоятельной работы опережающее обучение основам самостоятельной работы; выделение специального времени для проведения самостоятельной работы; наличие задания педагога, требующего умственных и физических усилий ученика; самостоятельное выполнение задания обучающимися; контроль и помощь ученику в организации самостоятельной работы; наличие результатов работы, которые отражают индивидуальное понимание проблемы.

Внешкольная образовательная среда

Технология социализации учебного материала в самостоятельной работе учащегося Современные технологии организации самостоятельной работы учащихся в общественно-полезной деятельности. Социальная практика учащихся за пределами школы.

Условия качественного обучения обязательность среднего (полного) образования

С вступил в силу Федеральный закон от N 194-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», устанавливающий обязательность получения гражданами РФ всех трех ступеней общего образования.

Содержание Закон устанавливает обязательность общего образования и государственной (итоговой) аттестация по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Возраст обучающегося, до достижения которого сохраняет силу требование об обязательности общего образования, увеличен с 15 до 18 лет. Возраст обучающихся, которые могут получить среднее (полное) общее образование в общеобразовательных учреждениях по очной форме увеличен до 20 лет. обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, имеющие академическую задолженность по одному предмету, так же как и обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, могут быть переведены в следующий класс условно.

Принципы обязательности, общедоступности и бесплатности всех ступеней общего образования: - соответствие качества общего образования требованиям нормативно-правовой базы как основы бесплатности обучения в школе по таким направлениям как базисный учебный план, учебники и учебные пособия; - результативность работы школы в новых формах итоговой аттестации, гарантирующей качественное образование каждому учащемуся; - соответствие условий получения качественного общего образования в школе каждым учащимся его индивидуальным особенностям и потребностям по таким направлениям как профильность, вариативность, здоровьесбережение и сетевое взаимодействие учреждений на основе информационно-коммуникационных технологий; - система взаимодействия школы с родителями учащихся по выстраиванию единых принципов воспитательной работы с детьми; - взаимодействие школы и органов местного самоуправления по соблюдению основ всеобуча, организации и развитию системы дополнительного образования и социальной поддержки учащихся; - взаимодействие школы и органов государственного управления по профилактике правонарушений и созданию условий для получения образования подростками в учреждениях пенитенциарной системы;

Параметры оценки благоустройства и оснащенности школ Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН Наличие работающей системы канализации, а также оборудованных в соответствии с СанПиН туалетов Благоустроенность пришкольной территории (озеленение территории, наличие оборудованных мест для отдыха) Организация горячего питания Наличие в здании, где расположено учреждение, собственного (или на условиях договора пользования) лицензированного медицинского кабинета Количество компьютеров, имеющих сертификат качества, используемых для осуществления образовательного процесса Количество мультимедийных проекторов Количество интерактивных досок Наличие скоростного выхода в Интернет (скорость канала не ниже 128 кб/с)