АЛЬТАМИРА (Altamira), пещера в провинции Сантандер (Испания) с красочными настенными изображениями (бизонов и др. животных) мадленской культуры позднего палеолита.
Находки пещеры соответствуют трем важнейшим вехам в истории палеолита: наскальные рисунки Альтамира (древностью как минимум в 13 тыс. лет), святыня грота «Эль Гуйо» той же эпохи, расположенная рядом с городом Игойо, и останки пещерного человека в Морин (рядом с Альтамира, древностью около 30 тыс. лет). Все объекты расположены в радиусе около 30 км друг от друга, в окрестностях города Сантандер.
САУТУОЛА (Sanz de Sautuola) Марселино Санз де ( ), крупный испанский землевладелец, увлекавшийся археологией и открывший пещеру Альтамира (провинция Кантабрия на севере Испании). Вместе с дочерью Марией он обнаружил в пещере живописные изображения периода палеолита. В 1880 Саутуола опубликовал работу «Краткие заметки по поводу некоторых доисторических предметов в провинции Сантандер». Подлинность найденной им живописи была признана учеными только после его смерти. Портрет Марселино Саутуолы испанского землевладельца, открывшего пещеру Альтамира.
Венера Виллендорфская. Музей истории искусств. Вена.Самыми древними скульптурными изображениями являются примитивные женские фигурки «палеолитические венеры». Статуэтки не более см в высоту, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости. Такие фигурки найдены во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Австрии, чехии и Украине.
«Венера Лоссельская». Музей Аквитании, Бордо. Франция. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО, искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите ок. 33-го тыс. до н. э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.
ЛАСКО (Lascaux), пещера во Франции, ок. г. Монтиньяк, с гравированными и живописными настенными изображениями (охоты на бизона, оленей, диких быков, лошадей) позднепалеолитическо го времени.
Общий вид пещеры Ласко. Лошадь. Из росписи пещеры Ласко. Франция. Зал быков в пещере Ласко
«Каменная газета». Аризона. Сражающиеся лучники. Кастильон. Испания.
Композиция в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.
Танец. Роспись Лльейда. Испания. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, отражая в них собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук создали предпосылки для возникновения танца. Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, с верой в победу над врагом.