Научно - технический отчет о выполнении 3 этапа Государственого контракта П 383 от 7 мая 2010 г. « Поисковое исследование творческой деятельности и миропонимания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование филологической концепции текста произведения как особой сегменто- скважинной структуры (на основании общих принципов квантовости-прерывности.
Advertisements

Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
«Формирование филологической концепции текста произведения как особой сегменто- скважинной структуры (на основании общих принципов квантовости-прерывности.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методы географических исследований и основные источники географической информации.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Транксрипт:

Научно - технический отчет о выполнении 3 этапа Государственого контракта П 383 от 7 мая 2010 г. « Поисковое исследование творческой деятельности и миропонимания Михаила Шолохова в контексте новаторства в поэтико - языковой доминантности » Руководитель проекта : Диброва Е. И.

Научная значимость Научная значимость проекта заключается в создании теоретико - методической концепции и аналитико - практической базы для разработки инновационной технологии изучения шолоховских текстов как с использованием традиционных проверенных знаний, обусловленных литературно - лингвистическим исследованием, так и новаторских позитивных решений в области текста, опирающихся на концепцию поэтико - языковой доминантности М. Шолохова, имманентное развитие поэтических структур и их закономерностей, миропонимания художника слова с учетом современного российского и зарубежного опыта

Объектом исследования является филологическое исследование текста с точки зрения традиций изучения и новаций – миропонимание художника слова в сфере поэтико - языковой доминантности. Цель проекта : описание творческой деятельности М. А. Шолохова в идиосфере его миропонимания и установление новаторства лингвопоэтической стилистики в художественном мире писателя. Методическая составляющая проектной деятельности представлена проблемным анализом, ретроспективным анализом, сравнительно - сопоставительным анализом, прогностическим анализом и др., а также общепринятыми научными методами работ.

Методология исследования Проблемный анализ ( выделение проблем, формирование проблемного поля, классификация проблем ) – анализ проблем конкретной ситуации, причин их появления, условий для существования, возможных вариантов последствий. Ретроспективный анализ посвящен рассмотрению опубликованных к настоящему времени работ по изучению творчества М. А. Шолохова. Он включает в свой состав область социофилологических, социологических, структурно - семантических, историко - филологических, критериальных исследований, изучающих методико - теоретические аспекты рассмотрения концепций текста художественного произведения с точки зрения оптимизации процесса изучения, его моделирования и установления алгоритмов разработки. Сопоставительно - сравнительный анализ применяется в данном проекте для классификации и комментариев явлений, которые ранее были изучены учеными с различных, нередко противоречивых точек зрения. Указанный вид анализа может быть представлен системой соподчиненных категориальных классификаций на основе общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Возникающий системный аспект описания позволяет анализировать художественный текст в познавательных филологических критериях, базирующихся на общефилософских категориях. Категории текста являются универсальными понятиями связей, свойств и отношений предметов, процессов и явлений художественного мира.

Праксеологический анализ ( рассмотрение деятельностных процессов с точки зрения их оптимизации ) - анализ путей оптимизации образовательной системы, алгоритмизация и моделирование деятельности. Прогностический анализ ( формирование прогнозов относительно сценариев развития существующей ситуации ), включая нормативный прогностический анализ, связанный с созданием будущего состояния системы и определением способов достижения этого состояния, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендов развития ситуации определяются возможные варианты будущего. При выполнении первого этапа по Государственному контракту были использованы следующие методы. Метод декомпозиции. Расчленение процесса на простые составляющие. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т. е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение новой модели с системой до декомпозиции. Нормативный ( критериальный ) метод. Обосновывается совокупностью нормативов, которые отражают эффективность системы, а затем реальная система сравнивается с нормативной системой, что позволяет выявить характер отклонения от нормы. Методология исследования

Метод агрерирования. Преобразование исходной модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, дающую приближенное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса. Метод исключений. Отсекание лишних вариантов по принципу бинарной оппозиции (« третьего не дано »), сведение проблем к простым дилеммам выбора. Гипотетический метод. Выдвижение с последующим опровержением или доказательством гипотез относительно исторических фактов и их трактовок, степени действия тех или иных факторов внешней среды, оказывающих воздействие на их обоснованность. Метод закономерностей. Поиск случайных и закономерных связей между явлениями и фактами в рамках структурирования текста и воздействия факторов внешней среды. Метод классификаций. Упорядочивание основных субъектов и объектов, системы филологического знания, подразделение их на типы и виды. Дополнительная типологизация связей и отношений между ними. Методология исследования

Результаты экспериментальных и теоретических исследований На основании аналитического обзора теоретических исследований российских и зарубежных ученых ( 396 источников ) были написаны разделы : 1. « Типологическая параметризация поэтико - лингвистической идиосферы в языке произведений М. Шолохова » 2. « Структуральная поэтика как языковое выражение в ее системных и авторских закономерностях : общенациональное ( общерусское ) и шолоховское в текстах писателя ».

С учетом подготовки к проекту была мая 2011 года была проведена XI I Международная науч н ая конференция « М. А. Шолохов в современном мире » Конференция является показателем результатов экспериментальных и теоретических исследований коллектива. План и содержание работы конференции отражали обоснованный вариант направления исследований проекта – филологического изучения языка М. А. Шолохова в следующих сферах : 1) речевая коммуникация ( писатель – читатель ), иными словами, размыкающая диалогичность художественного текста ; 2) композиция произведения, определяющая статус произведения ( рассказ, очерк, роман, письмо ), раскрывающая развитие сюжета ; 3) миропонимание как поэтическая доминанта в художественном мире М. А. Шолохова. Как было отмечено, эти три направления поисково - исследовательской работы составляют сущность рассмотрения творчества М. А. Шолохова.

На конференции выступили виднейшие российские шолоховеды : Н. В. Корниенко, член - кор. РАН, зав. Отделом современной литературы ; Л. Е. Колодный, известный публицист, нашедший рукописи М. А. Шолохова ; В. В. Петелин, д. ф. н. МГГУ им. М. А. Шолохова, автор многочисленных книг и комментариев по творчеству М. А. Шолохова ; В. О. Осипов, член Высшего творческого совета Союза писателей России, лауреат Шолоховской премии ; Е. И. Диброва, д. ф. н., проф, автор проекта и главный редактор « Словаря языка Михаила Шолохъва » ( Азбуковник, М., 2005), лауреат Шолоховской премии, директор Шолоховского научно - образовательного центра. В конференции приняли участие зарубежные шолоховеды из 5 стран : Ермолаев Г. С., д. ф. н., проф. Принстонского университета ( США ); Шарфави Э., доктор, Университет Коменского ( Словакия ); Сугай Л. А., д. ф. н., проф. Гарант русистики в Университете им. Матея Бела в Банской Быстрице ( Словакия ); Мицуси Китадзё, проф., вице - декан факультета иностранных языков, зав. каф. русского языка университета Киото Сангё ( Япония ); Стоев Хънтов Владимир, доц., к. ф. н., Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия ( Болгария ); Костин Евгений Александрович, д. ф. н., проф., ректор Балтийской академии ( Вильнюс, Литва ).

В рамках конференции был проведен научный семинар : « Шолоховская энциклопедия ». К началу конференции была издана газета « Шолоховская весна ». Программа конференции и газета прилагаются. Поданные в Оргкомитет доклады и сообщения рецензируются и будут сданы в печать к ноябрю 2011 г.

Не менее значимым результатом теоретических и экспериментально - теоретических исследований являются опубликованные в журналах ВАК, а также сданные в печать в журналы ВАК и международные журналы статьи исполнителей проекта. Статьи в журналах ВАК 1. Рыбальченко Е. А. Поэтика цвета в романе М. А. Шолохова « Тихий Дон »// Филологические науки. Ростов - на - Дону, ЮФУ, С Бутрим З. И. Текстография М. А. Шолохова и А. П. Чехова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки С Статьи в зарубежных журналах ( сборниках научных трудов ) 1. Диброва Е. И. Этнолингвистический концепт « степь » в квантовой интерпретации // МАПРЯЛ 2010 (8 – 11 апреля 2010 г. Болгария, Велико - Тырново ). Десятый Международный Симпозиум « Теоретические и методические проблемы русского языка как иностранного в традиционной и корпусной лингвистике » Материалы докладов и сообщений. Велико - Тырново, С ).