Архитектура Санкт-Петербурга I четверти 18 века. Автор Антонова К.Н. 4 курс з/о ИЗО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составлена учителем МХК ВКК Натальей Алексеевной Курочкиной МОУ Песковская СОШ Петропавловский район Воронежская область.
Advertisements

На рубеже XVII – XVIII веков в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Реформы, проведенные Петром I (1696 – 1725), затронули не только.
Архитектура Санкт-Петербурга | половины Х||| века
Царствование Петра I. Время перемен в градостроительстве. Возведение Петербурга. Работа Абдилнаби Кубаныча Абдилнабиевича, 9 класс, ГОУ « Интеллектуал»,
«Петропавловская крепость» Подготовил: учитель истории А.А. Чугунов МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Садовый» Татищевского района Саратовской области.
Архитектура Петербурга
Меншиковский дворец.. Меншиковский дворец – построенный для первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова, приближённого императора.
О Санкт-Петербурге для самых маленьких. (часть 1) Автор: Бабинец Ольга Анатольевна, воспитатель ГБДОУ д/с 77 комбинированного вида Приморского района г.
Задание на урок Заполнить сюжетную таблицу «Достижения в архитектуре петровской эпохи» и ответить на вопрос: какими новыми чертами характеризуется культура.
Работу выполняли ученицы 9 «а» класса Мицкевич Юлиана, Симовских Ксения Историко-краеведческий конкурс «Святыня Петербурга», посвященный 300-летию Александро-Невской.
История и Культура Санкт- Петербурга Внеурочное мероприятие для учащихся начальной школы «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» «История моего города»
Презентация к уроку МХК в 8 классе по теме «Петровское барокко» Рахматуллина Лейсан Халиловна учитель музыки МОУ Федоровская СОШ 1 ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ.
Храмы Санкт - Петербурга Федорова Н.Б. школа 132 Калининского района.
Петербург – новая столица Российского государства, город нового для России облика.
Т ЕМА : К ЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ Р ОССИИ. (2- Я ЧАСТЬ ) «Строгий, стройный вид» Петербурга.
Терещенко А.С.. 1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты).
Кронштадт Кроншта́дт (от нем. Krone корона и Stadt город) город-порт на острове Котлин в Финском заливе. Административный район Санкт-Петербурга.
Яковлева О.В. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ»
Доме́нико Андре́а Трези́ни. Доме́нико Андре́а Трези́ни (около февраля (2 марта) 1734) архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ. ФЛАГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Флаг Санкт- Петербурга был принят 6 сентября 1991 года. На полотнище красного цвета помещены два серебряных якоря.
Транксрипт:

Архитектура Санкт-Петербурга I четверти 18 века. Автор Антонова К.Н. 4 курс з/о ИЗО

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет. Реформы, проведённые Петром I ( гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство. XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.

В начале XVII века основным строительным центром становится Петербург. Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703, которая должна была защищать отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли.Петропавловская крепость(27) мая1703 Петропавловская крепость.

План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые - кирпичные. Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Для большинства строений Петропавловской крепости характерно долговременное строительство. Над многими зданиями, входящими в композицию Петропавловской крепости, трудилось несколько поколений зодчих.

Петропавловский собор. Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла.Трезини был наиболее известным среди приглашенных архитекторов. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора.

Домик Петра Великого Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари Берёзовый остров).Это единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик стал первой петербургской резиденцией Петра I. Домик Петра IБерёзовом острове

Адмиралтейство. В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад. Первое здание Адмиралтейства, которое в то время называли "Адмиралтейским домом", представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П" с производственным двором, раскрытым к Неве. Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним мазанковую башню со шпилем, увенчанным корабликом.1704 годаАдмиралтействоРоберт Брюс Александровский сад

Таким образом, в годах основными градообразующими функциями города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно- европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга. фортификациясудостроениедороги поселения

По замыслу Петра I, прежде всего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. На Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, например великолепный дворец сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто служивший местом торжественных царских приёмов.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга, возведение которых началось после блестящей победы, одержанной русскими войсками 27 июня 1709 года под Полтавой, в Северной войне. Строительство Меншиковского дворца началось в 1710 году по проекту архитектора Д.М. Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург, и через три года работы по сооружению этого здания были поручены немецкому архитектору Г. Шеделю. Дворец сооружался в несколько этапов. Как установил известный реставратор памятников петровского времени А. Э. Гессен, сначала это была полутораэтажная компактная постройка, к которой вскоре пристроили два симметричных флигеля, что привело к образованию перед зданием небольшого дворика

Вдоль стен дворца и новых флигелей возвели одноэтажную открытую галерею, которая объединяла дворцовые корпуса и окружала дворик с трех сторон. Двор украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом. Облик дворца изменился в ходе приспособления его для Сухопутного шляхетского корпуса, в распоряжение которого здание было передано вскоре после ссылки светлейшего князя Меншикова и его семьи. Отделка большинства помещений также подверглась изменениям.

Кунсткамера. Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 году по проекту архитектора Г. Маттарнови на Васильевском острове. Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I.

Здание Двенадцати коллегий. Одна из самых ранних построек на Васильевском острове, возведенное в годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Летний дворец Пётр подарил его своей жене Екатерине Алексеевне. Ансамбль Летнего сада и дворца - самый ранний в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу Петра I, который принимал личное участие в проектировании парка. В 1704 году на указанном императором месте стали высаживать цветы и саженцы деревьев различных пород, устанавливать первые мраморные статуи, привезенные в молодую российскую столицу со всей Европы. Саду был придан регулярный характер: сеть прямых аллей была геометрически выверена, деревья и кустарники аккуратно подстрижены, скульптуры и фонтаны симметрично расставлены. В работах принимали участие известные архитекторы - Матвеев, Земцов, Микетти, Леблон и другие.

Александро-Невская лавра. Один из старейших архитектурных ансамблей Санкт- Петербурга, Александро- Невская Лавра, был заложен в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России. Композиционным центром лавры является Троицкий собор, построенный архитектором Старовым. Окончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами. Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было строить каменные дома. Подобно другим европейским столицам, Санкт- Петербург уже в первой половине XVIII в. был окружён императорскими резиденциями в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных дворцах и городских парках проводились шумные торжества.