Исследовательская работа по русскому языку: «Речь учителя как составляющая его личности» (по произведениям «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля, «Далёкие годы» К. Г. Паустовского) Фестиваль русского языка Автор: Лаптун Елизавета, гимназистка 11 В класса МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова». Научный руководитель: Плотникова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова».
Цель исследования: доказать, что речь учителя – это главная составляющая его личности. Задачи: 1. Познакомиться с видами публичной речи 2. Рассмотреть речь героев произведений 3. Определить, какой вид речи доминирует в характеристике учителя как личности.
Классификация видов речи Е. Н. ЗарецкаяП. Сопер Провокационная РитуальнаяИмперативная Убеждающая Призывающая к действию Развлекательная Информационная
Речи учителей Ромашов Николай Ильич «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля «Далекие годы» К. Г. Паустовского Субоч
Обвинение Грозное, укоризненное Учит, обличает, наказывает Обвинение Ромашова переполнено эмоциями Осуждение Николай Ильич Ромашов, инспектор гимназии, из произведения «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля
Обвинение Безжалостное, обличительное Подавляет, унижает, оскорбляет Субоч пришёл в ярость Возмущение Субоч, учитель латинского языка, из произведения «Далёкие годы» К. Паустовского
Напутствие Трогательное, чувственное Помогает, вдохновляет, объясняет Напутствие Субоча необыкновенно пронзительно Пожелание Субоч, учитель латинского языка, из произведения «Далёкие годы» К. Паустовского
УчительВид речиХарактеристика речиЛичностные качества Ромашов Николай Ильич, инспектор гимназии Императивная Обвинение. Речь яркая, выразительная. Сопровождение речи: телодвижения. Осуждающий. Властный. Грубый. Воспитывающий. Искренне надеется на будущее исправление учеников. Субоч, учитель латинского языка Императивная Речь яркая, очень эмоциональная, напряжённая, воздействующая на учеников. Множество восклицательных номинативных предложений. Негодование. Оратор. Влюблённый в латынь. Эмоциональный. Возмущённый. Негодующий. Субоч, учитель латинского языка Ритуальная Речь искренняя, доброжелательная, прощальная. Напутствие. Признание в своих чувствах. Наставление. Эмоциональный. Чувственный. Сопереживающий. Любящий. Благодарный.
Учитель – оратор, выражающий свои чувства и эмоции
Характеристика учителей Ромашов Николай Ильич Субоч Властный воспитатель Любящий отец
Спасибо за внимание!