МОУ Чемашинская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса Речеведение Программа элективного курса Речеведение Учитель Шайдулина М.З.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» (34 часа) Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 26» Кондрашева Т.Г.
Система подготовки к сочинению по литературе как шаг подготовки к ЕГЭ Выставка «Школа-2015» Автор – Недашковская Е.П., учитель русского языка и литературы.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Корюкина Ш.И. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский Самарской области Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
Использование технологии проектирования учебного процесса В.М. Монахова при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Учитель русского языка и литературы.
ПРОГРАММА курса по выбору «Подготовка учащихся 9-х классов к экзамену по русскому языку в новой форме» Класс- 9-Ю2 Учитель Литвинюк В.Т. Программа курса.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
МОУ «Кулунская общеобразовательная школа» «Русская речь» Руководитель: Тепляшина Ольга Сергеевна.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Элективный курс по русскому языку учимся писать сочинение- рассуждение. 9 класс 17 часов.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Урок-зачёт в 10 классе « Комплексный анализ текста». Выполнила: Воеводина Г. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ »2.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Транксрипт:

МОУ Чемашинская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса Речеведение Программа элективного курса Речеведение Учитель Шайдулина М.З.

Утверждена на педагогическом совете школы Программа элективного курса «Речеведение» Составитель: Учитель русского языка и литературы Шайдулина Минзифа Закировна МОУ «Чемашинская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л.М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения 1.Учебник «Русский язык» в классах А.И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи». 2.Г.Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С. 3.Т.А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. 4.Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. 5.Н.П. Морозова. Учимся писать сочинения. 6.В.И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. 7.Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, Систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нём изобразительно-выразительные средства. Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретённые в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Элективный курс состоит из 2-х разделов.

Программа включает в себя: пояснительную записку; содержание программы; основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом; технологию организации учебного процесса; формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки; требования к результатам освоения ЭК; список литературы для учащихся.

Цели элективного курса: Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ; Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе; Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью; Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей; Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса: Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе). Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе. Способствовать развитию письменной речи. Подготовить учащихся к выполнению задания С ЕГЭ.

Содержание программы РАЗДЕЛ I Разноаспектный анализ текста. 18 часов.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов. Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции. Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.

Учащиеся должны уметь: указывать средства связи между частями текста; определить тему и основную мысль текста; определить тип и стиль речи; использовать знания о тексте и изобразительно- выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы: прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится; прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора; определить, какое утверждение противоречит позиции автора; определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…); найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…); написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце; какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении; какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

РАЗДЕЛ II Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов.

Тема 1. Анализ текста. 4 часа. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений: Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения. 6 часов. Умения и навыки.

Учащиеся должны уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста; анализировать форму исходного текста; находить характерные для исходного текста языковые средства; создавать связное высказывание; излагать последовательно собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы: написание сочинений-рассуждений; редактирование.

Технология организации учебного процесса по ЭК Реализация данной программы предусматривает использование личностно- ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову: - уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике; - уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний. Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); - работа в группах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально- деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях: текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов; Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Литература для учащихся: Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004; Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006; Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировчные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004; Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005; Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.

Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников». Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», Дополнительная литература: