По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Урок-практикум в 11 классе. Учитель Е.А.Долотова, лицей 12 г.Лениногорска РТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выразительные средства синтаксиса Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса.
Advertisements

Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Задание А 3 Тренажёр. А 3-1. Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении: «Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет.
Добрый день!. Всего удивительнее – Человек, Потом – этот мир: океаны и горы, потом - бесконечного неба просторы, И вновь – Человек. И опять – Человек…
ТРОПЫ Урок-практикум. Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Олицетворение Антитеза.
Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Образ Иешуа – отображение Человека в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Транксрипт:

По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок-практикум в 11 классе. Учитель Е.А.Долотова, лицей 12 г.Лениногорска РТ

Классификация изобразительно- выразительных средств Лексико- морфологические Образные (тропы) Интонационно- синтаксические (стилистические фигуры) Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы… Устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы… Эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение… Перифраз, гипербола, литота… Анафора, эпифора, параллелизм, градация… Инверсия, эллипсис, антитеза, оксюморон, парцелляция…

«Мастер и Маргарита» отличается сложной структурой и включает в себя особенности различных разновидностей жанра романа. Этим обусловлено и стилистическое многообразие. «Библейские», «московские» главы, эпизоды, посвященные мастеру и Маргарите, написаны в разном стилевом ключе. Обращаясь к цитатам из этих глав, попробуем определить - Художественное своеобразие романа Булгакова

Глава 2 В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в предложениях?

1. Метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, риторический вопрос, градация О боги, боги, за что вы наказываете меня? Это … опять она, непобедимая, ужасная, нестерпимая болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой. … да еще вода пела замысловатую приятную песню в фонтане. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо.

2. Олицетворение, перифраз, метафора, сравнение, анафора, риторический вопрос … связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились. Пропал отягощенный розами куст. Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу. Пропало и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Кто же может услышать нас сейчас здесь? Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? Мальчик ли я, Каифа? Прокуратор … поглядел на землю, потом, прищурившись, в небо, увидел, что раскаленный шар почти над самой его головою... …но зато впереди себя Пилат площади уже не увидел – ее съела толпа.

3. Олицетворение, эпитет, метафора, синонимы, антонимы Тут в уши ему ударил несколько раз железный рубленый крик… Пилат выкрикивал слова и в то же время слушал, как на смену гулу идет великая тишина… Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши Ненавидимый им город умер, и только он один стоит, сжигаемый отвесными лучами, упершись лицом в небо. Вбросив меч в ножны, командир ударил плетью лошадь по шее и поскакал в переулок... За ним по три в ряд полетели всадники в туче пыли…

Главы 3-5 Седьмое доказательство. Погоня. Дело было в Грибоедове. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в предложениях?

1. Градация, сравнение, эпитет, контекстные синонимы и антонимы, метонимия Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему. …третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. И ровно в полночь в первом из залов что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там

2. Инверсия, метафора, анафора, сравнение, антонимы, метонимия …и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда. Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц. Ззаплясал Квант. Заплясал Жукопов- романист с какой-то киноактрисой в желтом платье… Вдруг джаз развалился и затих, как будто кто-то хлопнул по нему кулаком. Да, взметнулась волна горя, но подержалась, подержалась и стала спадать… И было в полночь видение в аду.

Глава 13. Явление героя Какие изобразительно-выразительные средства использованы в предложениях?

1. Сравнение, эпитет, метафора, фразеологизм, перифраз, градация …гость повернул свое лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила. И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу. Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, небывалое, никем не виданное одиночество в глазах! И не было, вообразите, в переулке ни души. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

2. Синтаксический параллелизм, гипербола, сравнение, метафора, антонимы, парцелляция Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка. Красную потертую мебель. Бюро, на нем часы, В глазах его плавал и метался страх и ярость. Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами. Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. В печке ревел огонь. В окнах хлестал дождь.

Глава 32. Прощение и вечный приют Итоговая самостоятельная работа

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8 (1)Боги, боги мои! (2)Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4)Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. (5)Это знает уставший. (6)И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его. (7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. (10)Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. (11)Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12)И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13)Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

В1. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. В2. Из предложений выпишите производный предлог. В3. из предложения 13 выпишите словосочетания со связью примыкание (1)Боги, боги мои! (2)Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4)Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. (5)Это знает уставший. (6)И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его. (7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. (10)Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. (11)Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12)И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13)Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

В4. Среди предложений 1-6 найдите односоставное назывное. Напишите его номер. В5. Среди предложений 4-8 найдите предложение осложненное тремя обособленными обстоятельствами. Напишите его номер. В6. Среди предложений 7-13 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите его номер. В7. Какое из предложений 1-6 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения напишите его номер. (1)Боги, боги мои! (2)Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4)Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. (5)Это знает уставший. (6)И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его. (7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. (10)Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. (11)Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12)И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13)Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

Заключительная глава романа Булгакова открывается описанием таинственного ночного путешествия героев. Центральным образом, организующим отрывок в единое целое становится ___ (предложения 9- 11). Дополняют картину ___ («в загрустившем небе», «багровая луна»). Созданию необычного настроения подчинены и синтаксические средства, такие как ___ ( предложения 1,2) и ___ (предложения 10-11). Список терминов: 1. Литота 2. Ряды однородных членов 3. Эпитеты 4. Фразеологизмы 5. Развернутая метафора 6. Развернутое сравнение 7. Риторические вопросы 8. Риторические восклицания 9. Парцелляция (1)Боги, боги мои! (2)Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4)Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. (5)Это знает уставший. (6)И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его. (7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. (10)Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. (11)Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12)И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13)Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.