Разработка учителя русского языка и литературы Кощаковской СОШ Пестречинского района РТ Шмелёвой Г.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Какие разделы лингвистики вы будете изучать? Назовите название тех разделов, которые вам известны.
Advertisements

Роль языка в жизни человека и общества. Роль языка в жизни человека и общества учебный год 8 класс МБОШ «СОШ 25»
Сущность и функции языка. Роль языка в жизни человека и общества.
В творческой мастерской художника слова. (Урок- исследование)
Роль языка в жизни людей. Русский язык.. Говори, говори, да не заговаривайся.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Международное значение русского языка Вводный урок в 9 классе.
Что такое сочинение-рассуждение
«Глагол является основой языка» А.Н. Толстой «Глагол является основой языка» А.Н. Толстой Название проекта: « Глагол – важная единица речи » Творческое.
Самая большая ценность народа…. Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит,думает. Д. С. Лихачев.
Выполнила ученица 5 «а» класса МОУ «ООШ 39» Саблина Елизавета.
Устный журнал «Язык мой – «Язык мой – друг мой» друг мой»
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
- русский язык является родным для 170 миллионов человек, 350 миллионов его понимают; 350 миллионов его понимают; - это государственный язык - это государственный.
Знакомство с учебником. Каждая книжка – результат большого коллективного труда, и этот труд надо беречь. 1.Игра «По щучьему велению». 2.Синтаксический.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нем говорят не только русские. Он понятен людям многих национальностей. Константин Георгиевич Паустовский.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Великие о великом Афоризмы русских писателей о русском языке.
Транксрипт:

Разработка учителя русского языка и литературы Кощаковской СОШ Пестречинского района РТ Шмелёвой Г.А.

Цели урока: 1. Повторить изученный в начальной школе материал по теме: «Типы речи« 2. Научить строить рассуждение с выводом. 3. Показать значимость русского языка в современной жизни. Опережающее задание: -Вспомнить типы речи. -Подобрать примеры 1 в.-описания 2 в-повествования 3 в-рассуждания 4 в-два высказывания или три пословицы о русском языке

-Ребята, на каком языке мы с вами говорим и думаем? -На русском. -А что мы знаем о русском языке? Запись под диктовку удачных примеров из домашнего задания. « Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,- писал Паустовский. А. И.Куприн утверждал: « Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Язык до Киева доведёт.(Пословица)

Мы не случайно говорим и пишем сегодня о русском языке. Дело в том, что нам надо решить очень важный вопрос: « Для чего нужно изучать русский язык?» Как сделать это правильно? Какой из изученных вами типов речи лучше всего применить?

Задания по вариантам. -Определите, к какому типу речи относится ваш текст. -Вспомните, что характерно для текста- повествования, текста- описания и текста- рассуждения. -Докажите свою точку зрения, выделив основные части текста и проанализировав их.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки- это язык. -Это повествование, так как здесь даётся информация о том, что вся жизнь человека связана с языком. Глаголы указывают на последовательность событий.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.Нет таких звуков,для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский. -Это описание, так как здесь нет событий.

Для чего надо ходить в школу? И зачем придумали, чтобы дети ходили в школу? Мало этого, нас ещё и уроки заставляют делать. Кому это надо? Может, нашим родителям? Но ведь они и так всё знают, значит им это не нужно. А что будет, если дети не будут учиться? Они, конечно, вырастут и станут взрослыми, но будут неграмотными. Значит, они не смогут найти хорошую работу, не будут хорошо зарабатывать. Они ведь даже книжки не смогут почитать своим детям! А как они считать будут? - Этот текст похож на рассуждение, так как поставлен вопрос, есть доказательство, только нет законченности.

Наши задачи: 1 Написать сочинение на тему « Для чего нужно изучать русский язык? 2 Для этого: -Выдвинуть тезис -Доказать свою мысль -Подвести итог

-Подумать о роли русского языка в нашей жизни. -Поразмышлять, для чего в школьную программу ввели изучение русского языка -Пофантазировать, что было бы, если бы русский язык перестали изучать Выбирайте!

К ЛИШЕ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ Всем известно, что … В наше время без… Если бы вдруг в один прекрасный день… Русский язык поэт С.Данилов называет «всеохватным»,потому что Дикарём мы считаем человека, который…

К ЛИШЕ ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. Я считаю,… По-моему,… Во-первых,…. Во-вторых,…. Может быть,…

1. Прочитать тест. 2. Найти в нём основную мысль, аргументы. Которые приводит автор для доказательства своего утверждения. 3. Сделать вывод. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка являются не праздным занятием, от нечего делать, но насущной необходимостью:. А И.Куприн утверждал, что русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Например:

К ЛИШЕ ДЛЯ ВЫВОДА Итак,… Значит,уроки… Из сказанного выше следует, что…

Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. К. Паустовский. Дикарём мы считаем человека, живущего по примитивным законам. А при чём тут знание русского языка? Я считаю, что знать язык-это не только общаться на нём с друзья. Я не раз замечал, что речь людей дома, на работе, в общественных местах сильно отличается. Книги для детей и учебники, газеты и объявления –тоже написаны русским языком, но по-разному. Поэтому надо знать, где и как говорить или писать, чтобы не быть похожим на дикаря.

-Справился ли с работой ученик? -Соответствует ли тема заглавию? -Нет, ученик рассуждает о людях - дикарях, а доказывает, что нужно изучать русский язык. -Можно ли условно назвать этот текст рассуждением? -Если следовать схеме, то да. Здесь присутствуют и вступление, и доказательство, и вывод. Только вступление для этой темы не подходит.

В школе мы изучаем много разных предметов: математику -чтобы уметь считать, географию- чтобы знать все части света,иностранный язык- чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по-русски! Я думаю, что эти уроки очень нужны. Во-первых, мы учимся правильно писать слова. Во-вторых, учимся выражать свои мысли. В-третьих, учимся рассуждать. Всё это мы должны делать грамотно. Значит, уроки русского языка в школе очень нужны.