СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЯЗЫКЕ. ВИДЫ ТРОПОВ.. «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
олицетворе ние сравнение перифразаоксюморон эпитет метафора метонимия гипербола тропы.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Выразительные средства художественного стиля речи Художественный стиль речи характеризуется применением следующих выразительных средств: ТРОПЫ – обороты,
Выполнение части В (В 8). Перед вами рецензия, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Смысловые группы наречий Цель урока: 1) систематизация знаний о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий; 2) формирование умения определять.
Перифраз Тропы МБОУ «Ульяновская СОШ» Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Едемской Еленой Николаевной.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
Подготовила: учитель начальных классов Тимановская Елена Витальевна.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Урок русского языка в 6 классе. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Средства выразительности языка в текстах публицистического стиля Учитель русского языка и литературы МОУ школа 13 г. Жуковский Журавлева О.Я.
М. Ю. Лермонтов. Прочитаем отрывок из стихотворения Скажи - ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые,
«Прилагательное – прозрачный плащ, опутывающий существительное, расцвечивающий глазурью». Шарль Бодлер.
Метонимия урок развития речи в 6 классе учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 г. Саратова Кузьмина Наталья Николаевна.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЯЗЫКЕ. ВИДЫ ТРОПОВ.

«Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». С. Есенин

«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…». Велимир Хлебников

«Каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально- образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова». «Каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально- образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова». О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. А. П. Чехов

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. Упоительной и безотрадной.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ : Антонимы: Антонимы: И ненавидим мы, и любим мы случайно, И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Когда огонь кипит в крови. М. Ю. Лермонтов Синонимы: …всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. …всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В. Г. Белинский

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…». Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Метафора (греч. перенос) это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство».

Большой мастер создания метафор – С. А. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор следующая: В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть

Город – огромное чудовище. Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением. Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их. Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их. Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди. Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.

Метонимия (переименование) это употребление слова, обозначающего какой- нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно- следственным отношениям.

Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься: Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп Юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады» Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:

ОТВЕТ: Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп Юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Пермесская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

Синекдоха (греч. соотнесение) разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Синекдоха выражает один из характерных в каком- нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой- нибудь характерной детали: Синекдоха выражает один из характерных в каком- нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой- нибудь характерной детали: И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. (А. С. Пушкин) И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. (А. С. Пушкин)

Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком: Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком: Люблю Подмосковье. Нам нужна крыша над головой. Сто лет не виделись. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Белеет парус одинокий… И было слышно до рассвета, как ликовал француз. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Мы все глядим в Наполеоны. Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко. Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

ОТВЕТ: Люблю Подмосковье. Нам нужна крыша над головой. Сто лет не виделись. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Белеет парус одинокий… И было слышно до рассвета, как ликовал француз. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Мы все глядим в Наполеоны. Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко. Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.

Иван Бунин «Ночь» (отрывок) (1)На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение! (4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С балкона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающий­ся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ноч­ном мире, подобно какому-то звенящему сну. (10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусон­ ной волны, медленно накатившейся где-то внизу на бе­рег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, уми­рающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою. (14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, ко­торое испытываю всю жизнь, когда мне случается про­снуться на ранней заре, - испытал чувство великого сча­стья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин. В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба». Список терминов: 1)эпитеты 2)синонимы 3)антонимы 4)метафора 5)инверсия 6)неполные предложения 7)обособленные члены 8)синтаксический параллелизм 9)ряды однородных членов

Ответы: 1, 4, 9, 7 Здесь может быть только «5». ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ