Цвет звукобукв и их смысл в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» Авторы: Пупыкина Анастасия, ученица 10 «б» класса,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диалог с поэтическим тестом. Урок - впечатление о стихотворении Бунина « Густой зелёный ельник …»
Advertisements

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Стихи о красоте.
Моргун Лариса Анатольевна учитель начальных классов МОБУ СОШ 4.
Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь №2"
ПОМНИТЕ… ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ. Языковые особенности стихотворения Михаила Галина «Что мы знаем о войне?!» Выполнили: ученицы VI»А» класса Надточиева.
Оценка достижений. Тест. 3 класс Школа России Учитель: Хомяк Н.А. МБОУ «НОСШ 1» ХМАО-Югра.
Фоносемантический анализ стихотворения С. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»
Символика цвета: Красный цвет возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный.. Оранжевый цвет яркий, вызывающий радость, в разных случаях успокаивает.
Цветная музыка стиха Семь вкусов спектра пробует язык Б.Ахмадулина Исполнители: Ермак Екатерина Мамонтова Ксения Мамонтова Ксения Руководитель: Пешкова.
ПАЛИТРА ОЛИВКОВЫЙ ТЕМНО-ЗЕЛЕНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ТЕМНО-СИЗЫЙ.
Имеет ли звук цвет ? Проектная работа учеников 9 класса МОУ ООШ 3 г. Камешково.
Сочетаем цвета правильно1. Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным. 2. Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным,
Формула красоты урок из программы элективных курсов «Визаж-студия» Урок разработан учителем МОУ СОШ 1 Каликиной Татьяной Владимировной.
Что такое цвет? Почему одни предметы оранжевые, а другие зелёные? Причиной является солнце или другой источник света, вернее световые лучи, которые озаряют.
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – НАУКА О ЦВЕТЕ.. ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
Урок литературного чтения во 2 « б » классе Тема : Анализ по цвету стихотворения С. В. Михалкова « В снегу стояла ёлочка ». Учитель : Куслина Валентина.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТОВЫХ ОБРАЗОВ НА ПРИМЕРЕ ПОЭТИКИ А.БЛОКА.
Выполнила учитель ИЗО МОУ СОШ 2 Земская Елена Львовна.
Выполнила: Ларионова И.Ю. – учитель изобразительного искусства МОУ СОШ 8 г. Анжеро-Судженск 2009 г.
Транксрипт:

Цвет звукобукв и их смысл в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» Авторы: Пупыкина Анастасия, ученица 10 «б» класса, Надточиева Анастасия, ученица 5 «а» класса, Василенко Константин, ученик 5 «а» класса, Щелкановцев Дмитрий, ученик 5 «а» класса Каменская МОУ СОШ 1

Таблица 1. Преобладающие ассоциации «звукобуква цвет» для русскоязычных людей звукобукваЦвет, ассоциирующийся со звукобуквой А Красный, густо-красный Б Светло-голубой В Синий Г Серо-голубой Д Сине-зеленый Е Зеленый Ё Желто-зеленый Ж Желто-коричневый З Зеленый И Синий Й Голубой К Красно-коричневый Л Голубой, синеватый М Малиновый Н Синий

О Бледно-желтый П Серый Р Черно-красный С Желтый Т Серо-коричневый У Сине-лиловый, тёмно-синий, тёмный, сине-зелёный, тёмно-лиловый Ф Фиолетовый Х Серо-кофейный Ц Ярко-желтый Ч Черно-коричневый Ш Серый Щ Желто-зеленый Ы Мрачный, тёмно-коричневый или черный Э Желто-зеленоватый Ю Сиреневый, голубоватый Я Ярко-красный, розовый

Таблица 2 Цветовая и смысловая окраска звукобукв Звуко-буква Цвет звукобуквы характеристика звукобуквы АКрасная, густо-краснаяСветлая. Страстная, яркая, напористая, призывная, напряжённая, громкая. Производит впечатление чего-то доброго, хорошего, большого, светлого, лёгкого, простого, мужественного, активного, сильного, красивого, гладкого, громкого, безопасного, могучего, величественного, радостного. БСветло-голубаяСветлая. Сильная звукобуква. ВСиняяСветлая, нежная, сильная звукобуква. ГСеро-голубаяСильная, быстрая звукобуква, стремительная. ДСине-зелёная ЕзелёнаяСветлая, лёгкая, добрая, медленная, безопасная, хорошая, нежная, мягкая. ЖЖелто-коричневая«Плохая» звукобуква: тёмная, тоскливая, угловатая, устрашающая. ЗзелёнаяСветлая, сильная, звукобуква ИсиняяСветлая, холодная, большая, громкая, храбрая, величественная, нежная. Ассонанс на ударный [и] – это гимн красоте, призыв к свету из мрака, вера и надежда. ЙголубаяСветлая. Самая быстрая и подвижная из всех звукобукв. Нагнетание звукобуквы Й в поэтическом тексте усиливает стремительность. ККрасно-коричневаяТёмная, угрюмая, грустная, позволяющая услышать ноты тревоги. ЛГолубая, синеватаяСветлая звукобуква: в ней слышна любовь, она льётся, льнёт, ластится. ММалиноваяСветлая, нежная звукобуква НСиняяСветлая, нежная, в то же время может быть и ночной, тёмной, тоскливой. Сдвоенная Н – буква ночная, тёмная. ОБледно-жёлтая светло-жёлтая, или бледно-жёлтая, или белая. В сочетании со светлыми звукобуквами – светлая звукобуква, буква света. Яркая. Сильная. Может быть грустной, страшной, тёмной, печальной, если рядом тёмные звукобуквы.

Р Чёрно-красная Тёмная, агрессивная, напористая, сильная, угрюмая, угловатая. Быстрая, могучая, холодная, мужественная, грубая звукобуква. С ЖёлтаяСимвол умиротворения, покоя, тишины. Т Серо-коричневаяТёмная, угрюмая, выражающая грусть, тревогу. У Сине-лиловая, тёмно-синяя, сине-зелёная, темно-лиловая Тёмная. Мужественная, колючая, тоскливая, звукобуква. В доминирующем положении вызывает грусть. Ф фиолетоваяТёмная, плохая», грубая, пассивная, страшная, тусклая, печальная, тихая, трусливая, злая, медлительная звукобуква. Х Серо-кофейнаяТёмная, тоскливая, выражающая грусть, тревогу. Шершавая, отталкивающая, «плохая» звукобуква. Минорная. Ц Ярко-жёлтая звукобуква Ш Серая звукобукваТёмная, медленная, безрадостная, приглушающая свет звукобуква. Щ Жёлто-зелёнаяТемная, горячая, безрадостная, приглушающая свет звукобуква Ч Чёрно-коричневаяТёмная, тоскливая, безрадостная, как и все шипящие Ы Мрачная, чёрная или тёмно-коричневаямрачная звукобуква. Э Жёлто-зеленоватаяСветлая, «добрая», «хорошая», безопасная звукобуква Ю Сиреневая, голубоватаяСветлая, нежная, мажорная, женственная. Я Ярко-красная, розовая

Таблица 3 Символика цвета Цвет Символика БелыйМногозначный символ. Главное его значение – свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь. Символ покоя, безмятежности, тишины, мира, целомудрия. КрасныйСимвол царственности, величия, власти. По мнению И.Якоби, 1 для красного характерны выражения: свежесть, жизненность, жизнеутверждающее начало…и угроза для жизни, опасность. По мнению Гёте, 2 красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение. РозовыйСимвол доброты Красно- коричневый Символ земли, дерева КоричневыйНазвание произошло от слова «кора». Символизирует приземлённость и плодородие. ЖелтыйВ желтом цвете преобладает свет. Ослеплённый светом, цвет как бы освобождается от любых оков, устремляясь во все стороны, преодолевая любые преграды. Теплый желтый цвет – цвет жизни. СинийСреди ассоциаций, которые вызывает у человека синий цвет, чаще всего встречается небо. Другие, наиболее часто встречающиеся ассоциации на слово «синий» - это море, прохлада, лёд, снег. Синий, как цвет неба и моря, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины. Василий Кандинский считает синий «цветом погружения» 3. Чем глубже становятся оттенки синего цвета, тем сильнее зовёт он человека в бесконечное. Синий цвет создает покой. ГолубойГолубой, как и белый, цвет истины, верности. Светло-голубой – символ непостижимого и чудесного. По мнению Гёте, голубой цвет создает воздушную перспективу, одухотворяя зримое. ЗелёныйЦвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Часто символизирует неразрывность и бессмертие. Жёлто-зелёныйСимвол оптимизма, надежды, зарождения, нежности ЧерныйСимвол ночи, смерти, тишины, пустоты, зла.

Ассоциативный процесс восприятия и «расшифровки» звук цвет символ Цвет в тексте может быть представлен звуком и являться символом смысла всего текста.

1 строфа Светлых звукобукв – 58; Темных звукобукв – 26 ______________________________________________________________________ Доминируют гласные: синяя И (2 + 9); жёлто-зелёная Э (3 + 2); бледно-жёлтая О (6+ 1); красная А (3 + 7) ______________________________________________________________________ Преобладают синие звукобуквы: серо-голубая Г (7), синяя Н (9), голубоватая Л (5), голубая Й (7) ______________________________________________________________________ Звуковой повтор: красно-коричневой К (6); серо-коричневой Т (5); желтой О (4)

1 строфа Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.

2 строфа Светлых – 70; Темных – 36 ________________________________________________________________________________ Доминируют : синяя Н (7) ; красно-коричневая К (8) ; желтая С (10 ) ; светло-жёлтая О (6) ________________________________________________________________________________ Доминанта цвета – желтый цвет: жёлтая С (10); светло-желтая О (6) Желто-зелёная Э (5)

2 строфа Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.

3 строфа Светлых – 62; тёмных – 31 ___________________________________________________________ На 1 месте – синие звукобуквы: И (1 + 13) + В (5) + Л (3) + Б (2) + Й (5) + Г (4). _____________________________________________________________ На 2 месте – тёмные звукобуквы: черно-красная Р (7); серо-коричневая Т (6); тёмные, безрадостные Ж,Ч (2); тёмная, чёрно-коричневая Ы (3); тёмно-синяя У (4) ____________________________________________________________ На 3 месте – светло-жёлтые звукобуквы: светло-жёлтая О (5 + 1); ярко-жёлтая Ц (1); жёлтая С (3)

3 строфа Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу…

4 строфа Светлых – 71 Темных – 27 _______________________________________________ Преобладают: желтая С (8); синяя И (12); желто-зелёная Э (4); красная А (16) _______________________________________________ Доминанта цвета – синий цвет: синяя И (4 + 8); голубоватая Л (6); светло-голубая Б (2); голубая Й (2); синяя В (3); синяя Н (8).

4 строфа О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной, Он красоту от смерти уносил!

Густой зелёный ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шёл олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон и ветки. Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной, Он красоту от смерти уносил!

Выводы: 1.Ассоциации, вызванные восприятием поэтического текста, всегда комплексные и объясняются спецификой человеческого восприятия. 2.Всякое слово или его составляющие (звукобуквы) могут быть прочитаны в цвете. 3. Каждая звукобуква и цвет – это символ, знак, который надо только уметь читать, уметь расшифровывать. 4. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для многих.